Влияние человеческого капитала и других факторов производства на доходы населения в регионах России
Скачать PDF | Загрузок: 8 | Цитирований: 17
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 2 (26), Февраль 2009
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11701952
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
Стандартная схема экономического анализа предполагает, что объемы производства и доходы его участников зависят от затрат капитала и труда, а также от набора технологий, располагаемых обществом. Современную экономику все чаще называют инновационной экономикой или экономикой знаний, так как все большую роль в ней играют накопленные обществом знания и способность предпринимателей и наемных работников к созданию новых знаний, технологий и продуктов, и их использованию в производстве товаров и услуг.
Ключевые слова: доходы населения, инновационная экономика, человеческий капитал, знания, экономика знаний, региональный аспект
Стандартная схема экономического анализа предполагает, что объемы производства и доходы его участников зависят от затрат капитала и труда, а также от набора технологий, располагаемых обществом. Современную экономику все чаще называют инновационной экономикой или экономикой знаний, так как все большую роль в ней играют накопленные обществом знания и способность предпринимателей и наемных работников к созданию новых знаний, технологий и продуктов, и их использованию в производстве товаров и услуг.
Примерами исследований инновационной экономики могут служить работы Л. Туроу (1996), В.Л. Макарова (2003), П.М. Ромера (1990), А. Де Ла Фуэнте и А. Чикконе (2002), и многих других авторов. [1]
Поэтому, в стандартную производственную функцию в качестве дополнительного аргумента, к физическому капиталу и численности работников, все чаще добавляют человеческий капитал, который измеряют либо средним числом лет обучения одного работника, либо долей работников с высшим образованием в общей численности работников.
Довольно часто влияние человеческого капитала на уровень производительности труда и доходы населения связывают с экстерналиями человеческого капитала, то есть с внешними, для носителей человеческого капитала, выгодами, получаемыми иными субъектами хозяйственной деятельности. По мнению А. Чикконе и Г. Пери экстерналии агрегированного человеческого капитала могут помочь объяснить межстрановые различия в экономическом развитии, недостаточные потоки капитала в бедные страны, влияние агломераций на экономический рост и другие макроэкономические феномены. [2]
В чем заключаются эти положительные экстерналии образования? Хотя они и имеют разные формы, выделяют две основные группы - денежные и недежные образовательные экстерналии.
Во-первых, образование увеличивает гражданскую обязательность и поэтому вносит вклад в стабильность и демократичность общества.
Во-вторых, образованная рабочая сила является жизненно необходимой для создания и адаптации новых технологий. [3]
По первой группе экстерналий М. Фридман высказал следующее, часто цитируемое, суждение: «Стабильное и демократичное общество невозможно без определенного уровня грамотности и знаний большей части граждан и без общераспространенного принятия самого общего набора ценностей. Образование может содействовать и тому и другому. Как следствие, выигрыш от образования детей достигается не только ребенком, но и другими членами общества». [4]
Другой позитивной экстерналией, часто ассоциируемой с образованием, является экономический рост. С точки зрения «новой теории роста», образование увеличивает не только производительность самих образованных людей, но также и производительность их коллег и соседей. Ханушек обобщил данную позицию следующим образом: «Если высококвалифицированная рабочая сила разрешает применить совершенно новую технологию, или привнесенную ранее в цикле развития, увеличение образования данного индивидуума может повлиять на других работников в экономике. Или, если улучшение способностей лучших студентов ведет к более быстрому росту изобретений и развитию новых технологий, возникают «переливы» образовательных инвестиций». [5]
Г. Беккер, К. Мэрфи и Р. Тамура предположили, что если норма отдачи инвестиций в человеческий капитал превышает некий средний уровень, то это происходит благодаря эффекту “расплескивания” выгод от человеческого капитала. [6] Возникновение данного эффекта, как считает Р.Барро, происходит благодаря тому, что отдача каких-либо способностей людей (к обмену знаниями, к общению и т.п.) повышается, если их окружают также способные люди. [7]
Следовательно, возрастание человеческого капитала на душу населения в какой-либо стране (или регионе) должно приводить к повышению темпов роста инвестиций в физический и человеческий капитал и, в результате, к более высоким темпам роста доходов на душу населения.
