Страховые компании, как часть экономической системы

Скрыпникова М.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скрыпникова М.Н. Страховые компании, как часть экономической системы // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 64-69.

Аннотация:
Страховая компания (СК) - обособленная структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание. Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская. Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

Ключевые слова: налогообложение, страхование, экономическая система, интеграционные процессы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Страховая компания (СК)- обособленная структура, осуществляющая заключение договоров страхования и их обслуживание.

Предметом непосредственной деятельности страховых организаций не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская.

Экономически обособленные страховые компании строят свои отношения с другими страховщиками на основе перестрахования и сострахования.

В борьбе за страховой рынок компании испытывают жестокую конкуренцию со стороны других страховщиков и со стороны финансово-банковских институтов, осуществляющих страхование в качестве дополнительной услуги.

В зарубежных странах действуют жесткие антимонопольные правила: в отрасли должно быть не менее 10 конкурентов; доля одного не должна превышать 31 % общего объема страховых услуг; двух - 44; трех - 54 и четырех - 64 %.

Существует четыре вида интеграционных процессов:
  • горизонтальная интеграция - сосредоточение в немногих руках все большего объема страховых премий и услуг;
  • вертикальная интеграция - проникновение страховых организаций в другие сферы, тесно связанные со страховым делом (банковская, биржевая деятельность);
  • межнациональные страховые компании (пока незначительно);
  • диверсификация - расширение сферы действия страховщика в различных предприятиях других отраслей, не связанных со страховым делом.
  • Структура страховых организаций.

    Страховые организации любых форм собственности самостоятельно определяют свою организационную структуру, порядок оплаты и стимулирования труда работников.

    Специфика страховой деятельности диктует использование двух категорий работников:

  • Квалифицированных штатных специалистов, осуществляющих управленческую, экономическую, консультационно-методическую и другую деятельность.
  • Нештатных работников, выполняющих аквизиционные (приобретение) и инкассаторские функции (сбор и выплата денег).
  • Все страховые компании делятся на организационные структуры по управлению (менеджменту) и по сферам деятельности.

    Наиболее широкое распространение в мире получила организационная структура по менеджменту «Руководство, основанное на сотрудничестве», опирающаяся на следующие принципы:

  • Ведущим принципом структуры менеджмента является делегирование (передача) полномочий и ответственности сверху донизу.
  • Решения не принимаются односторонне, т.е. одним лишь руководством страховой компании.
  • Сотрудники имеют свои сферы и планы действия с полномочиями и компетенциями.
  • Ответственность не концентрируется на верхнем уровне управления страховой компанией, она является частью компетенции всех сотрудников по сферам деятельности.
  • Вышестоящая инстанция в организационной структуре страховой компании имеет право принимать те решения, которые нижестоящие инстанции принимать не вправе.
  • Организационная структура СК по сферам деятельности означает, что функции СК формируются вне зависимости от квалификации сотрудников и в соответствии с данной организационной структурой.

    Структура управления СК может строиться по принципам:

  • линейной подчиненности, т.е. право давать указания предоставляется по отношению ко всем нижестоящим сотрудникам и применительно ко всем функциям, которые они осуществляют;
  • функциональной подчиненности, т.е. право давать указания предоставляется применительно к строго конкретным функциям, но независимо от того, кто их осуществляет;
  • линейно-масштабной подчиненности, наряду с линейной системой существуют «штабы», которые не имеют права давать указания, но предоставляют необходимые консультативные услуги.
  • Высшим органом управления СК является общее собрание акционеров (проводится 1 раз в год в сроки, предусмотренные уставом акционерной страховой компании), на котором избирается совет директоров, ревизионная комиссия, утверждается аудитор, рассматривается и утверждается годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибыли и убытков.

    Совет директоров осуществляет общее руководство делами акционерной страховой компании в пределах предоставленных ему полномочий.

