Российский рынок общественного здоровья
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Общеизвестно, что наукоемкие технологии в краткосрочной перспективе прибыли не приносят и, как правило, отражают потребности оборонного сектора экономики. С окончанием “холодной” войны милитаризация экономики стала рассматриваться как признак социальной и политической отсталости страны. Развитые страны в настоящее время делают основной акцент на финансировании перспективных медицинских разработок. Лидером в этой области являются США, которые, несмотря на громадные (по российским понятиям) вложения в военный сектор, тратят на нужды здравоохранения почти 15% валового национального продукта.
Ключевые слова: национальная экономика, система здравоохранения
Общеизвестно, что наукоемкие технологии в краткосрочной перспективе прибыли не приносят и, как правило, отражают потребности оборонного сектора экономики. С окончанием “холодной” войны милитаризация экономики стала рассматриваться как признак социальной и политической отсталости страны. Развитые страны в настоящее время делают основной акцент на финансировании перспективных медицинских разработок. Лидером в этой области являются США, которые, несмотря на громадные (по российским понятиям) вложения в военный сектор, тратят на нужды здравоохранения почти 15% валового национального продукта.
Научно-технический прогресс в медицине формируется под влиянием, так называемого, "рынка общественного здоровья", который включает в себя множество сегментов ‑ от лечебно-профилактической практики (государственные учреждения и частнопрактикующие специалисты, сами пациенты, фармацевтическая и медико-техническая промышленность и т.д.) до медицинского страхования и физической культуры. Вмешательство государства в регулирование этого рынка обусловлено необходимостью иметь здоровое, экономически активное население страны. Для этого здравоохранение требует от государства гибкой ценовой, налоговой и инвестиционной политики.
Со своей стороны рынок общественного здоровья исходит из общих задач бизнеса и ставит целью получение максимальной прибыли, например, за счет увеличения объема продаж медицинского оборудования и лекарственных средств (рис. 1).
Рис. 1. Сегментация рынка товарной продукции медицинского назначения
1 - лекарственные средства (74,0%), 2 – иммунобиологические препараты (8,2%), 3 – медицинская техника (7,8%), 4 – медицинские изделия из стекла (5,3%), 5 – фармацевтическая продукция (4,7%)
На российском рынке общественного здоровья отечественная и зарубежная продукция сегодня может быть разделена на два товарных блока.
Первый блок содержит группу изделий, которые вообще не выпускаются в России, или выпускаются, но по своим показателям не соответствуют мировому уровню. Потребности лечебно-профилактических учреждений страны в такой продукции в ближайшем будущем будут удовлетворяться преимущественно за счет импорта.
Во втором блоке сгруппированы те изделия, которые в настоящее время соответствуют (или с небольшими доработками могут удовлетворять) мировому уровню и требованиям Минздрава России по оснащению лечебно-профилактических учреждений. Положительным примером успешного внедрения на российский рынок продукции отечественных производителей является освоение ими сегмента протезирования дефектных конечностей инвалидов труда и военных действий.
Сосудистые и другие заболевания, аварии на транспорте, несчастные случаи на производстве, военные действия в “горячих” точках – это только часть причин существования одного из целевых сегментов рынка общественного здоровья – протезно-ортопедической помощи. Общее число нуждающихся в такой помощи составляет более 1,5 млн. человек (рис. 2).
Протезы верхних конечностей
|
Протезы нижних конечностей
| ||
Кисть, пальцы
Предплечье Плечо После вычленения плеча Прочие |
12,5%
52% 29% 3% 3,5% |
Стопа
Голень Бедро После вычленения бедра Прочие |
0,6%
52,5% 46% 0,6% 0,3% |
Постановлением Совета Министров СССР № 722 от 1 сентября 1989 года “О мерах по коренному улучшению производства протезно-ортопедических изделий для инвалидов” работы по созданию средств протезирования и реабилитации инвалидов были поручены Министерству общего машиностроения СССР. Головной организацией было определено НПО “Энергия” (РКК “Энергия” имени С. П. Королева). В период с 1990 г. по 1997 г. был создан, а затем внедрен на подавляющем большинстве протезных предприятий страны, целый комплекс средств протезирования верхних и нижних конечностей. Это позволяет практически отказаться от импорта зарубежной продукции и технологий.
Таких темпов не отмечалось в мировой практике протезирования. Так, например, США достигли современного уровня в этом направлении, затратив свыше 20 млрд. долларов после войны во Вьетнаме, а известной в мировой практике фирме “Otto Bock” для достижения такого уровня потребовалось 70 лет.