Часто используется расширенная агрегированная производственная функция Кобба-Дугласа, в число переменных которой помимо физического капитала и труда, включен человеческий капитал, который может характеризоваться длительностью обучения и продолжительностью жизни человека:
(1)
Где - общая факторная производительность;
- запас физического капитала в i-м регионе;
- численность занятого населения в экономике i-го региона;
- запас человеческого капитала на одного занятого, измеренный средним числом лет образования одного занятого в экономике i-го региона.
g - ожидаемая продолжительность жизни при рождении в i-м регионе.
Соответствующее уравнение регрессии выглядит следующим образом:
(2)
Результаты расчетов данного «взвешенного» регрессионного уравнения с зависимой переменной «объем заработной платы регионов России» по статистическим данным за период с 2000-го по 2006-й год представлены в таблице 1. В качестве весов использована переменная «численность занятых в экономике регионов», что позволяет учесть существенные различия экономического потенциала регионов России.
Следует сразу отметить, что коэффициенты детерминации данных регрессионных уравнений очень высоки, они колеблются в пределах 96-98%, что говорит о высоком качестве подгонки регрессионных уравнений.
Таблица 1
Взаимосвязь заработной платы населения регионов, основных фондов регионов, численности занятых, уровня образования занятого в экономике регионов населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Показатели
регрессии |
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа а
Станд.ошибка T – статистика P - уровень |
-2,692**
(1,138) -2,366 0,020 |
0,202
(0,876) 0,230 0,818 |
1,043
(0,905) 1,153 0,252 |
1,713***
(0,930) 1,842 0,069 |
1,764*
(0,659) 2,677 0,009 |
1,281**
(0,572) 2,238 0,028 |
1,484*
(0,550) 2,698 0,008 |
2,515*
(0,566) 4,442 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P - уровень |
1,012*
(0,084) 0,847* 12,057 0,000 |
0,991*
(0,069) 0,856* 14,314 0,000 |
0,797*
(0,047) 0,719* 16,866 0,000 |
0,563*
(0,048) 0,536* 11,698 0,000 |
0,705*
(0,039) 0,681* 17,995 0,000 |
0,669*
(0,035) 0,645* 18,926 0,000 |
0,606*
(0,032) 0,609* 18,774 0,000 |
0,544*
(0,033) 0,550* 16,519 0,000 |
Коэф. (B) ЧЗ
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P - уровень |
0,101
(0,088) 0,080 1,143 0,256 |
0,092
(0,079) 0,074 1,172 0,245 |
0,270*
(0,056) 0,211* 4,793 0,000 |
0,491*
(0,058) 0,395* 8,529 0,000 |
0,356*
(0,048) 0,286* 7,454 0,000 |
0,401*
(0,042) 0,324* 9,468 0,000 |
0,438*
(0,042) 0,350* 10,464 0,000 |
0,500*
(0,042) 0,398* 11,908 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P - уровень |
0,412*
(0,072) 0,142* 5,744 0,000 |
0,259*
(0,051) 0,135* 5,067 0,000 |
0,333*
(0,056) 0,144* 5,970 0,000 |
0,367*
(0,064) 0,160* 5,768 0,000 |
0,318*
(0,055) 0,121* 5,821 0,000 |
0,414*
(0,054) 0,149* 7,632 0,000 |
0,436*
(0,051) 0,166* 8,529 0,000 |
0,370*
(0,050) 0,151* 7,408 0,000 |
Коэф. (B) ож.пр.ж.
