Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства
Киреева Н.С.1, Слепенкова Е.В.1, Шипунова Т.С.1, Искандарян Р.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 29
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 20 (Октябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена проблемой возрастающей конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг. Вузы ищут пути и способы повышения своей конкурентоспособности. Цель статьи – выявление компонентов конкурентоспособности вуза на основе изучения зарубежного опыта. Методы исследования – экспертный анализ показателей конкурентоспособности в различных рейтингах и исследованиях, анализ содержания сайтов университетов-лидеров, показавших высокий уровень академического предпринимательства. Результаты исследования: выявлены составляющие конкурентоспособности вуза, включающие востребованные программы, востребованных выпускников, развитую инфраструктуру и наличие стратегического видения своего развития. Делается вывод о том, что для поддержания конкурентоспособности требуется развивать и поддерживать институт академического предпринимательства. Значимость исследования: исследование выявило те направления, акцент на которых позволяет вывести вуз в число вузов-лидеров. Материалы могут быть полезны при разработке программ развития вузов.
Ключевые слова: вуз, конкурентоспособность вуза, кластер, академическое предпринимательство
JEL-классификация: I23, I20, I26
Источники:
2. Aitbayeva, G.D., Zhubanova, M.K., Kulgildinova, T.A., Tusupbekova, G.M., Uaisova, G.I. Formation of education clusters as a way to improve education // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 9. – С. 3053-3064.
Institute for Strategy & Competitiveness. Harvard Business School [Электронный ресурс] // Isc.hbs.edu. - URL: http://www.isc.hbs.edu/competitiveness-economic-development/Pages/default.aspx
4. Lachmann J. Le développement des pôles de compétitivité: quelle implication des universités? // Innovations. – 2010. – № 3. – С. 105-135.
5. Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: An international comparison // EuroMed Journal of Business. – 2017. – № 2. – С. 130-145.
Massachusetts Institute of Technology (MIT) [Электронный ресурс] // Web.mit.edu. - URL: http://web.mit.edu/facts/sustainability.html
7. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: Does university internationalization pay off? // Small Business Economics. – 2016. – № 3. – С. 565-587.
8. Popescu F. Globalization strategies and higher education. A dutch-romanian perspective // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2017. – № 498. – С. 1239-1250.
QS World University Rankings 2018 [Электронный ресурс] // Topuniversities.com. -
URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018
The Center for Sustainable Development and Global Competitiveness (CSDGC) [Электронный ресурс] // Web.stanford.edu. - URL: http://web.stanford.edu/group/sdgc/about.html
Академическая предпринимательская деятельность Cтэнфордского университета [Электронный ресурс] // 8cent-emails.com. - URL: http://8cent-emails.com/akademicheskaja-predprinimatelskaja-dejatelnost-ctjenfordskogo-universiteta/
12. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. – 2013. – № 6. – С. 65-79.
13. Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 5. – С. 48–54.
14. Малин А.С. Межвузовская и внутри вузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция. – 2007. – № 6. – С. 49-55.
15. Миролюбова Т.В., Суханова П.А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. – С. 215–220.
16. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 1. – С. 67–71.
17. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – С. 116-125.
18. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 35–37.
19. Белкин В.Г., Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Филаткина И.Д. Развитие академического предпринимательства в некоторых странах АТР (по материалам научных публикаций) // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 2. – С. 99-111. – doi: 10.5281/zenodo.58328 .
20. Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. Управление знаниями в вузе как фактор развития академического предпринимательства // Креативная экономика. – 2017. – № 1. – С. 45-60. – doi: 10.18334/ce.11.1.37267.
Страница обновлена: 03.09.2025 в 12:52:20
Download PDF | Downloads: 29
Enhancing university competitiveness: international experience of academic entrepreneurship
Kireeva N.S., Slepenkova E.V., Shipunova T.S., Iskandaryan R.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 20 (October 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The study is relevant due to the problem of increasing competition in the global market of educational services. Universities are looking for the ways and means to improve their competitiveness. The purpose of the article is to identify the components of university's competitiveness on the basis of studies of foreign experience. We use such methods of research as expert analysis of competitiveness indicators in various ratings and studies, analysis of the content of websites of leading universities that show the high level of academic entrepreneurship. As a result of the study we identified the components of university competitiveness that include popular programs, graduates in demand, developed infrastructure and strategic vision of their development. We conclude that in order to maintain competiveness there is a strong need to develop and support the institution of academic entrepreneurship. The study is important because it identifies the areas, which you should focus on in order to make the university one of the leaders of higher education institutions.
Keywords: cluster, university, university competitiveness, academic entrepreneurship
JEL-classification: I23, I20, I26
