К вопросу формировании антиинфляционной политики в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Проценко О.Д., Цакаев А.Х. К вопросу формировании антиинфляционной политики в России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 73-79.
Аннотация:
Одним из самых болезненных и опасных процессов в национальной экономике, негативно воздействующих на денежно-кредитную и на всю финансовую систему государства считается инфляция и инфляционные ожидания. Практически все индустриально развитые страны во второй половине двадцатого века столкнулись с инфляцией, которая, можно сказать, пришла на смену циклическим кризисам. Инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.
Ключевые слова: национальная экономика, инфляция, рыночная система
Одним из самых болезненных и опасных процессов в национальной экономике, негативно воздействующих на денежно-кредитную и на всю финансовую систему государства считается инфляция и инфляционные ожидания. Практически все индустриально развитые страны во второй половине двадцатого века столкнулись с инфляцией, которая, можно сказать, пришла на смену циклическим кризисам. Инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.
Под инфляцией принято понимать обесценивание денег и снижение их покупательной способности. В своей основе инфляция имеет несколько взаимосвязанных причин и проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой (ценовой) инфляцией, имеет место скрытая (подавленная инфляция), отражающаяся, прежде всего, в дефиците и ухудшении качества товаров. Общеизвестно, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов или изменения общественных потребностей. Но это, как правило, не инфляционный, а достаточно логичный и оправданный рост цен на отдельные товары.
Существует и другой взгляд на природу инфляции - повышение общего уровня цен в экономике, которое приводит не только к повышению цены товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денежной единицы. Совершенно бесспорным является то, что инфляция, образно говоря, это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся, т.е. инфляция ‑ это снижение покупательной способности денег, повышение цен на потребительские блага, переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы ‑ спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться:
‑ дефицитом государственного бюджета;
‑ чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики);
‑ опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
‑ произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса и другими причинами.
Причины возникновения инфляции могут быть как внутренними, так и внешними.
К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли. Инфляция в российской экономике в последние десятилетия усиливалась с одной стороны низким уровнем цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы (составляющие важную часть российского экспорта), а с другой высокой конъюнктурой мировых рынков продовольственного и фуражного зерна (составляющие важную часть российского импорта). Ради справедливости следует отметить, что в 1999-2000гг. наблюдается некоторое сдерживание инфляции в России из-за сохраняющегося беспрецедентно высокого уровня мировых цен на топливо.
Инфляционный рост цен имеет и более глубокие причины. Применительно к Российской Федерации можно выделить следующие источники инфляции:
а) деформация производственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно усиленном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно машиностроении;
б) неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками финансового и всего хозяйственного механизмов.
Инфляция подрывает сами возможности хозяйственного (в том числе и финансового) механизма, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных производственных и воспроизводственных пропорций.
В мировой практике известны разнообразные виды инфляции, которые имеют собственные факторы (причины) проявления. Это, в частности, и "административная инфляция", и “инфляция спроса”, и “инфляция издержек”, и “инфляция спирали цен и зарплат” и другие виды инфляции. В реальной жизни разделить отмеченные виды инфляции весьма непросто. Важно, однако, знать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.
В современной России в результате проведения мероприятий по либерализации цен спрос населения на потребительские товары уменьшился; важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо, комплектующие). В то же время инфляционный спрос продолжает поддерживаться в результате роста доходов отдельных групп населения, не всегда последовательной финансовой политики государства.
В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов в мировой практике различают следующие типы инфляции:
1) Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста, примерно до десяти или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным. В табл. 1 приведены среднегодовые темпы инфляции в индустриально развитых странах Европейского Союза (в %).
