К вопросу формировании антиинфляционной политики в России

Проценко О.Д., Цакаев А.Х.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Проценко О.Д., Цакаев А.Х. К вопросу формировании антиинфляционной политики в России // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 73-79.

Аннотация:
Одним из самых болезненных и опасных процессов в национальной экономике, негативно воздействующих на денежно-кредитную и на всю финансовую систему государства считается инфляция и инфляционные ожидания. Практически все индустриально развитые страны во второй половине двадцатого века столкнулись с инфляцией, которая, можно сказать, пришла на смену циклическим кризисам. Инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.

Ключевые слова: национальная экономика, инфляция, рыночная система



Одним из самых болезненных и опасных процессов в национальной экономике, негативно воздействующих на денежно-кредитную и на всю финансовую систему государства считается инфляция и инфляционные ожидания. Практически все индустриально развитые страны во второй половине двадцатого века столкнулись с инфляцией, которая, можно сказать, пришла на смену циклическим кризисам. Инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования.

Под инфляцией принято понимать обесценивание денег и снижение их покупательной способности. В своей основе инфляция имеет несколько взаимосвязанных причин и проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой (ценовой) инфляцией, имеет место скрытая (подавленная инфляция), отражающаяся, прежде всего, в дефиците и ухудшении качества товаров. Общеизвестно, что не всякое повышение цен служит показателем инфляции. Цены могут повышаться вследствие улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи топливно-сырьевых ресурсов или изменения общественных потребностей. Но это, как правило, не инфляционный, а достаточно логичный и оправданный рост цен на отдельные товары.

Существует и другой взгляд на природу инфляции - повышение общего уровня цен в экономике, которое приводит не только к повышению цены товаров, но и измерителей их ценности, т.е. денежной единицы. Совершенно бесспорным является то, что инфляция, образно говоря, это не увеличение размера предметов, а уменьшение длины линейки, которой мы пользуемся, т.е. инфляция ‑ это снижение покупательной способности денег, повышение цен на потребительские блага, переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы ‑ спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться:

‑ дефицитом государственного бюджета;

‑ чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики);

‑ опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

‑ произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса и другими причинами.

Причины возникновения инфляции могут быть как внутренними, так и внешними.

К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли. Инфляция в российской экономике в последние десятилетия усиливалась с одной стороны низким уровнем цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы (составляющие важную часть российского экспорта), а с другой высокой конъюнктурой мировых рынков продовольственного и фуражного зерна (составляющие важную часть российского импорта). Ради справедливости следует отметить, что в 1999-2000гг. наблюдается некоторое сдерживание инфляции в России из-за сохраняющегося беспрецедентно высокого уровня мировых цен на топливо.

Инфляционный рост цен имеет и более глубокие причины. Применительно к Российской Федерации можно выделить следующие источники инфляции:

а) деформация производственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно усиленном развитии отраслей тяжелой индустрии, особенно машиностроении;

б) неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками финансового и всего хозяйственного механизмов.

Инфляция подрывает сами возможности хозяйственного (в том числе и финансового) механизма, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных производственных и воспроизводственных пропорций.

В мировой практике известны разнообразные виды инфляции, которые имеют собственные факторы (причины) проявления. Это, в частности, и "административная инфляция", и “инфляция спроса”, и “инфляция издержек”, и “инфляция спирали цен и зарплат” и другие виды инфляции. В реальной жизни разделить отмеченные виды инфляции весьма непросто. Важно, однако, знать, какой вид инфляции является генератором инфляционного роста цен.

В современной России в результате проведения мероприятий по либерализации цен спрос населения на потребительские товары уменьшился; важную роль стала играть инфляция издержек (возросли цены на сырье, топливо, комплектующие). В то же время инфляционный спрос продолжает поддерживаться в результате роста доходов отдельных групп населения, не всегда последовательной финансовой политики государства.

В зависимости от характера инфляции и темпов нарастания инфляционных процессов в мировой практике различают следующие типы инфляции:

1) Ползучая инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста, примерно до десяти или несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству стран с развитой рыночной эко­номикой, и она не представляется чем-то необычным. В табл. 1 приведены среднегодовые темпы инфляции в индустриально раз­витых странах Европейского Союза (в %).

