ГОСТ Р ИСО 9001 на пути к массовой кастомизации

Голиков И.А.1
1 Саратовский социально-экономический институт РЭУ им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 19, Номер 1 (Январь 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье поднимается вопрос о возможном сходстве системы менеджмента качества и массовой кастомизации. Автором анализируется понятие массовой кастомизации, ее принципы и основные стратегии. Было выявлено, что продукты и услуги создаваемые организациями, которые используют массовую кастомизацию, страдают снижением качества. Для повышения качества производимой продукции и услуг в организациях требуются внедрение системы менеджмента качества. В этой статье анализируется стандарт ГОСТ Р ИСО 9001 «Система менеджмента качества. Требования» с позиции принципов, признаков и элементов массовой массовой кастомизации. В конце исследования приводятся основные примеры сходства системы менеджмента качества с массовой кастомизацией. Данная статья будет интересна исследователям, которые занимаются изучением как системы менеджмента качества, так и массовой кастомизацией. В результате требуется дальнейшее исследование формирования бизнес модели предприятия на базе синергии массовой кастомизации и системы менеджмента качества.

Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентное преимущество, система менеджмента качества, синергия, массовая кастомизация, ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015

JEL-классификация: M11, M20, M31

Источники:

ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9001 – 2008. Системы менеджмента качества. Требования
ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015. Системы менеджмента качества. Требования
4. Вапнярская О.И. Генезис и современные подходы к определению кастомизации // Сервис в России и за рубежом. – 2014. – № 6(53). – С. 189-201.
5. Гарина Е.П., Козлова Е.П., Севрюкова А.А. Изучение альтернативных стратегий и методического инструментария развития сложных систем в контексте создаваемого продукта // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – № 2(15). – С. 58-62.
6. Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. – 2016. – № 10. – С. 1251-1264.
7. Голиков И.А. Понятие массовой кастомизации и ее факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // Актуальные вопросы развития современного общества. – 2016. – С. 19-22.
Гуськова Н.Д., Неретина Е.А., Огнянов В.П. Управление хозяйственными рисками на промышленном предприятии. / Монография., 2005.
9. Наумов В.Н. Маркетинговые стратегии удержания клиентов в условиях экономического кризиса // Проблемы современной экономики. – 2015. – № 1(53). – С. 157-160.
10. Романовская Е.В., Гарин А.П., Далидович К.Н., Лапыгин Ю.Н. Оптимизация управления запасами в цепи поставок на основе процессного подхода // Вестник Мининского университета. – 2016. – № 1-1(13). – С. 13.
11. Feitzinger E., Lee H.L. Mass customization at Hewlett-Packard: the power of postponement // Harvard Business Review. – 1997. – С. 116-123.
12. Pine B.J. Mass customizing products and services // Planning. – 1993. – № 4. – С. 6-55.

Страница обновлена: 21.07.2025 в 20:58:25

 

 

GOST R ISO 9001 on the way to mass customization

Golikov I.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 19, Number 1 (January 2018)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers the issue of similarity between the quality management system and mass customization. The author analyzes the concept of mass customization, its principles and basic strategies. We found out that products and services created by organizations that use mass customization suffer from a decline in quality. To improve the quality of products and services in organizations we need to implement the quality management system. The article analyzes GOST R ISO 9001 "Quality management system. Requirements" in terms of principles, features and elements of mass customization. At the end of the study, we give the main examples of the similarity between the quality management system and mass customization. This article will be of interest to researchers engaged in studying both the quality management system and mass customization. As a result, we need to conduct further research on the formation of enterprise’s business model based on the synergy of mass customization and the quality management system.

Keywords: competitiveness, competitive advantage, synergy, quality management system, mass customization, GOST R ISO 9001 - 2015

JEL-classification: M11, M20, M31