Сколько стоит стать ученым?

Пухова У.М.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Пухова У.М. Сколько стоит стать ученым? // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 72-77.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838120
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В словаре Ожегова одно из определений слова «ученый» звучит следующим образом: специалист в какой-нибудь области науки. То есть человек, который основательно знает и понимает выбранную им область науки, занимается развитием данного направления. По словам главы Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, профессия ученого становится среди молодых людей такой же привлекательной, как юриста или менеджера. «Изменился менталитет – несколько лет подряд профессию «ученый» школьники включают в список привлекательных профессий наряду с адвокатами и менеджерами», – сообщил Фурсенко на конференции в рамках Петербургского международного экономического форума.

Ключевые слова: высшее образование, образование, научная деятельность



В словаре Ожегова [1] одно из определений слова «ученый» звучит следующим образом: специалист в какой-нибудь области науки. То есть человек, который основательно знает и понимает выбранную им область науки, занимается развитием данного направления. По словам главы Минобрнауки РФ Андрея Фурсенко, профессия ученого становится среди молодых людей такой же привлекательной, как юриста или менеджера. «Изменился менталитет – несколько лет подряд профессию «ученый» школьники включают в список привлекательных профессий наряду с адвокатами и менеджерами», – сообщил Фурсенко на конференции в рамках Петербургского международного экономического форума [2].

Однако, несмотря на все радужные заверения главы Минобразования, количество занятых исследованиями и разработками в России в период 1995-2006 сократилась почти вдвое и составило на конец 2006 года всего 807 066 человек. [3]

Рассматривая состав «действующих» на конец 2006 года исследователей, видим, что только 25,5% из них имеют ученую степень. Возраст основной массы ученых исследователей колеблется от 40 до 60 лет.

Таблица 1

Численность исследователей по возрастным группам в 2006 г. (человек) [4]


Численность исследователей – всего
в том числе в возрасте, лет
до 29 лет включительно
30-39
40-49
50-54
55-59
60-69
70 и более
Исследователи
388 939
66 179
50 937
73 944
51 671
56 600
66 755
22 853
из них имеют ученые степени
99 507
3417
11 240
16 882
12 995
16 057
25 728
13 188
в том числе:








доктора наук
23 880
12
418
2687
2996
4147
7732
5888
кандидаты наук
75 627
3405
10 822
14 195
9 999
11 910
17 996
7300
Для того чтобы «официально» стать ученым в России необходимо пройти достаточно немало испытаний и осуществить значительные финансовые вложения.

Так сколько стоит стать ученым в России? И стоит ли…?

Первый шаг на пути получения звания ученого – получение высшего образования.

На период обучения 2006/07 в России, по данным Росстата [5], насчитывалось более тысячи высших учебных заведений – выбор довольно велик, как и велика разница в стоимости обучения [6].

Для получения диплома магистра и достойных знаний в области экономики и управления необходимо потратить от 26,4 тыс. до 320 тыс. руб. в год. То есть в среднем, чтобы стать дипломированным, хорошо оплачиваемым специалистом в области экономики и управления достаточно иметь в распоряжении около 1 млн. руб [7].

Для подготовки магистра медицинских наук необходимо израсходовать от 170 тыс. руб. до 1 200 тыс. руб.

Окончание магистратуры в области АПК и пищевой промышленности потребует вложений в размере от 282 тыс. руб. до 1 080 тыс. руб.

Машины и оборудование: 204 тыс. руб. – 495 тыс. руб.

Педагоги: 144 тыс. руб. – 1 500 тыс. руб.

Строители: 350 тыс. руб. – 730 тыс. руб.

Самым малочисленным блоком в исследовании агентства «РейтОР»: и по числу анализируемых направлений и специальностей, стала энергетика. Для получения высшего профессионального образования в этой области необходимо от 300 тыс. до 495 тыс. руб.

Магистром в развивающихся отраслях: электронике, телекоммуникациях и информационных технологиях, можно стать имея в распоряжении от 230 тыс. руб до 1 200 тыс. руб.

В общем, для получения высшего профессионального образования необходимо израсходовать от 150 тыс. руб. до 1 500 тыс. руб.

Следующий этап – обучение в аспирантуре и докторантуре.

В законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [8] отмечено, что в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра. Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций не может превышать три года в очной форме, четыре года в заочной форме.

В докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций принимаются граждане Российской Федерации, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет.