    Председатель совета директоров избирается большинством голосов от общего числа его членов. Он организует работу совета, созывает его заседания, а также председательствует на общем собрании акционеров.

    Генеральный директор – осуществляет руководство текущей деятельностью акционерной СК, возглавляет исполнительный орган (правление).

    Секретариат – постоянный орган при совете директоров для проверки исполнения их решений. При секретариате работает группа по связям с общественностью, цель которой информировать средства массовой информации, общественные организации о деятельности страховщика, организовывать брифинги, пресс-конференции и презентации.

    Группа советников-консультантов – постоянно действующий совещательный орган при руководстве СК из числа работающих и привлеченных специалистов для решения наиболее важных вопросов в деятельности СК.

    Исполнительные дирекции (управления) – функциональные управления по основным видам страховой деятельности.

    Существуют и другие подразделения: отдел рекламы и маркетинга, группа стратегического планирования, инвестиционный отдел, вычислительный центр, учебный центр и т.д.

    В состав акционерной СК может входить Президент СК, который выполняет чисто представительские функции, не вмешивается во внутреннее управление СК. В РФ Президент может выполнять функции Генерального директора.

    Виды страховых компаний

    Акционерная страховая компания (АСО) - коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников компании (акционеров) по отношению к компании.

    Выделяют два типа АСО: закрытые и открытые.

    Признаки открытого АСО:

  • акционеры полностью свободны в решении вопросов отчуждения принадлежащих им акций;
  • АО вправе проводить открытую подписку на выпущенные им акции;
  • число акционеров не ограничено, также как и число его учредителей;
  • АСО обязано ежегодно публиковать годовой отчет в средствах массовой информации, бухгалтерский баланс и счет прибыли и убытков АСО.
  • Признаки закрытого АСО:

  • акции распределяются только среди его учредителей;
  • оно не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции;
  • число акционеров не должно превышать 50 чел.
  • Государственная страховая акционерная компания учреждается государственными органами власти и управления, которым полностью или в объеме контрольного пакета принадлежат акции страховщика.

    Кэптив (captive) - акционерная страховая компания, обслуживающая целиком или преимущественно корпоративные интересы учредителей. В РФ - страховая компания “Лукойл”.

    Общество взаимного страхования - форма организации страхового фонда на основе централизации посредством паевого участия его членов.

    Страховой оффшор – акционерная СК, специально учрежденная в какой-либо оффшорной зоне (Кипр, Каймановы о-ва и других), обладающей льготным режимом налогообложения прибыли от страховых операций.

    Страховая корпорация – форма организации страхового фонда на основе централизации средств путем корпоративного управления.

    Международная страховая корпорация «Ллойд» - классический пример. «Ллойд» возник в XVII в., его название связано с именем Э. Ллойда – владельца кафе, где встречались лица, имеющие интерес в морском судоходстве и связанные с этим риском.

    Для того чтобы стать страховщиком в рамках «Ллойда», претендент должен занимать определенное финансовое положение в обществе и внести внушительную сумму в качестве депозита (порядка 250 000 ф.ст.).

    Виды страхования: морские, не морские (по катастрофам), авиационные и автомобильные риски.

    Государственная страховая компания – форма организации страхового фонда на основе централизации средств, основанная государством.

    Совокупность страховых компаний образует страховую систему.

    Основные черты современных СК и их проблемы:

  • интернационализация страхового бизнеса;
  • появление крупных страховых групп;
  • инвестиции в ценные бумаги;
  • рост запросов со стороны клиентуры;
  • финансовые мошенничества;
  • резкие изменения политической ситуации во многих странах;
  • появление новых информационных технологий;
  • обеспечение личной безопасности страховых работников.
  • На Западе наблюдаются тенденции к монополизации в страховом деле и концентрации капитала.

    3. Государственный страховой надзор

    В общей форме выражается в изучении финансового положения страховщика и его платежеспособности по принятым договорным обязательствам перед страхователем. Основная проблема государственного страхового надзора - величина резервов, гарантирующих платежеспособность страховщика.

