К внедрению Стандарта развития конкуренции: вопросы оценки конкурентоспособности туристического сектора региона

Молчанова В.А.1
1 Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 22 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу особенностей реализации Стандарта развития конкуренции в туристических регионах. Методологической базой исследования являются теория конкуренции и системный подход к рассмотрению факторов, определяющих конкурентоспособность. В исследовании использован анализ стратегических документов по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и документов по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. В результате исследования обнаружены повторяющиеся в ряде регионов расхождения между стратегическими целями развития и планируемыми мероприятиями по внедрению Стандарта развития конкуренции. Комплекс индикаторов конкурентоспособности региона на рынке туризма разработан автором на основе существующих показателей глобальной конкурентоспособности в туризме и адаптирован для практических потребностей мониторинга рыночной ситуации, стратегического анализа и разработки мер повышения конкурентоспособности при внедрении Стандарта развития конкуренции. Приведен пример использования индикаторов при сравнительной оценке курортов Сочи и Анталии. Результаты исследования могут быть полезны региональным управлениям по туризму, уполномоченным органам по содействию развитию конкуренции в субъектах РФ. Работа представляет интерес для ученых, работающих над проблемами развития конкуренции в регионах, специализирующихся на туризме.

Ключевые слова: конкурентоспособность, туризм, стандарт развития конкуренции, региональное планирование развития

JEL-классификация: D40, L83, R58

Источники:

1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Economy.gov. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections /govProperty/ doc7 ( дата обращения: 25.06.2017 ).
2. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2579-р. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41d46dc4377feda2aa37.pdf ( дата обращения: 25.06.2017 ).
3. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 г. №1738-р. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94G awSO179HxFI.pdf ( дата обращения: 25.06.2017 ).
4. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. – New York: Free Press, 1990.
5. Территория инноваций. Регионы как звенья российского инновационного механизма. – В экспертно-аналитическом отчете «Россия: курс на инновации», вып.2. – М.: ОАО «РВК», 2014. – с. 80-86
6. Яковлева С.И. Пространственные модели в стратегиях социально-экономического развития регионов России // Псковский регионологический журнал. – 2014. – № 17. – c. 3-16.
7. Hofstede G., Bond M.H. Динамика и взаимосвязь человеческого капитала, качества управления и экономического роста в регионах России (2000-2012 гг.). Hse. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/projects/124124522 ( дата обращения: 03.09.2017 ).
8. Артамонова М.В., Белова С.В., Ефремова Е.Г. Концептуализация вопросов конкурентоспособности туристской дестинации в зарубежных исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-7. – c. 147-152.
9. Ritchie, J. R. B., and Crouch, G. The Competitive Destination: A Sustainable Tourism Perspective. – Wallingford, UK: CABI Publishing, 2003
10. Морозов М.А., Львова Т.В. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона // Современная конкуренция. – 2012. – № 4(34). – c. 105-116.
11. The Travel & Tourism Competitiveness Report, 2007−2017. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2017 ( дата обращения: 17.09.2017 ).
12. Dwyer L., Kim C. Destination competitiveness. Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism. – 2003. – № 6(5). – p. 369-414.
13. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия СПбГЭУ. – 2012. – № 2. – c. 133-136.
14. Флит А.Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 1. – c. 28-37.
15. Кирьянова Л.Г. Модель конкурентоспособности туристской дестинации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2011. – № 2-1. – c. 94-103.

Страница обновлена: 08.08.2025 в 05:37:58

 

 

Introduction of Competition Development Standard: issues of assessing competitiveness of tourism sector of the region

Molchanova V.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 22 (November 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the specifics of implementation of the Competition Development Standard for tourism regions. The theory of competition and a systematic approach to the consideration of factors that determine competitiveness are a methodological basis of the research. In the study we use the analysis of strategic documents on socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation and documents on the introduction of the Competition Development Standard in the constituent entities of the Russian Federation. As a result of the research, we revealed the discrepancies in a number of regions between strategic development goals and planned measures for the implementation of the Competition Development Standard. The author developed a complex of indicators of competitiveness of the region in tourism market on the basis of current indicators of global competitiveness in tourism and adapted it for practical needs of market situation monitoring, strategic analysis and development of measures to improve competitiveness in the implementation of the Competition Development Standard. We show the example of application of indicators in the comparative assessment of the resorts of Sochi and Antalya. The results of the study may be useful to regional tourism offices, authorized bodies promoting competition in the constituent entities of the Russian Federation. The paper is of interest to scientists engaged in the issue of competition development in regions dedicated to tourism.

Keywords: competitiveness, tourism, competition development standard, regional development planning

JEL-classification: D40, L83, R58