Следовательно, для получения звания кандидата наук, необходимо отдать системе образования 9 лет своей жизни [9]. Срок для утверждения себя в звании доктора наук – 12 лет.

Всего в 2008 году в федеральном бюджете предусмотрена оплата обучения 16 904 кандидатов (12 753 человека – на очном обучении) и 1 057 докторов наук [10].

Правительство нашей страны заинтересовано в увеличении количества кандидатов и докторов, прежде всего, технических наук (5863 бюджетных мест для кандидатов и 333 места – для будущих докторов наук). Вдвое меньше государству необходимы ученые в области экономических наук (2148 мест – для кандидатов, 113 – для докторов). Замыкают пьедестал «почетных» наук – физико-математические (1601 место – для кандидатов, 102 места – для докторов). [11]

Если выпускнику вуза не хватило возможностей для поступления на бюджетное послевузовское профессиональное обучение, то его обучение в аспирантуре и докторантуре будет стоить от 25 тыс. до 150 тыс. руб. в год [12] (в зависимости от выбранной науки).

Согласно Федеральной целевой программе [13] правительство планирует в период с 2009 по 2013 гг. направить 90,454 млрд. руб. на создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров. В то же время на Всероссийской педагогической конференции «Реформа образования: мифы и реальность» было озвучено, что количество бюджетных мест в российских вузах сократилось на 25%! А, по мнению министра Андрея Фурсенко, государство, тратя деньги на обучение в вузах, и вовсе участвует в обмане: ведь многие специалисты рабочего места себе потом найти не могут [14]. Выходит, что если решил стать ученым, то только в той области науки, которую «выберет» для тебя государство. На сегодняшний день крайне необходимо (для выполнения Федеральной программы), чтобы в стране стало намного больше кандидатов технических, экономических и физико-математических наук.

По мнению правительства РФ, нашей стране необходимо всего лишь 148 медицинских работников высшей квалификации, а для развития агропромышленного комплекса достаточно 104 человека с ученой степенью.

Конечно, стране необходимы кадры технического и физико-математического склада ума, но и о культурном развитии не стоит забывать, чтобы не стать «роботами» по выполнению программ Правительства. Контрольные цифры бюджетных мест в аспирантуре и докторантуре показывают, что работникам культуры и искусства с ученой степенью в общем количестве оплачиваемых государством мест отводится 0,73% и 0,4% соответственно.

Эта же целевая программа ставит задачей повысить оплату труда научных работников до 60 тыс. руб. Но это будет в далеком 2013 году. А что сейчас?

Таблица 2

Среднемесячная заработная плата работников организаций по видам деятельности, руб. [15]

Вид деятельности
2006
Научные исследования и разработки
12 323,9
Рыболовство, рыбоводство
12 310,8
Добыча полезных ископаемых
23 145,2
Обрабатывающие производства
10 198,5
Производство кокса и нефтепродуктов
22 319,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
12 827,5
Строительство
10 869,2
Транспорт и связь
13 389,9
Финансовая деятельность
27 885,5
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
12 763,2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
13 477,3
Образование
6 983,3
Здравоохранение и предоставление социальных услуг
8 059,9
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
7 996,4
Как видно из представленных данных, заработная плата ученого находится примерно на одном уровне с оплатой труда рыболовов и рыбоводов. Самым оплачиваемым видом деятельности является финансовая.

Исходя из средних затрат на получение звания доктора наук (1 350 тыс.руб.), посвящение себя финансовой деятельности «окупит» понесенные расходы через 4 года, в то время как оплата труда ученого, занятого исследованиями и разработками позволит покрыть затраты на образование лишь за 9 лет.

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод, что профессия ученого на сегодняшний день в России не является одной из самых престижных. Ограничения, установленные Правительством, значительные затраты времени, денег и в итоге сравнительно низкая заработная плата существенно сужают круг потенциальных ученых, которые могли бы заниматься научной работой. Современные молодые люди стремятся построить карьеру, самоутвердиться, в связи с чем выбирают «быстро окупаемые» виды деятельности (финансовая, добыча полезных ископаемых и др.).


Источники:

1. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат.сб. / Росстат. – М., 2007. – 825 с.
2. Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1.
4. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
5. Данные интернет ресурсов: http://mon.gov.ru, http://www.fasi. gov.ru/, http://www.ed.gov.ru, http:// www.2edu.ru/, http://www.reitor.ru,
http://ozhegov.ru/.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 03:58:57