    Государственное регулирование страхового рынка выражается в:

  • специальной налоговой политике;
  • принятии законов, отражающих порядок заключения договоров страхования и решения возникающих споров;
  • установлении обязательных видов страхования.
  • Регулирующая роль государства (гос. органа) по страховому надзору:

  • регистрация тех, кто осуществляет действия, связанные с заключением договора страхования. В ходе регистрации выясняется профессиональная пригодность страховщика, его финансовое положение;
  • оформление разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности;
  • обеспечение гласности. Страховщик обязан публиковать полную, правдивую и четкую информацию о своем финансовом положении;
  • поддержание правопорядка в отрасли. Орган государственного страхового надзора может начать расследование нарушений закона, принять административные меры или передать дело в суд.
  • 4. Лицензирование и налогообложение страховой деятельности

    Лицензирование осуществляется Департаментом страхового надзора Минфина РФ.

    Этот орган осуществляет также и другие функции:

  • разрабатывает нормативные и методические документы;
  • обобщает практику применения страхового законодательства;
  • разрабатывает предложения по изменению законодательства;
  • защищает интересы страхователей (от банкротства страховщиков).
  • Структура Департамента страхового надзора показана на рис.1.

    Рис.5. Структура Департамента страхового надзора

    Необходимое условие лицензирования - полностью оплаченный уставной капитал:

  • не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни;
  • не менее 35 тыс. МРОТ при проведении страхования жизни;
  • не менее 50 тыс. МРОТ при проведении исключительно перестрахования.
  • Необходимые документы для получения лицензии:

    1) программа развития страховых операций на три года: виды и объемы намечаемых операций, максимальная ответственность по индивидуальному риску, условия организации перестраховочной защиты;

    2) правила или условия страхования (по видам операций);

    3) справки банков или иных учреждений, подтверждающие наличие уставного фонда, запасных или аналогичных фондов;

    4) статистическое обоснование применяемой системы тарифов, ставок и резервов.

    Департамент страхового надзора обязан выдать лицензию в течение 60 дней или сообщить о причинах отказа.

    Департамент страхового надзора имеет право:

    1) проводить проверки сторон деятельности страховых организаций (законодательство, правила и предписания);

    2) получать от страховых организаций сведения, справки и так далее;

    3) осуществлять контроль резервов;

    4) осуществлять контроль размещения временно свободных средств (надежность капитальных вложений и ликвидность активов).

    При выявленных нарушениях СК может грозить временное или полное прекращение деятельности.

    Налогообложение страховой деятельности.

    В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. страховые компании, действующие в РФ, уплачивают федеральные, республиканские и местные налоги.

    Федеральные налоги взимаются на всей территории РФ по ставкам, определенным законом:

  • налог на добавленную стоимость (НДС). (По операциям страхования и перестрахования не взимается, по прочим операциям (приобретение основных фондов) - 20 %);
  • акцизы на отдельные виды товаров (автомобили не более 1500 см3 - акциз 10 %);
  • на операции с ценными бумагами;
  • таможенная пошлина;
  • налог на прибыль (доход) (13 % в федеральный бюджет, 30 % - в местный);
  • подоходный налог с физических лиц;
  • налоги, перечисляемые в дорожные фонды. (С владельцев транспортных средств, на пользователей автомобильных дорог, на приобретение автотранспортных средств (20 % от стоимости услуг));
  • гербовый сбор.
  • Республиканские налоги (краев, областей, округов и т.п.) устанавливаются законами РФ и взимаются на всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяются законами субъектов РФ или решениями органов государственной власти краев и областей:

  • налог на имущество (2 % от средней годовой стоимости);
  • сбор на нужды образования;
  • сбор за регистрацию предприятия.
  • Местные налоги:

  • земельный налог или земельную аренду;
  • налог на рекламу (5 %) и другие

  • Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:33