К внедрению Стандарта развития конкуренции: вопросы оценки конкурентоспособности туристического сектора региона

Молчанова В.А.1
1 Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 22 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу особенностей реализации Стандарта развития конкуренции в туристических регионах. Методологической базой исследования являются теория конкуренции и системный подход к рассмотрению факторов, определяющих конкурентоспособность. В исследовании использован анализ стратегических документов по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации и документов по внедрению Стандарта развития конкуренции в субъектах РФ. В результате исследования обнаружены повторяющиеся в ряде регионов расхождения между стратегическими целями развития и планируемыми мероприятиями по внедрению Стандарта развития конкуренции. Комплекс индикаторов конкурентоспособности региона на рынке туризма разработан автором на основе существующих показателей глобальной конкурентоспособности в туризме и адаптирован для практических потребностей мониторинга рыночной ситуации, стратегического анализа и разработки мер повышения конкурентоспособности при внедрении Стандарта развития конкуренции. Приведен пример использования индикаторов при сравнительной оценке курортов Сочи и Анталии. Результаты исследования могут быть полезны региональным управлениям по туризму, уполномоченным органам по содействию развитию конкуренции в субъектах РФ. Работа представляет интерес для ученых, работающих над проблемами развития конкуренции в регионах, специализирующихся на туризме.

Ключевые слова: конкурентоспособность, туризм, стандарт развития конкуренции, региональное планирование развития

JEL-классификация: D40, L83, R58

Источники:

1. Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006. Economy.gov. [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections /govProperty/ doc7 ( дата обращения: 25.06.2017 ).
2. План мероприятий («дорожная карта») «Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольной политики», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 г. № 2579-р. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/41d46dc4377feda2aa37.pdf ( дата обращения: 25.06.2017 ).
3. Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утв. распоряжением Правительства РФ от 05.09.2015 г. №1738-р. Government. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/EPhsiaffQIT8bK1Eov94G awSO179HxFI.pdf ( дата обращения: 25.06.2017 ).
4. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. – New York: Free Press, 1990.
5. Территория инноваций. Регионы как звенья российского инновационного механизма. – В экспертно-аналитическом отчете «Россия: курс на инновации», вып.2. – М.: ОАО «РВК», 2014. – с. 80-86
6. Яковлева С.И. Пространственные модели в стратегиях социально-экономического развития регионов России // Псковский регионологический журнал. – 2014. – № 17. – c. 3-16.
7. Hofstede G., Bond M.H. Динамика и взаимосвязь человеческого капитала, качества управления и экономического роста в регионах России (2000-2012 гг.). Hse. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/org/projects/124124522 ( дата обращения: 03.09.2017 ).
8. Артамонова М.В., Белова С.В., Ефремова Е.Г. Концептуализация вопросов конкурентоспособности туристской дестинации в зарубежных исследованиях // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2-7. – c. 147-152.
9. Ritchie, J. R. B., and Crouch, G. The Competitive Destination: A Sustainable Tourism Perspective. – Wallingford, UK: CABI Publishing, 2003
10. Морозов М.А., Львова Т.В. Дестинация как инструмент формирования конкурентных преимуществ туристского региона // Современная конкуренция. – 2012. – № 4(34). – c. 105-116.
11. The Travel & Tourism Competitiveness Report, 2007−2017. World Economic Forum. [Электронный ресурс]. URL: https://www.weforum.org/reports/the-travel-tourism-competitiveness-report-2017 ( дата обращения: 17.09.2017 ).
12. Dwyer L., Kim C. Destination competitiveness. Determinants and Indicators // Current Issues in Tourism. – 2003. – № 6(5). – p. 369-414.
13. Шубаева В.Г., Бурова Н.В. Индикаторы привлекательности региона как туристской дестинации и маркетинговая стратегия ее развития // Известия СПбГЭУ. – 2012. – № 2. – c. 133-136.
14. Флит А.Л. Подходы к определению и оценке факторов конкурентоспособности в индустрии туризма // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2014. – № 1. – c. 28-37.
15. Кирьянова Л.Г. Модель конкурентоспособности туристской дестинации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. – 2011. – № 2-1. – c. 94-103.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 09:41:26