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P - уровень |
-0,025**
(0,012) -0,052** -2,049 0,044 |
-0,028**
(0,012) -0,062** -2,439 0,017 |
-0,036*
(0,011) -0,065* -3,238 0,002 |
-0,028**
(0,012) -0,057* -2,316 0,023 |
-0,031*
(0,008) -0,077* -3,966 0,000 |
-0,038*
(0,007) -0,101* -5,438 0,000 |
-0,034*
(0,007) -0,097* -5,214 0,000 |
-0,028*
(0,008) -0,070* -3,725 0,000 |
Коэф. детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,964
557,40 0,000 88 |
0,963
593,757 0,000 87 |
0,970
674,15 0,000 88 |
0,957
465,649 0,000 88 |
0,980
993,10 0,000 86 |
0,984
1265,17 0,000 88 |
0,984
1242,26 0,000 87 |
0,983
1205,58 0,000 87 |
Вклад третьего по значимости фактора, «неосязаемого человеческого капитала», который представляет переменная уровень образования, довольно стабилен, он варьируется во времени от 26 до 43% (нестандартизованный коэффициент (B)), и от 12 до 16% (стандартизованный коэффициент (Beta)). Вызывает некоторое удивление, что объем заработной платы в регионах России связан, главным образом с величиной основных фондов, а не численностью и уровнем образования занятого в экономике регионов населения. Возможно, это вызывается определенной инерцией мышления российских предпринимателей и экономистов и привязкой оплаты труда к фондовооруженности труда, особенно в «материальном» производстве, приверженности «догме Смита», то есть представлениям, что именно в «материальном производстве» создается богатство страны. Следствием таких представлений является заниженность оплаты труда в «нематериальном» производстве, в том числе в науке и образовании – главных факторах современного экономического прогресса. В частности, в государственном секторе экономики, особенно в бюджетной сфере, наблюдается значительное, по сравнению с рыночным сектором, занижение уровня оплаты квалифицированного труда, как отмечается в работе В. Гимпельсона и А. Лукьяновой, заработная плата в бюджетном секторе на 19% ниже, чем в коммерческом. [8]
Зарплата же обладателей высшего образования в бюджетном секторе на ¼ ниже, чем у соответствующих внебюджетников. [8] Возможно, что размер разрыва в заработной плате занижен, так как в коммерческом секторе распространены «серые» зарплаты, что и отмечают авторы отмеченной работы. [8] Межде тем, в развитых странах, как пишут Р. Грегори и Дж. Борланд, «работники общественного сектора обычно имеют в среднем более высокие заработки, чем работники частного сектора. Частично эти различия объясняются более высоким уровнем образования у работников общественного сектора. Однако в большинстве стран часть такой дифференциации связана и с более высокими ставками оплаты или ренты, которую получают в общественном секторе». [Цит. По: 8, с. 86]
Четвертым статистически значимым фактором, влияющим на объемы заработной платы в регионах России, является переменная «ожидаемая продолжительность жизни при рождении». Экономическая интерпретация данной переменной связана с предположением, что она представляет накопленный производственный опыт занятого в экономике регионов населения, так как чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем выше доля работников с большим стажем и опытом работы в общей численности занятого в экономике регионов населения. Связь «ожидаемой продолжительности жизни» с объемом заработной платы занятого в экономике регионов населения отрицательная. Данный факт можно попытаться интерпретировать таким образом, что работники старших возрастов получают более низкую заработную плату, чем более молодые работники из-за «обесценения» человеческого капитала в новых, «рыночных» условиях. В работе В. Гимпельсона, Т. Горбачевой, Р. Капелюшникова и других авторов отмечается наличие «плоского» возрастного профиля заработной платы в России. [9] Но более правдоподобная интерпретация заключается в том, что заработная плата во многих отраслях экономики России выполняет «компенсационную» функцию, она выше на предприятиях с тяжелыми и вредными для здоровья условиями труда, то есть повышенная заработная платы компенсирует сокращение продолжительности жизни. В бюджетных же организациях преобладают пожилые работники с высоким уровнем образования и низкой заработной платой.