Необходимо отметить, что, если на первом этапе проведения работ технические решения отечественных разработчиков во многом повторяли конструкции аналогичных изделий ведущих фирм мира, то изделия следующих поколений отличает оригинальность и самостоятельность конструктивных решений. Внедрен модульный принцип построения протезов и ортопедических аппаратов в системе, совместимой с наиболее распространенными в России зарубежными изделиями. Модульное построение протезов позволяет из ограниченной номенклатуры модулей, выпускаемых серийно на хорошо оснащенных предприятиях (рис. 3), собирать практически неограниченную номенклатуру индивидуальных протезов в условиях даже небольших мастерских. Цена современных отечественных протезных модулей в 7-8 раз ниже цены аналогов германской фирмы “Otto Bock”.
Рис. 3. Сопоставимая доля рынка протезно-ортопедических изделий
1 – МПО “Металлист” (40%), 2 – РКК “Энергия” (21%), 3 – “Рыбинские моторы” (6%), 4 – “Otto Bock”, ФРГ (3%), 5 – Реутовский завод (30%)
В области разработки и производства отечественной медицинской техники (рис. 4) по
Рис. 4. Сегментация рынка изделий медицинской техники
1 – медицинские приборы и аппараты (42%), 2 – медицинские изделия из стекла и полимеров (2%), 3 – медицинское оборудование (25%), 4 – медицинские инструменты, включая шприцы и иглы одноразового применения (15%), 5 – прочие виды продукции (16%)
новым наукоемким технологиям на российском рынке оборудования в среднем отстает от мирового на 15-20 лет при существенно более узкой номенклатуре, то положение в этом сегменте рынка общественного здоровья можно охарактеризовать как близкое к критическому.
Превосходство импорта медицинских изделий и препаратов на отечественном рынке объясняется не только их техническими преимуществами, но, в первую очередь, развалом существовавшей инфраструктуры по закупке и сервисному обслуживанию медицинской аппаратуры. С одной стороны сокращение закупок отечественного медицинского оборудования объясняют (в большинстве случаев справедливо) ограничениями в финансировании учреждений здравоохранения. Так, даже по защищенным статьям бюджета государственные учреждения здравоохранения не могут удовлетворить свои потребности в медикаментах и расходных материалах. Но в то же время на отечественном рынке, практически в каждом регионе страны, активно и успешно работают сотни организаций, представляющих интересы зарубежных фирм-производителей изделий медицинского назначения. Идет широкомасштабная закупка импортной медицинской техники по всей номенклатуре, включая аналоги, выпускаемые отечественной промышленностью и не уступающие зарубежным по функциональным возможностям. Массовая замена отечественной медицинской аппаратуры на импортную приводит к неуправляемости процессом ее технического обслуживания и зависимости лечебно-профилактических учреждений от импорта расходных материалов и запасных частей.
Экспорт российской медико-технической продукции представлен, в основном простыми изделиями, такими как инструменты широкого применения, микрохирургические инструменты, автоматические иглы и иглодержатели, а также эндоскопическая техника и т.п. Удельный вес экспортной продукции в объеме выпуска изделий медицинской промышленности достигает лишь 5%. Существенным препятствием на пути экспорта отечественной медицинской техники в страны дальнего зарубежья являются сертификационные барьеры, так как отечественные сертификаты не признаются большинством европейских национальных органов системы международной сертификации. В России до настоящего времени отсутствуют испытательные лаборатории и центры, аккредитованные в системе международной сертификации по медицинской технике. По этой причине российская экспортная продукция должна проходить продолжительные и дорогостоящие сертификационные испытания за рубежом.
Современная медицина все увереннее проникает в сеть Интернет, в которой заложено огромное количество научно-технической, в том числе медицинской информации. Ограниченность и дороговизна доступа лечебно-профилактических учреждений к свежим традиционным информационным источникам позволяют считать, что в ближайшем будущем Интернет может оказаться единственным реальным информационным помощником для многих сегментов рынка общественного здоровья. В настоящее время вместе с электронными аптеками в World Wide Web насчитывается более 20 тысяч узлов, имеющих отношение к охране здоровья. Однако, зачастую, вместо решения информационных задач многие серверы напрямую торгуют лекарственными препаратами и медицинской техникой или направляют посетителей в электронные магазины своих партнеров, получая затем долю прибыли от продаж. В погоне за прибылью такая практика в ряде случаев страдает необъективностью рекомендаций.
Выводы:
1. В современной России отсутствует государственная идеология комплексного обеспечения учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и лекарственными средствами, что привело к преимущественному распространению на отечественном рынке общественного здоровья импортного оборудования.
2. Массовая замена отечественной медицинской аппаратуры на импортную приводит к неуправляемости процессом ее технического обслуживания и зависимости лечебно-профилактических учреждений от импорта расходных материалов и запасных частей
3. Отсутствие испытательных лабораторий и сертификационных центров, аккредитованных в системе международной сертификации по медицинской технике вынуждает российских производителей проходить продолжительные и дорогостоящие сертификационные испытания за рубежом
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:07:14