Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития
Крымов С.М.1, Левенцов В.А.1
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 22 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируются взаимодействия предприятия с другими системными субъектами рынка, с которыми фирма вступает во взаимодействия на различных этапах своего развития. В качестве разновидностей взаимоотношений выделены по Г.Б. Клейнеру – контактирование, копродукция, кооперация, координация, коэволюция, консолидация, исследованы перспективы использования взаимодействий на различных стадиях. За основу развития взята модель жизненного цикла И. Адизеса. На начальных стадиях роста (зарождение, младенчество, бурные годы) интенсивность взаимодействий носит несистемный характер и включает контактирование, копродукцию, кооперацию. На срединных стадиях (юность, ранний расцвет, поздний расцвет/спад) взаимодействия возрастают, охватывая все виды взаимоотношений. На стадиях упадка (аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация, смерть) – постепенно снижаются, в обратном порядке. Дополнительно исследовано развитие по модели Л. Грейнера, в рамках которой организация стремится не допустить стадии упадка, что может обеспечиваться за счет координации, консолидации взаимодействий с партнером.
Ключевые слова: предприятие, жизненный цикл, рост, реляционные отношения
JEL-классификация: L21, L26, L20, L22
Источники:
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Монография. - М.: Дело, 2008. – 568 с.
3. Катькало В.С. Ресурсная теория организаций: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2002. – № 4(32). – С. 20-42.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. / Монография., 2008. – 548 с.
5. Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 32-37.
6. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Инструменты и методы менеджмента предприятий промышленности и сферы услуг при формировании реляционных стратегий // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-4(41-4). – С. 422-428.
7. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 3. – С. 3-28.
8. Крымов С.М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 6(36). – С. 88-92.
Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Формирование реляционных стратегий на предприятиях промышленности. / Монография. - Волгодонск: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2015. – 141 с.
10. Гребешкова Е.Н. Источники устойчивых преимуществ предприятия постиндустриальной эпохи: взгляд сквозь призму ресурсной теории // Экономика и управление. – 2013. – № 2(34). – С. 94-97.
11. Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник санкт-петербургского университета. серия 8. менеджмент. – 2006. – № 1. – С. 3-27.
Дафт Р.Л. Теория организации. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 685 с.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. – 379 с.
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
15. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 5(23). – С. 80-84.
16. Левенцов В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 5(23). – С. 85-92.
17. Grainer L. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. – 1998.
Глухов В.В., Федоров Е.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбПУ, 2010. – 190 с.
Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности. / Монография. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. – 133 с.
Страница обновлена: 16.11.2024 в 20:53:56