Таблица 1

Среднегодовые темпы инфляции в странах европейского союза

Страна
1998
1999
Страна
1998
1999
Европейский союз
1,9
2,0
Италия
2,1
2,0
Франция
1,0
1,6
Дания
2,1
2,2
Бельгия
1,3
1,5
Испания
2,2
2,2
Австрия
1,5
1,7
Португалия
2,2
2,3
Швеция
1,5
2,0
Нидерланды
2,3
2,5
Люксембург
1,6
1,7
Великобритания
2,3
2,1
Германия
1,7
1,9
Ирландия
3,3
3,5
Финляндия
2,0
2,0
Греция
4,6
3,6
Следует подчеркнуть, что одновременное снижение процентных ставок в европейских странах, свидетельствуют о формировании единого механизма регулирования инфляционных и других процессов. В первой половине декабря 1998 г. Центральные банки Европейского валютного союза одновременно понизили процентные ставки с 3,3 до 3,0 % (кроме Италии, где данный показатель составил 3,5 %). Вслед за станами ЕС процентные ставки повысила и Великобритания.

Нескончаемый цикл постоянных девальваций и высокой инфляции способен разрушить даже самую процветающую национальную экономику, не говоря уже об экономики Российской Федерации. И, тем не менее, начиная с 1992 г. экономика РФ была втянута именно в этот порочный круг постоянного обесценивания национальной денежной единицы. Первоначальная ориентация преимущественно на монетарные методы экономической трансформации, резкая либерализация цен в России, отсутствие антиинфляционной программы привели к галопирующей инфляции. Ее пик пришелся на 1992 год, когда цены за год выросли в среднем на 2508 % (таблица 2) В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 844 %, и по этому показателю Россия уступала лишь Бразилии (2830 %).

Таблица 2

Динамика среднегодового уровня инфляции в России, %

1990
1991
1992
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
5,3
92,6
2508,8
844,2
215,0
131,3
21,9
5,0
86,8
30,0
В бюджете Российской Федерации на 1999 год уровень годовой инфляции прогнозировался в 30 %, а фактически инфляция составила более 36,5 %. Еще стремительнее в 90-е годы рос индекс оптовых цен ‑ 3400 %. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения. В табл. 3 приведены индексы потребительских цен и темпы роста номинальных денежных доходов в странах СНГ.

Таблица 3

Индексы цен и темпы роста денежных доходов в странах СНГ, раз.

Страна
Потребительские цены 1992 г. к 1991 г.
Среднедушевой доход 1992 г. к 1991 г.
Азербайджан
12,1
5,0
Армения
9,0
2,8
Белоруссия
11,6
8,2
Казахстан
10,7
6,7
Киргизия
11,9
4,3
Молдавия
12,1
4,9
Россия
15,7
7,5
Таджикистан
10,1
3,4
Туркменистан
8,7
7,4
Узбекистан
5,1
5,2
Украина
12,5
-
Высокий и неравномерный рост сохранялся в странах СНГ и в последующие 90-е годы.

Галопирующий рост цен проявляет себя неодинаково и не имеет строго обозначенных количественных параметров. Инфляционные процессы зависят от уровня развития страны, социально-экономической структуры, несхожего механизма регулирования ценовых процессов.

В послевоенный период индустриально развитые страны пережили две большие волны инфляции: при переходе от военной экономики к экономике рыночного типа (1945 -1952 гг.) и под воздействием "нефтяных шоков", резко встряхнувших всю структуру мировых и внутренних цен (1974-1981 гг.).

2) Гиперинфляция представляет собой инфляцию условный рубеж в росте цен свыше 50% в течение трех-четырех месяцев, а годовой выражается четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции состоит в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается всеобщая и всеобъемлющая спекуляция, производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию правительства государств вынуждены прибегать к чрезвычайным мерам. Четкого представления о том, как необходимо бороться с гиперинфляцией, нет, поэтому можно встретить много порой противоречивых рецептов. Так, наблюдается часто следующая картина. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы "горячих" денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиатажный спрос на товарную массу; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением "инфляционного психоза", а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя.

3) Незначительная инфляция (при ежегодном повышении цен на 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. И процесс этот, как правило, противоречивый: с одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения; а с другой ‑ рост цен ведет к обесцениванию неиспользованного капитала. Выигрывают не все, а, прежде всего, наиболее сильные компании, имеющие современное оборудование и наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от финансовых и предпринимательских рисков, в частности, от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики и посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Каковы бы ни были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития существенное негативное влияние. Она сужает мотивы к трудовой деятельности, т.к. подрывает возможности нормальной реализации заработанных денег. В условиях существенного роста цен инфляция усиливает социальную дифференциацию населения, увеличивает разрыв между "крайними" группами получателей доходов. Инфляция сужает возможности накопления, сокращая сбережения в ликвидной форме. Эти накопления частично принимают натуральную форму (в виде зданий и сооружений, техники и технологий и т.п.), т.е. менее ликвидную. Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов населения сдвигается в сторону потребления, т. к. выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо не в состоянии "связать" деньги у населения.

О негативных последствиях инфляционных процессов и необходимых шагах в антиинфляционной политике, которые будут содействовать развитию отечественного предпринимательства поговорим в следующем номере журнала.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:19:21