Повышение конкурентоспособности вузов: международный опыт академического предпринимательства
Киреева Н.С.1, Слепенкова Е.В.1, Шипунова Т.С.1, Искандарян Р.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 20 (Октябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Актуальность исследования обусловлена проблемой возрастающей конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг. Вузы ищут пути и способы повышения своей конкурентоспособности. Цель статьи – выявление компонентов конкурентоспособности вуза на основе изучения зарубежного опыта. Методы исследования – экспертный анализ показателей конкурентоспособности в различных рейтингах и исследованиях, анализ содержания сайтов университетов-лидеров, показавших высокий уровень академического предпринимательства. Результаты исследования: выявлены составляющие конкурентоспособности вуза, включающие востребованные программы, востребованных выпускников, развитую инфраструктуру и наличие стратегического видения своего развития. Делается вывод о том, что для поддержания конкурентоспособности требуется развивать и поддерживать институт академического предпринимательства. Значимость исследования: исследование выявило те направления, акцент на которых позволяет вывести вуз в число вузов-лидеров. Материалы могут быть полезны при разработке программ развития вузов.
Ключевые слова: вуз, конкурентоспособность вуза, кластер, академическое предпринимательство
JEL-классификация: I23, I20, I26
Источники:
2. Aitbayeva, G.D., Zhubanova, M.K., Kulgildinova, T.A., Tusupbekova, G.M., Uaisova, G.I. Formation of education clusters as a way to improve education // International Journal of Environmental and Science Education. – 2016. – № 9. – С. 3053-3064.
Institute for Strategy & Competitiveness. Harvard Business School [Электронный ресурс] // Isc.hbs.edu. - URL: http://www.isc.hbs.edu/competitiveness-economic-development/Pages/default.aspx
4. Lachmann J. Le développement des pôles de compétitivité: quelle implication des universités? // Innovations. – 2010. – № 3. – С. 105-135.
5. Lombardi R., Lardo A., Cuozzo B., Trequattrini R. Emerging trends in entrepreneurial universities within Mediterranean regions: An international comparison // EuroMed Journal of Business. – 2017. – № 2. – С. 130-145.
Massachusetts Institute of Technology (MIT) [Электронный ресурс] // Web.mit.edu. - URL: http://web.mit.edu/facts/sustainability.html
7. Minola T., Donina D., Meoli M. Students climbing the entrepreneurial ladder: Does university internationalization pay off? // Small Business Economics. – 2016. – № 3. – С. 565-587.
8. Popescu F. Globalization strategies and higher education. A dutch-romanian perspective // Advances in Intelligent Systems and Computing. – 2017. – № 498. – С. 1239-1250.
QS World University Rankings 2018 [Электронный ресурс] // Topuniversities.com. -
URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018
The Center for Sustainable Development and Global Competitiveness (CSDGC) [Электронный ресурс] // Web.stanford.edu. - URL: http://web.stanford.edu/group/sdgc/about.html
Академическая предпринимательская деятельность Cтэнфордского университета [Электронный ресурс] // 8cent-emails.com. - URL: http://8cent-emails.com/akademicheskaja-predprinimatelskaja-dejatelnost-ctjenfordskogo-universiteta/
12. Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. – 2013. – № 6. – С. 65-79.
13. Корчагова Л.А. Оценка конкурентоспособности вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – 2007. – № 5. – С. 48–54.
14. Малин А.С. Межвузовская и внутри вузовская конкуренция образовательных программ высшего профессионального образования // Современная конкуренция. – 2007. – № 6. – С. 49-55.
15. Миролюбова Т.В., Суханова П.А. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 1–1. – С. 215–220.
16. Мохначев С.А. Современные тенденции развития управления конкурентоспособностью вуза // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 1. – С. 67–71.
17. Сагинова О.В. Показатели конкурентоспособности вузов // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. – 2017. – № 4. – С. 116-125.
18. Фатхутдинов Р. Управление конкурентоспособностью вуза // Высшее образование в России. – 2006. – № 9. – С. 35–37.
19. Белкин В.Г., Бабак Л.Н., Хегай Е.В., Филаткина И.Д. Развитие академического предпринимательства в некоторых странах АТР (по материалам научных публикаций) // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. – 2016. – № 2. – С. 99-111. – doi: 10.5281/zenodo.58328 .
20. Хегай Е.В., Бабак Л.Н., Филаткина М.Д., Филаткина И.Д. Управление знаниями в вузе как фактор развития академического предпринимательства // Креативная экономика. – 2017. – № 1. – С. 45-60. – doi: 10.18334/ce.11.1.37267.
Страница обновлена: 30.10.2024 в 04:28:25