В таблице 2 представлены результаты расчета регрессионного уравнения (2) с зависимой переменной «разница доходов и заработной платы населения регионов» с использованием статистических данных сборника «Регионы России: социально-экономические показатели» за период с 2000-го по 2006-й год. Использовалась «взвешенная регрессия», в качестве весов использовалась переменная «численность занятых» в экономике регионов России. Коэффициенты детерминации, довольно высоки, они колеблются от 93 до 96%.
Таблица 2
Взаимосвязь разницы доходов и заработной платы населения регионов, основных фондов регионов, численности занятых, уровня образования занятого в экономике регионов населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Показатели
регрессии |
1999 г.
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
Константа а
Станд.ошибка T – статистика P – уровень |
-10,891*
(1,810) -6,015 0,000 |
-7,589*
(1,326) -5,725 0,000 |
-3,225**
(1,469) -2,196 0,031 |
-4,116*
(1,448) -2,842 0,006 |
-4,718*
(1,440) -3,275 0,002 |
-4,611*
(1,297) -3,554 0,001 |
-2,600**
(1,219) -2,133 0,036 |
-1,067
(1,037) -1,030 0,306 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,440*
(0,134) 0,294* 3,299 0,001 |
0,456*
(0,105) 0,308* 4,368 0,000 |
0,166**
(0,077) 0,133** 2,158 0,034 |
0,018
(0,075) 0,013 0,234 0,816 |
0,033
(0,086) 0,025 0,380 0,705 |
0,015
(0,080) 0,012 0,191 0,849 |
0,047
(0,072) 0,038 0,654 0,515 |
0,124**
(0,060) 0,105** 2,065 0,042 |
Коэф. (B) ЧЗ
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,787*
(0,140) 0,502* 5,619 0,000 |
0,736*
(0,119) 0,456* 6,163 0,000 |
0,959*
(0,091) 0,665* 10,503 0,000 |
1,202*
(0,090) 0,780* 13,403 0,000 |
1,192*
(0,104) 0,759* 11,407 0,000 |
1,202*
(0,096) 0,772* 12,528 0,000 |
1,194*
(0,093) 0,769* 12,868 0,000 |
1,099*
(0,077) 0,734* 14,292 0,000 |
Коэф. (B)
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,742*
(0,114) 0,205* 6,493 0,000 |
0,619*
(0,078) 0,252* 7,984 0,000 |
0,653*
(0,091) 0,249* 7,197 0,000 |
0,668*
(0,099) 0,236* 6,741 0,000 |
0,720*
(0,119) 0,217* 6,035 0,000 |
0,765*
(0,123) 0,219* 6,215 0,000 |
0,577*
(0,113) 0,178* 5,102 0,000 |
0,430*
(0,091) 0,148* 4,702 0,000 |
Коэф. (B) ож.пр.ж.
Станд.ошибка Коэф. (Beta) T – статистика P – уровень |
0,071*
(0,020) 0,116* 3,624 0,001 |
0,055*
(0,017) 0,095* 3,151 0,002 |
0,017
(0,018) 0,027 0,931 0,355 |
0,032***
(0,019) 0,054*** 1,734 0,087 |
0,034**
(0,017) 0,067* 1,995 0,049 |
0,029***
(0,016) 0,061*** 1,816 0,073 |
0,032**
(0,015) 0,073** 2,188 0,032 |
0,035**
(0,014) 0,071** 2,471 0,016 |
Коэф. Детерминации
F P – уровень Количество регионов |
0,943
336,08 0,000 87 |
0949
375,72 0,000 86 |
0,938
314,38 0,000 88 |
0,933
287,34 0,000 88 |
0,940
317,106 0,000 86 |
0,948
374,515 0,000 88 |
0,948
373,817 0,000 87 |
0,961
499,656 0,000 87 |
Коэффициенты регрессии существенно отличаются от предыдущего случая, например, коэффициент при переменной «ожидаемая продолжительность жизни» даже сменил знак. Коэффициент при переменной «основные фонды» регионов намного меньше, чем в предидущем случае, и только в начале рассматриваемого периода статистически значимы.
