New infrastructure development factors of the Irkutsk region and adjacent regions

Pleslov A.A.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 4 (April 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article studies the processes and factors of socio-economic development of constituent entities of the Russian Federation. We consider trends in the practice of searching for the mechanism of regional development within the framework of the implementation of targeted public policy. The article provides a holistic picture of relationship between the opportunities for socio-economic development of regions and the state strategy of spatial development of Russia, which provides for the implementation of targeted programs that can lead to structural changes in production, transport, resettlement, environmental management and ecology. At the same time, infrastructure projects, namely, energy, transport, communications, should be implemented first because they create the necessary conditions for any economic activity in the region. The article is devoted to the identification of regional development opportunities on the basis of infrastructure factors as a necessary condition for expanded industrial production based on intensive development of natural resources throughout the region, which makes it possible to shift from an export-raw to an innovative and high-tech economy that allows expanding the location of import-substituting industries, stimulating the production of competitive products and creating thousands of new jobs. The article presents material which is of interest for people taking a professional interest in the problems of regional economy.

Keywords: infrastructure complex, transport infrastructure, infrastructure projects, constituent entities of the Russian Federation, donor regions, recipient regions, fiscal federalism, infrastructure factors of regional development, basic development territories, spatial development strategy of Russia

JEL-classification: M13, O18, R30, M20

Highlights:

  • • Одним из проблемных вопросов постоянно находящихся в повестке дня руководства страны в течение почти тридцати последних лет, является выравнивание диспропорций в развитии экономики регионов РФ.
  • • Существующие проблемы регионального развития являются отражением исторически сложившейся пространственной неоднородности экономики России.
  • • Проблемы формирования федерального и региональных бюджетов, а также дотаций и других трансфертов — проблемы не только экономические, но и политические.
  • • Фактически все регионы РФ с точки зрения бюджетных отношений делятся на регионы-доноры и регионы-реципиенты т.е. дотационные регионы.
  • • Действующая в РФ система бюджетного федерализма не стимулирует процессы регионального развития.
  • • Перелом негативных тенденций и создание возможностей регионального развития могут быть реализованы только в рамках государственной стратегии пространственного развития России.
  • • Первыми должны реализовываться инфраструктурные проекты (энергетика, транспорт, связь), создающие необходимые всеобщие условия для любой экономической деятельности на территории региона.
  • • Инфраструктура обеспечивает единство экономического пространства, комплексность развития и функционирования хозяйства страны на различных его уровнях .
  • • Главная задача на ближайшие шесть и более лет сформулирована как реализация стратегии пространственного развития России, основой которой является обеспечение «связанности» страны для чего необходимо буквально «прошить» всю территорию России современными коммуникациями на базе транспортной инфраструктуры.
  • • Особым образом Президент России подчеркнул необходимость опережающей модернизации БАМа и Транссиба для формирования евразийских сквозных транспортных коридоров и создания условий для развития прилегающих к этим магистралям регионов.
  • • Железнодорожный транспорт является мощным инфраструктурным фактором комплексного развития прилегающих территорий, особенно если это заранее предусмотрено концепцией развития самой магистрали.
  • • При целенаправленном опережающем развитии железнодорожного транспорта на территории региона обеспечивается: развитие основных производств; территориальное разделение труда и специализация региона; регулярная устойчивая связь населенных пунктов; создание новых рабочих мест для трудоспособного населения; интенсивное заселение примагистральных территорий.
  • • Перспективы социально-экономического развития регионов РФ неразрывно связаны с возможностями реализации Стратегии пространственного развития страны, которая по прямому указанию Президента России является первоочередной задачей Правительства.

References:

(2016). Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2016 [Russian Statistical Yearbook. 2016] M.: Rosstat. (in Russian).
(2017). Rossiyskiy statisticheskiy ezhegodnik. 2017 [Russian Statistical Yearbook. 2017] M.: Rosstat. (in Russian).
Akindinova N., Kuzminov Ya., Yasin E. (2016). Ekonomika Rossii: pered dolgim perekhodom [Russia’s economy: before the long transition]. Voprosy Ekonomiki. (6). 5-35. (in Russian).
Pleslov A.A. (2016). Novye formy territorialnoy organizatsii predprinimatelskoy deyatelnosti [New forms of territorial business organization]. Russian Journal of Entrepreneurship. 17 (23). 3405-3412. (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.23.37176.
Pleslov A.A. (2017). Faktornyy analiz vzaimodeystviya predpriyatiy maloy promyshlennoy gruppy [Factor analysis of the interaction between enterprises of small industrial group]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (4). 706-713. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.4.37368.
Pleslov A.A. (2017). Organizatsionno-ekonomicheskie faktory sozdaniya i razvitiya industrialnyh parkov [Organizational and economic factors of creation and development of industrial parks]. Russian Journal of Entrepreneurship. 18 (5). 749. (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.5.37606.
Pleslov A.A. (2018). Faktory i vozmozhnosti razvitiya malogo predprinimatelstva [Factors and opportunities for small business development ]. Russian Journal of Entrepreneurship. 19 (2). 485-495. (in Russian).
Основные проекты. Модернизация БАМа и ТранссибаОфициальный сайт Открытого акционерного общества «Российские железные дороги». (in Russian). Retrieved from http://www.rzd/
Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. (in Russian). Retrieved from https://www.minfin.ru/ru/document/orders/#
Официальный сайт Минэкономразвития России. (in Russian). Retrieved from http://economy.gov.ru/minec/ACTIVITY/sections
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. (in Russian). Retrieved from http://government.ru
Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018гСайт Президента России. (in Russian). Retrieved from http://www.kremlin.ru/events/president/news/56957
Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России) от 01.03.2013Официальный сайт Министерства экономического развития. (in Russian). Retrieved from http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2
Проекты. Байкало-Амурская магистральОткрытое акционерное общество «Российские железные дороги». (in Russian). Retrieved from http://www.rzd/
Проекты. Транссибирская магистральРоссийские железные дороги. (in Russian). Retrieved from http://www.rzd/
Стратегии социально-экономического развития Иркутской области до 2030 годаIrkobl.ru. (in Russian). Retrieved from http://irkobl.ru/sites/economy/socio-economic/project2030
Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения)Российские железные дороги. (in Russian). Retrieved from http://www.rzd/

Страница обновлена: 20.04.2025 в 06:09:32