Новые инфраструктурные факторы развития Иркутской области и сопредельных регионов

Плеслов А.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 4 (Апрель 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье исследованы процессы и факторы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Рассмотрены тенденции практики поиска механизма регионального развития в рамках реализации целенаправленной государственной политики. Статья дает целостное представление о взаимосвязи возможностей социально-экономического развития регионов с государственной стратегией пространственного развития России предусматривающей реализацию целевых программ, способных привести к структурным изменениям в сферах производства, транспорта, расселения, природопользования и экологии. При этом первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона. Статья посвящена выявлению возможностей регионального развития на базе инфраструктурных факторов как необходимого условия для расширенного промышленного производства на базе интенсивного освоения природных ресурсов на всей территории региона, что позволяет перейти от экспортно-сырьевой к инновационной и высокотехнологичной экономике, позволяющей расширить размещение импортозамещающих производств, стимулировать выпуск конкурентоспособной продукции и создать тысячи новых рабочих мест. В статье представлен материал представляющий интерес для широкого круга лиц, проявляющих профессиональный интерес к проблемам региональной экономики.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, транспортная инфраструктура, инфраструктурный комплекс, инфраструктурные проекты, субъекты РФ, регионы-доноры, регионы- реципиенты, инфраструктурные факторы развития региона, опорные территории развития, стратегия пространственного развития России

JEL-классификация: M13, O18, R30, M20

Тезисы (Highlights):

  • • Одним из проблемных вопросов постоянно находящихся в повестке дня руководства страны в течение почти тридцати последних лет, является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов РФ.
  • • Существующие проблемы регионального развития являются отражением исторически сложившейся пространственной неоднородности экономики России.
  • • Проблемы формирования федерального и региональных бюджетов, а также дотаций и других трансфертов — проблемы не только экономические, но и политические.
  • • Фактически все регионы РФ с точки зрения бюджетных отношений делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты т.е. дотационные регионы.
  • • Действующая в РФ система бюджетного федерализма не стимулирует процессы регионального развития.
  • • Перелом негативных тенденций и создание возможностей регионального развития могут быть реализованы только в рамках государственной стратегии пространственного развития России.
  • • Первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона.
  • • Инфраструктура обеспечивает единство экономического пространства, комплексность развития и функционирования хозяйства страны на различных его уровнях .
  • • Главная задача на ближайшие шесть и более лет сформулирована как реализация стратегии пространственного развития России, основой которой является обеспечение «связанности» страны для чего необходимо буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями на базе транспортной инфраструктуры.
  • • Особым образом Президент России подчеркнул необходимость опережающей модернизации БАМа и Транссиба для формирования евразийских сквозных транспортных коридоров и создания условий для развития прилегающих к этим магистралям регионов.
  • • Железнодорожный транспорт является мощным инфраструктурным фактором комплексного развития прилегающих территорий, особенно если это заранее предусмотрено концепцией развития самой магистрали.
  • • При целенаправленном опережающем развитии железнодорожного транспорта на территории региона обеспечивается: развитие основных производств; территориальное разделение труда и специализация региона; регулярная устойчивая связь населенных пунктов; создание новых рабочих мест для трудоспособного населения; интенсивное заселение примагистральных территорий.
  • • Перспективы социально-экономического развития регионов РФ неразрывно связаны с возможностями реализации Стратегии пространственного развития страны, которая по прямому указанию Президента России является первоочередной задачей Правительства.

Источники:

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 30.02.2003, №31, ст.4006
Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2014, №21, ст.674
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 30.08.1998, №154, ст.673
Распоряжение Правительства РФ от 17 июня 2008 года № 877-р. «Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.08.2008, №2, ст. 508
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года».// Собрание законодательства Российской Федерации, 11.08.2010, №15, ст. 2097
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.2010, №24, ст.3549
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 августа2015 г. N 2193-р «Об утверждении Концепции развития приграничных территорий субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа и Байкальского региона» //Собрание законодательства Российской Федерации, 13.01.2010, №24, ст.3549
Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 года. Irkobl.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030.
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) от 01.03.2013. Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2.
Основные проекты. Модернизация БАМа и Транссиба. Официальный сайт Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Проекты. Байкало-Амурская магистраль. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Проекты. Транссибирская магистраль. Российские железные дороги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения). Российские железные дороги. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rzd/.
14. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 5-35.
Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ACTIVITY/sections.
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.minfin.ru/ru/document/orders/#.
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru.
Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018г. Сайт Президента России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957.
19. Плеслов А.А. Новые формы территориальной организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 23. – С. 3405-3412. – doi: 10.18334/rp.17.23.37176.
20. Плеслов А.А. Факторный анализ взаимодействия предприятий малой промышленной группы // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4. – С. 706-713. – doi: 10.18334/rp.18.4.37368.
21. Плеслов А.А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – С. 749. – doi: 10.18334/rp.18.5.37606.
22. Плеслов А.А. Факторы и возможности развития малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2018. – № 2. – С. 485-495.
Российский статистический ежегодник. 2016. / Стат.сб. - М.: Росстат, 2016. – 725 с.
Российский статистический ежегодник. 2017. / Стат.сб. - М.:Росстат, 2017. – 686 с.

Страница обновлена: 15.08.2025 в 17:55:12

 

 

New infrastructure development factors of the Irkutsk region and adjacent regions

Pleslov A.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 4 (April 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article studies the processes and factors of socio-economic development of constituent entities of the Russian Federation. We consider trends in the practice of searching for the mechanism of regional development within the framework of the implementation of targeted public policy. The article provides a holistic picture of relationship between the opportunities for socio-economic development of regions and the state strategy of spatial development of Russia, which provides for the implementation of targeted programs that can lead to structural changes in production, transport, resettlement, environmental management and ecology. At the same time, infrastructure projects, namely, energy, transport, communications, should be implemented first because they create the necessary conditions for any economic activity in the region. The article is devoted to the identification of regional development opportunities on the basis of infrastructure factors as a necessary condition for expanded industrial production based on intensive development of natural resources throughout the region, which makes it possible to shift from an export-raw to an innovative and high-tech economy that allows expanding the location of import-substituting industries, stimulating the production of competitive products and creating thousands of new jobs. The article presents material which is of interest for people taking a professional interest in the problems of regional economy.

Keywords: infrastructure complex, transport infrastructure, infrastructure projects, constituent entities of the Russian Federation, donor regions, recipient regions, fiscal federalism, infrastructure factors of regional development, basic development territories, spatial development strategy of Russia

JEL-classification: M13, O18, R30, M20

Highlights:

  • • Одним из проблемных вопросов постоянно находящихся в повестке дня руководства страны в течение почти тридцати последних лет, является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов РФ.
  • • Существующие проблемы регионального развития являются отражением исторически сложившейся пространственной неоднородности экономики России.
  • • Проблемы формирования федерального и региональных бюджетов, а также дотаций и других трансфертов — проблемы не только экономические, но и политические.
  • • Фактически все регионы РФ с точки зрения бюджетных отношений делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты т.е. дотационные регионы.
  • • Действующая в РФ система бюджетного федерализма не стимулирует процессы регионального развития.
  • • Перелом негативных тенденций и создание возможностей регионального развития могут быть реализованы только в рамках государственной стратегии пространственного развития России.
  • • Первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона.
  • • Инфраструктура обеспечивает единство экономического пространства, комплексность развития и функционирования хозяйства страны на различных его уровнях .
  • • Главная задача на ближайшие шесть и более лет сформулирована как реализация стратегии пространственного развития России, основой которой является обеспечение «связанности» страны для чего необходимо буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями на базе транспортной инфраструктуры.
  • • Особым образом Президент России подчеркнул необходимость опережающей модернизации БАМа и Транссиба для формирования евразийских сквозных транспортных коридоров и создания условий для развития прилегающих к этим магистралям регионов.
  • • Железнодорожный транспорт является мощным инфраструктурным фактором комплексного развития прилегающих территорий, особенно если это заранее предусмотрено концепцией развития самой магистрали.
  • • При целенаправленном опережающем развитии железнодорожного транспорта на территории региона обеспечивается: развитие основных производств; территориальное разделение труда и специализация региона; регулярная устойчивая связь населенных пунктов; создание новых рабочих мест для трудоспособного населения; интенсивное заселение примагистральных территорий.
  • • Перспективы социально-экономического развития регионов РФ неразрывно связаны с возможностями реализации Стратегии пространственного развития страны, которая по прямому указанию Президента России является первоочередной задачей Правительства.