Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития
Крымов С.М.1
, Левенцов В.А.1![]()
1 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Скачать PDF | Загрузок: 34
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 22 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируются взаимодействия предприятия с другими системными субъектами рынка, с которыми фирма вступает во взаимодействия на различных этапах своего развития. В качестве разновидностей взаимоотношений выделены по Г.Б. Клейнеру – контактирование, копродукция, кооперация, координация, коэволюция, консолидация, исследованы перспективы использования взаимодействий на различных стадиях. За основу развития взята модель жизненного цикла И. Адизеса. На начальных стадиях роста (зарождение, младенчество, бурные годы) интенсивность взаимодействий носит несистемный характер и включает контактирование, копродукцию, кооперацию. На срединных стадиях (юность, ранний расцвет, поздний расцвет/спад) взаимодействия возрастают, охватывая все виды взаимоотношений. На стадиях упадка (аристократизм, ранняя бюрократизация, бюрократизация, смерть) – постепенно снижаются, в обратном порядке. Дополнительно исследовано развитие по модели Л. Грейнера, в рамках которой организация стремится не допустить стадии упадка, что может обеспечиваться за счет координации, консолидации взаимодействий с партнером.
Ключевые слова: предприятие, жизненный цикл, рост, реляционные отношения
JEL-классификация: L21, L26, L20, L22
Источники:
Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. / Монография. - М.: Дело, 2008. – 568 с.
3. Катькало В.С. Ресурсная теория организаций: генезис основных идей и понятий // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2002. – № 4(32). – С. 20-42.
Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. / Монография., 2008. – 548 с.
5. Клейнер Г.Б. Микроэкономика знаний и мифы современной теории // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 32-37.
6. Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Инструменты и методы менеджмента предприятий промышленности и сферы услуг при формировании реляционных стратегий // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-4(41-4). – С. 422-428.
7. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 3. – С. 3-28.
8. Крымов С.М. Формирование организационной структуры предприятия на основе учета реляционных взаимодействий // Среднерусский вестник общественных наук. – 2014. – № 6(36). – С. 88-92.
Крымов С.М., Рогачева Ж.С. Формирование реляционных стратегий на предприятиях промышленности. / Монография. - Волгодонск: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 2015. – 141 с.
10. Гребешкова Е.Н. Источники устойчивых преимуществ предприятия постиндустриальной эпохи: взгляд сквозь призму ресурсной теории // Экономика и управление. – 2013. – № 2(34). – С. 94-97.
11. Широкова Г.В., Серова О.Ю. Модели жизненных циклов организаций: теоретический анализ и эмпирические исследования // Вестник санкт-петербургского университета. серия 8. менеджмент. – 2006. – № 1. – С. 3-27.
Дафт Р.Л. Теория организации. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 685 с.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М: МЦФЭР, 2003. – 379 с.
Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. - СПб.: Питер, 2011. – 384 с.
15. Левенцов В.А. Стратегические альянсы как форма институционализации реляционных отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 5(23). – С. 80-84.
16. Левенцов В.А. Анализ современных форм и особенностей развития стратегических альянсов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2017. – № 5(23). – С. 85-92.
17. Grainer L. Evolution and Revolution as Organizations Grow // Harvard Business Review. – 1998.
Глухов В.В., Федоров Е.А. Промышленная политика как механизм стимулирования инновационной деятельности. / Монография. - СПб.: Изд-во СПбПУ, 2010. – 190 с.
Месхи Б.Ч., Красюк И.А., Иванов В.Ю. Контроллинг как инструмент развития и управления производственными процессами предприятий сферы услуг и промышленности. / Монография. - Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2013. – 133 с.
Страница обновлена: 12.08.2025 в 10:30:50
Download PDF | Downloads: 34
Conceptual foundations and trends in transformations of relational interactions of modern enterprises at various stages of development
Krymov S.M., Leventsov V.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 22 (November 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article analyzes enterprise’s interaction with other system market entities with which the firm collaborates at various stages of its development. We mark contacting, co-production, cooperation, coordination, co-evolution, consolidation as types of interaction (by G.B. Kleiner). We study prospects of application of interactions at various stages. We take Adizes' Corporate Lifecycle model as a basis for the development. At early growth stages (origin, infancy, stormy years), the intensity of interactions is non-systemic and includes contacting, co-production, cooperation. At mid-term stages (youth, early heyday, late heyday / recession), interactions increase, covering all types of relationships. At the decline stages (aristocratism, early bureaucratization, bureaucratization, death) interactions gradually decrease, in the reverse order. We also study Greiner's Growth Model (development patterns), within which the organization seeks to prevent the stage of decline, which can be ensured through coordination, consolidation of interactions with the partner.
Keywords: enterprise, life cycle, growth, relational interactions
JEL-classification: L21, L26, L20, L22
