Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития

Притворова Т.П.1, Петренко Е.С.2, Аяганова М.П.3
1 НИИ регионального развития
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
3 Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Притворова Т.П., Петренко Е.С., Аяганова М.П. Некоммерческий сектор как базис социального предпринимательства в Казахстане: потенциал и модели развития // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 4. – С. 919-932. – doi: 10.18334/rp.19.4.38905.

Аннотация:
В статье представлены результаты социологического исследования, имеющего целью выявить прецеденты развития деятельности с регулярным доходом некоммерческими организациями в Центральном Казахстане. Используя простейшую схему бизнес-модели (ценностное предложение, потребители, цепочка производства стоимости и ресурсы, схемы получения дохода) авторы с применением метода кейс-анализа выявляют основные типы доходной деятельности организаций и описывают варианты применяемых бизнес-моделей. В составе этих типов представлены: использование материальных и нематериальных активов по максимуму, дополнительный доход за счет использования дешевых ресурсов, модель доступности при стандартном предложении, модель краудфандинга. Наиболее успешными у некоммерческих организаций являются бизнес-модели, основанные на коммерциализации услуг, аналогичных или дополняющих профильную детальность. Как правило, эта бизнес-модель опирается на квалифицированные трудовые ресурсы и предшествующую ресурсную поддержку партнеров, в том числе зарубежных. Слабыми сторонами некоммерческих организаций являются нечеткое позиционирование конкурентных преимуществ, отсутствие четкой стратегии развития, в том числе маркетинговой.

Ключевые слова: бизнес-модель, социальное предпринимательство, некоммерческий сектор, типирование, социальная ценность

JEL-классификация: M14, M21, M29

Источники:

1. Шлихтер А. “Третий сектор” (некоммерческий) и гражданское общество США // МЭ и МО. – 2006. – № 12. – С. 31-40.
Баханькова Е.Р., Москвина А.Ю., Суходольская Н.А. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаий. / под ред. К. Г. Чупровой. - СПб. : Центр развития некоммерческих организаций, 2014. – 157 с.
3. Dees J.G., Anderson B.B. Framing a theory of social entrepreneurship: building on two schools of practice and thought // ARNOVA Occasional Paper Series. – 2006. – № 3. – С. 1-28.
Sommerrock K. Social entrepreneurship business models: Palgrave Macmillan, 2010. - 307 p
Alter K. Social enterprise typology. Virtue Ventures LLC, 2007. - 124 p
6. Остин Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия // Вестник С.-Петербургского ун-та. Сер. Менеджмент. – 2010. – № 3. – С. 115-145.
7. Light P.C. Reshaping social entrepreneurship // Stanford Social Innovation Review. – 2006. – № 3. – С. 46.
Арай Ю. Бизнес-модели в социальном предпринимательстве: типология и особенности формирования. / Дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - С.П-б., 2015. – 213 с.
9. Shaw E. Social entrepreneurship: theoretical antecedents and empirical analysis of entrepreneurial processes and outcomes // Journal of Small Business and Enterprise Development. – 2007. – № 3. – С. 418-434.
Boschee J., McClurg J. Toward a better understanding of social entrepreneurship: some important distinctions. 2003. – p.194
Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. – 284 с.
12. Thompson J., Doherty В. The diverse world of social enterprise: a collection of social enterprise stories // International Journal of Social Economics. – 2006. – № 5/6. – С. 361-375.
Московская А., Батардина М., Традина Л. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России. - М.:Изд-во ГУ-ВШЭ, 2007. – 50 с.
14. Шматкова Е. Социальное предпринимательство как часть бизнеса и гражданского общества // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 10(056). – С. 143-146.
15. Восколович Н. Социальное предпринимательство как инновационное направление развития услуг // Вестник УГАЭС. Сер.: Экономика. – 2013. – № 1(3). – С. 52-55.
16. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в контексте опыта организации в странах Западной Европы // Вестник экономической интеграции. – 2013. – № 8(65). – С. 163-169.
Yin R.K. Case study research: design and methods. - Los Angeles: Sage Publications, 2014. – 282 с.
Национальные счета Республики Казахстан, 2015. Stat. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stat.gov.kz.
Грассман О., Франкенберг К., Шик М. Бизнес-модели: 55 лучших шаблонов. - М.: Альпина Паблишер, 2016. – 430 с.
Доклад ООН о человеческом развитии 2014. Обеспечение устойчивого прогресса человечества: Уменьшение уязвимости и формирование жизнестойкости. Unic.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unic.ru/library/dokumenty-oon/doklad-o-chelovecheskom-razvitii-2014-obespechenie-ustoichivogo-progressa-chel.
Программа развития продуктивной занятости и предпринимательства на 2017-2021гг. Zakon. [Электронный ресурс]. URL: https://www.zakon.kz/4840554-pravitelstvo-rk-utverdilo-programmu.html.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 21:07:34