Очевидно, что не основной капитал играл ведущую роль в формировании доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и других доходов (включая скрытую заработную плату), которые составляют подавляющую часть «разницы доходов и заработной платы» населения в регионах России на большей части данного периода. Ведущая роль в формировании доходов, не входящих в заработную плату, принадлежала среднегодовой численности занятого в экономике регионов населения, причем роль данной переменной неуклонно росла: с 78% в 1999-м г. до 109% в 2006-м, достигая 120% в 2002-м и 2004-м годах. Вклад данной независимой переменной в объясненную вариацию «разницы доходов и заработной платы» также стабильно рос с 50% в 1999-м до 73% в 2006-м.(см. табл. 2)
Вторым по значимости фактором оказался человеческий капитал, представляемый переменной «средний уровень образования» занятого в экономике регионов населения. Его вклад колебался от 15 до 20% объясненной вариации зависимой переменной, то есть обе ведущие независимые переменные объясняют от 70 до 95 (и более) процентов вариацию доходов, не входящих в заработную плату, по регионам России.
Но самое интересное, что третьим по экономической значимости, стабильным и статистически значимым показателем, оказалась переменная «ожидаемая продолжительность жизни» населения регионов. Как уже ранее было сказано, она может представлять производственный и социальный опыт, накопленный работниками более старших возрастов, который, как видно из данных таблиц 2, способствует увеличению доходов не входящих в заработную плату, или определяет от 5 до 11% общих доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и других доходов (включая скрытую заработную плату). Как отмечают Р. Бучеккине, Д. де ла Кроикс и О. Личандро: «Одним из важных каналов, с помощью которых демографические тренды влияют на рост, очевидно являются численность и качество рабочей силы, которые определяются образованием и решениями агентов об уходе на пенсию». И далее: «Ключевым элементом является то, что различные поколения имеют разный образовательный опыт и поэтому агрегированный запас человеческого капитала состоит из человеческого капитала разных поколений.» [10]
Таким образом, можно констатировать парадоксальную ситуацию –
фонд заработной платы в регионах России положительно зависит, главным образом, от величины основных фондов, накопленных в этих регионах, в гораздо меньшей степени от численности занятого населения и уровня накопленного человеческого капитала (уровня образования занятого в экономике этих регионов населения) и отрицательно от производственного и социального опыта этого населения. В то же время величина доходов, не входящих в заработную плату, положительно зависит главным образом от численности занятого в экономике этих регионов населения, от уровня образования этого населения и накопленного им производственного и социального опыта («ожидаемой продолжительности жизни»).
Катастрофическое падение рождаемости и сокращение продолжительности жизни в России в 1990-е годы, а также падение качества образования, нанесло, по видимому, большой урон потенциалу экономического развития России на долгие годы вперед. С 2000-х годов начались изменения к лучшему, но положение далеко от благополучного.
Уровень рождаемости, продолжительность жизни населения, объемы финансирования и качество образования в России пока еще далеки от тех, далеко не лучших в мире, показателей, которые были достигнуты двадцать лет назад.
Источники:
N.Y.: Harper Collins. Макаров В.Л. (2003): «Экономика знаний: уроки для России». Доклад на научной сессии Общего собрания РАН // Вестник РАН. Т. 73. N5; Romer P.M. (1990): «Endogenous Technological Chandg» // The J.of Political Econ. Vol. 98. N5. Part 2; de la Fuente A. and Ciccine A. «Human capital in a global and knowledg-based economy». Report for European Comission, Vay 2002; Сафонова Е.В «Фактор экономики знаний в социально-экономическом развитии и качестве жизни населения». - ЭиММ, 2005, том 41, № 4.
2. Ciccone A. and Peri G. «Identifying Human-Capital Externalities: Theory with Applications». Review of Economic Studies (2006) 73, 381-412. p. 381.
3. Hall J.C. «Positive Externalities and Government Involvement in Education». Journal of Private
Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:23:03