Факторы и возможности развития малого предпринимательства

Плеслов А.А.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления "НИНХ"

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 2 (Февраль 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье исследованы процессы и факторы создания и развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Рассмотрены тенденции практики поиска механизма развития малых и средних предприятий в рамках реализации целенаправленной государственной политики. Статья дает целостное представление о нормативно – законодательных основах деятельности субъектов малого предпринимательства. Проведен анализ эффективности действующей Стратегия развития в Российской Федерации малого предпринимательства, как эффективного механизма достижения целевых базовых индикаторов развития малого предпринимательства. Изучение динамики реального развития малого предпринимательства позволило обоснованно выявить значимые факторы дальнейшего создания и развития хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. Статья посвящена выявлению возможностей развития сферы малого предпринимательства как важного элемента рыночных отношений способного генерировать новые рабочие места и решать проблемы занятости населения. В статье представлен материал представляющий интерес для практикующих предпринимателей и широкого круга лиц, проявляющих профессиональный интерес к проблемам малого предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, малое предприятие, микропредприятие, среднее предприятие, механизм развития малого предпринимательства, стратегия развития малого и среднего предпринимательства, реальных доходов населения, базовые индикаторы развития малого предпринимательства

JEL-классификация: M13, L26, M20, L22, M21

Тезисы (Highlights):

  • • Среди многих вопросов социально – экономического развития Российской Федерации, одними из наиболее обсуждаемых и подверженных практическим трансформациям являются проблемы малого предпринимательств, а с некоторых пор и среднего тоже.
  • • Формирование государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства базируется, в том числе на одиннадцати поручениях по развитию предпринимательства, которые подписал 28.04.2015 года Президент РФ Владимир Путин.
  • • Все формы малого, среднего и индивидуального предпринимательства, рассматриваются как единая рыночная среда способная генерировать значительное количество рабочих мест и обеспечивать стабильно высокий уровень занятости населения.
  • • На это направлена утвержденная Правительством в июне 2016года Стратегия развития в Российской Федерации малого предпринимательства.
  • • Достижение предусмотренных Стратегией целевых индикаторов должны обеспечиваться реализацией пяти ключевых принципов.
  • • Достижение предусмотренных Стратегией целевых индикаторов должны обеспечиваться реализацией пяти ключевых принципов.
  • • В Стратегии не нашли отражение коренные причины сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе низкий платежеспособный спрос населения.
  • • Для выявления факторов развития, необходимо провести анализ динамики количественных показателей деятельности малых предприятий и иных значимых показателей социально – экономического состояния общества.
  • • Таким образом, подтверждается рыночная закономерность, что рост малого предпринимательства возможен только при росте платежеспособного спроса населения.
  • • Реальное развитие малого и среднего предпринимательства может происходить не в результате директивных решений, а в результате рыночного поведения участников этого процесса, в условиях формирования спроса и предложения, конкуренции, неопределённости и риска
  • • Фактором развития малого предпринимательства объективно является рост реальных доходов населения и соответственно рост платежеспособного спроса ориентированного на товары и услуги малых предприятий.

Источники:

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации, 30.07.2007, № 31, ст.4006
Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // «Российская газета», № 123, 09.06.2015
Постановление Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» // «Собрание законодательства РФ», 12.01.2015, № 2, ст. 508
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».// Собрание законодательства РФ, 11.04.2016, № 15, ст. 2097
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года»// Собрание законодательства Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации, 13.06.2016, № 24, ст. 3549
6. Акиндинова Н., Кузьминов Я., Ясин Е. Экономика России: перед долгим переходом // Вопросы экономики. – 2016. – № 6. – С. 5- 35.
Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в 2016 году. Официальный сайт Министерства экономического развития. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/resources/ ef7a9238-9f2d-4fe2-bc81-6e4606601ca2.
Годовой отчет акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» за 2015 год. – Москва. 2016. С. 23
Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее. / Под ред. Е.Г. Ясина, А.Ю. Чепуренко, В.В. Буева. - М.: Фонд Либеральная миссия, 2003. – 220 с.
Малое и среднее предпринимательство в России. 2015: Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 96 с
Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат. сб. / Росстат. – М., 2017. – 78 с
Малое и среднее предпринимательство в России: официальные публикации. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru.
Малое и среднее предпринимательство: отчет правительства за 2016 год. Корпорация МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/pres_slujba/news_msp/maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_otchet_pravitelstva_za_2016_god/.
14. Мамонов В. И., Плеслов А. А. Креативный подход к развитию малого бизнеса // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2015. – № 48-1. – С. 42-48.
Официальный сайт Корпорации МСП. [Электронный ресурс]. URL: http://corpmsp.ru/about/.
Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/ACTIVITY/sections.
Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/.
18. Плеслов А.А. Проблемы функционирования малых промышленных групп // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2009. – № 2-1(75). – С. 98-102.
19. Плеслов А.А. Новые формы территориальной организации предпринимательской деятельности // Российское предпринимательство. – 2016. – № 23. – С. 3405-3412.
20. Плеслов А.А. Факторный анализ взаимодействия предприятий малой промышленной группы // Российское предпринимательство. – 2017. – № 4. – С. 693-701.
21. Плеслов А.А. Организационно-экономические факторы создания и развития индустриальных парков // Российское предпринимательство. – 2017. – № 5. – С. 749-759.
Ручкина Г. Ф. Совершенствование регулирования развития малого биз неса в Российской Федерации. / монография /Г.Ф. Ручкина, М.В. Мельничук, Б.Е. Одинцов, М.В. и др. - Москва : РУСАЙНС, 2017. – 190 с.
Российский статистический ежегодник. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016 – 725 с
Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. - М., 2017 – 686 с

Страница обновлена: 15.08.2025 в 18:39:08

 

 

Factors and opportunities for the development of small business

Pleslov A.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 2 (February 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article studies the processes and factors of creation and development of small business in the Russian Federation. The article considers the trends in the practice of finding a mechanism for the development of small and medium-sized enterprises in the framework of the targeted state policy. The article gives a holistic view of the legislative and regulatory basis for small businesses. The analysis of the effectiveness of the current development Strategy in the Russian Federation of small businesses as an effective mechanism to achieve the target basic indicators of small businesses. The study of the dynamics of the real development of small business allowed us to reasonably identify significant factors for the further creation and development of small and medium-sized businesses. The article is devoted to the identification of opportunities for the development of small businesses as an important element of market relations can generate new jobs and solve employment problems. The article presents the material of interest to practicing entrepreneurs and a wide range of individuals who show professional interest in the problems of small businesses.

Keywords: small business, microenterprise, medium-sized enterprise, small business development mechanism, small and medium-sized enterprise development strategy, real incomes of the population, basic indicators of small business development

JEL-classification: M13, L26, M20, L22, M21

Highlights:

  • • Среди многих вопросов социально – экономического развития Российской Федерации, одними из наиболее обсуждаемых и подверженных практическим трансформациям являются проблемы малого предпринимательств, а с некоторых пор и среднего тоже.
  • • Формирование государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства базируется, в том числе на одиннадцати поручениях по развитию предпринимательства, которые подписал 28.04.2015 года Президент РФ Владимир Путин.
  • • Все формы малого, среднего и индивидуального предпринимательства, рассматриваются как единая рыночная среда способная генерировать значительное количество рабочих мест и обеспечивать стабильно высокий уровень занятости населения.
  • • На это направлена утвержденная Правительством в июне 2016года Стратегия развития в Российской Федерации малого предпринимательства.
  • • Достижение предусмотренных Стратегией целевых индикаторов должны обеспечиваться реализацией пяти ключевых принципов.
  • • Достижение предусмотренных Стратегией целевых индикаторов должны обеспечиваться реализацией пяти ключевых принципов.
  • • В Стратегии не нашли отражение коренные причины сдерживающие развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе низкий платежеспособный спрос населения.
  • • Для выявления факторов развития, необходимо провести анализ динамики количественных показателей деятельности малых предприятий и иных значимых показателей социально – экономического состояния общества.
  • • Таким образом, подтверждается рыночная закономерность, что рост малого предпринимательства возможен только при росте платежеспособного спроса населения.
  • • Реальное развитие малого и среднего предпринимательства может происходить не в результате директивных решений, а в результате рыночного поведения участников этого процесса, в условиях формирования спроса и предложения, конкуренции, неопределённости и риска
  • • Фактором развития малого предпринимательства объективно является рост реальных доходов населения и соответственно рост платежеспособного спроса ориентированного на товары и услуги малых предприятий.