Таблица 1
Среднегодовые темпы инфляции в странах европейского союза
Страна
|
1998
|
1999
|
Страна
|
1998
|
1999
|
Европейский союз
|
1,9
|
2,0
|
Италия
|
2,1
|
2,0
|
Франция
|
1,0
|
1,6
|
Дания
|
2,1
|
2,2
|
Бельгия
|
1,3
|
1,5
|
Испания
|
2,2
|
2,2
|
Австрия
|
1,5
|
1,7
|
Португалия
|
2,2
|
2,3
|
Швеция
|
1,5
|
2,0
|
Нидерланды
|
2,3
|
2,5
|
Люксембург
|
1,6
|
1,7
|
Великобритания
|
2,3
|
2,1
|
Германия
|
1,7
|
1,9
|
Ирландия
|
3,3
|
3,5
|
Финляндия
|
2,0
|
2,0
|
Греция
|
4,6
|
3,6
|
Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую национальную экономику, не говоря уже об экономики Российской Федерации. И, тем не менее, начиная с 1992 г. экономика РФ была втянута именно в этот порочный круг постоянного обесценивания национальной денежной единицы. Первоначальная ориентация преимущественно на монетарные методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции. Ее пик пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508 % (таблица 2) В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844 %, и по этому показателю Россия уступала лишь Бразилии (2830 %).
Таблица 2
Динамика среднегодового уровня инфляции в России, %
1990
|
1991
|
1992
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
5,3
|
92,6
|
2508,8
|
844,2
|
215,0
|
131,3
|
21,9
|
5,0
|
86,8
|
30,0
|
Таблица 3
Индексы цен и темпы роста денежных доходов в странах СНГ, раз.
Страна
|
Потребительские цены 1992 г. к 1991 г.
|
Среднедушевой доход 1992 г. к 1991 г.
|
Азербайджан
|
12,1
|
5,0
|
Армения
|
9,0
|
2,8
|
Белоруссия
|
11,6
|
8,2
|
Казахстан
|
10,7
|
6,7
|
Киргизия
|
11,9
|
4,3
|
Молдавия
|
12,1
|
4,9
|
Россия
|
15,7
|
7,5
|
Таджикистан
|
10,1
|
3,4
|
Туркменистан
|
8,7
|
7,4
|
Узбекистан
|
5,1
|
5,2
|
Украина
|
12,5
|
-
|
Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов.
В послевоенный период индустриально развитые страны пережили две большие волны инфляции: при переходе от военной экономики к экономике рыночного типа (1945 -1952 гг.) и под воздействием "нефтяных шоков", резко встряхнувших всю структуру мировых и внутренних цен (1974-1981 гг.).
2) Гиперинфляция представляет собой инфляцию условный рубеж в росте цен свыше 50% в течение трех-четырех месяцев, а годовой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается всеобщая и всеобъемлющая спекуляция, производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию правительства государств вынуждены прибегать к чрезвычайным мерам. Четкого представления о том, как необходимо бороться с гиперинфляцией, нет, поэтому можно встретить много порой противоречивых рецептов. Так, наблюдается часто следующая картина. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы "горячих" денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиатажный спрос на товарную массу; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением "инфляционного психоза", а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.
3) Незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. И процесс этот, как правило, противоречивый: с одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения; а с другой ‑ рост цен ведет к обесцениванию неиспользованного капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего, наиболее сильные компании, имеющие современное оборудование и наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.
В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от финансовых и предпринимательских рисков, в частности, от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики и посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.
Каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития существенное негативное влияние. Она сужает мотивы к трудовой деятельности, т.к. подрывает возможности нормальной реализации заработанных денег. В условиях существенного роста цен инфляция усиливает социальную дифференциацию населения, увеличивает разрыв между "крайними" группами получателей доходов. Инфляция сужает возможности накопления, сокращая сбережения в ликвидной форме. Эти накопления частично принимают натуральную форму (в виде зданий и сооружений, техники и технологий и т.п.), т.е. менее ликвидную. Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов населения сдвигается в сторону потребления, т. к. выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо не в состоянии "связать" деньги у населения.
О негативных последствиях инфляционных процессов и необходимых шагах в антиинфляционной политике, которые будут содействовать развитию отечественного предпринимательства поговорим в следующем номере журнала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:21