Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития
Притворова Т.П.1
, Петренко Е.С.2
, Аяганова М.П.3
1 НИИ регионального развития
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
3 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза
Скачать PDF | Загрузок: 23
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлены результаты социологического исследования, имеющего целью выявить прецеденты развития деятельности с регулярным доходом некоммерческими организациями в Центральном Казахстане. Используя простейшую схему бизнес-модели (ценностное предложение, потребители, цепочка производства стоимости и ресурсы, схемы получения дохода) авторы с применением метода кейс-анализа выявляют основные типы доходной деятельности организаций и описывают варианты применяемых бизнес-моделей. В составе этих типов представлены: использование материальных и нематериальных активов по максимуму, дополнительный доход за счет использования дешевых ресурсов, модель доступности при стандартном предложении, модель краудфандинга. Наиболее успешными у некоммерческих организаций являются бизнес-модели, основанные на коммерциализации услуг, аналогичных или дополняющих профильную детальность. Как правило, эта бизнес-модель опирается на квалифицированные трудовые ресурсы и предшествующую ресурсную поддержку партнеров, в том числе зарубежных. Слабыми сторонами некоммерческих организаций являются нечеткое позиционирование конкурентных преимуществ, отсутствие четкой стратегии развития, в том числе маркетинговой.
Ключевые слова: бизнес-модель, социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, типирование, социальная ценность
JEL-классификация: M14, M21, M29
Источники:
Баханькова Е.Р., Москвина А.Ю., Суходольская Н.А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаий. / под ред. К. Г. Чупровой. - СПб. : Центр развития некоммерческих организаций, 2014. – 157 с.
3. Dees J.G., Anderson B.B. Framing a theory of social entrepreneurship: building on two schools of practice and thought // ARNOVA Occasional Paper Series. – 2006. – № 3. – С. 1-28.
Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Palgrave Macmillan, 2010. - 307 p
Alter K. Social enterprise typology. Virtue Ventures LLC, 2007. - 124 p
6. Остин Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. – 2010. – № 3. – С. 115-145.
7. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. – 2006. – № 3. – С. 46.
Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - С.П-б., 2015. – 213 с.
9. Shaw E. Social entrepreneurship: theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2007. – № 3. – С. 418-434.
Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003. – p.194
Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 284 с.
12. Thompson J., Doherty В. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories // International Journal of Social Economics. – 2006. – № 5/6. – С. 361-375.
Московская А., Батардина М., Традина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М.:Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. – 50 с.
14. Шматкова Е. Социальное предпринимательство как часть бизнеса и гражданского общества // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 10(056). – С. 143-146.
15. Восколович Н. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. – 2013. – № 1(3). – С. 52-55.
16. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в контексте опыта организации в странах Западной Европы // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 8(65). – С. 163-169.
Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. – 282 с.
Национальные счета Республики Казахстан, 2015. Stat. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gov.kz.
Грассман О., Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 430 с.
Доклад ООН о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. Unic.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-2014-obespechenie-ustoichivogo-progressa-chel.
Программа развития продуктивной занятости и предпринимательства на 2017-2021гг. Zakon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4840554-pravitelstvo-rk-utverdilo-programmu.html.
Страница обновлена: 20.07.2025 в 06:05:10
Download PDF | Downloads: 23
Non-profit sector as a basis for social entrepreneurship in Kazakhstan: potential and development models
Pritvorova T.P., Petrenko E.S., Ayaganova M.P.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 4 (April 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article presents the results of a sociological study aimed at identifying precedents for the development of activities with regular income by non-profit organizations in Central Kazakhstan. Using the simplest scheme of business model, namely, value proposition, consumers, value chain and resources, income generation schemes, the authors using the case analysis method identify the main types of organizations' income activity and describe the variants of the applied business models. These types involve the maximum use of tangible and intangible assets, additional income using cheap resources, accessibility model with a standard proposal and crowdfinding model. Business models based on commercialization of services that are similar or complementary to the profile detail are the most successful in non-profit organizations. As a rule, this business model involves qualified labor resources and the previous resource support of partners, including foreign ones. Fuzzy positioning of competitive advantages, lack of a clear development strategy, including marketing, are weaknesses of non-profit organizations.
Keywords: business model, social entrepreneurship, non-profit sector, social value, typing
JEL-classification: M14, M21, M29
