Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории

Жук А.А.1, Потий К.М.1
1 Южный Федеральный Университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 19 (Октябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен теоретико-аналитический обзор определений понятий «семейное предпринимательство», «семья» и предприниматель». Приведен ряд основных тенденций в современных исследованиях института семейного предпринимательства. Установлено, что семейное предпринимательство в рыночном хозяйстве РФ предстает в пяти основных дефинициях (сложная экономическая категория, двойственный метод хозяйствования, специфическая социальная форма предпринимательства, тип экономического поведения ячейки общества и способ реализации семьей своего предпринимательского потенциала). Определено, что большая часть научных работ в области исследования современного российского семейного предпринимательства сконцентрирована на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, а также низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий. Отмечен низкий уровень внимания отечественных авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, и фокус последних отечественных публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов. Представлен авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие».

Ключевые слова: предприниматель, микропредприятие, семейное предпринимательство, семья

JEL-классификация: L26, L50, M20

Источники:

Закон республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 17, ст. 188; 2013 г., № 18, ст. 233; 2015 г., № 33, ст. 439; 2017 г., № 1, ст. 1
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/.
Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе. ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск. [Электронный ресурс]. URL: http://ecotrends.ru/component/content/article/741-1999/1841-2014-03-06-10-13-03.
4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // Сша-эпч. – 1994. – № 3. – С. 93-97.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.
Бурова С.Н. Социология семьи. / Цикл лекций. - Минск: БГУ, 2011. – 195 с.
7. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 2. – С. 11-16.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2015. – 896 с.
Евстигнеева К.В., Лунева Е.А. Особенности ведения семейного бизнеса в России // Студенческий научный форум: Сборник статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013.
Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Эволюция рождаемости в России в 20 веке. - М.: Изд-во Института социально-полит. исследований РАН, 1993. – 130 с.
Исследование владельцев капиталов. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://delovoymir.biz/2012/06/25/lyudi-v-semeynom -biznese.html.
Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие». Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/01704.htm.
Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций. / История и филология древнего и средневекового Востока. - М.: Наука, 1987. – 3-11 с.
Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг россии: Научно-практическая конференция. Том 1. Ростов-на-Дону, 2015. – С. 165-169.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / 2 изд.,т. 3. - М.: Политиздат, 1955. – 625 с.
Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее?. Lex. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lex.uz/.
Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. – 360 с.
Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области). / дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04., 2015. – 247 с.
19. Ромаданов М.О. Семейный бизнес вчера и сегодня // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-1(41-1). – С. 778.
Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. – 416 с.
Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью. Консенсус. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kontentus.ru/.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2016. – 1056 с.
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. Перевод на русский язык. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6143.
24. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Экономические науки. – 2015. – № 8. – С. 633-635.
Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. - М.: Дашков и Ко, 2015. – 208 с.
Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экон. Шк., 2001. – 688 с.
27. Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. – 1999. – № 12. – С. 19-40.
Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles, 1985
Hoover E.A., Hoover С.L. Getting along in family business: the relationship intelligence handbook. - New York; London: Routledge, 1999. – 242 с.

Страница обновлена: 12.08.2025 в 23:03:05

 

 

Family business phenomenon in the modern economic theory

Zhuk A.A., Potiy K.M.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 19 (October 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article presents theoretical and analytical review of definitions of the concepts ‘family business, ‘family’ and ‘entrepreneur’. We show a number of the main trends in modern researches on “family business” institution. We found out that there are 5 five main definitions of family business in Russian market economy, such as difficult economic category, dual management practices, specific social form of business, type of economic behavior of a social unit and a way to realize family’s entrepreneurial potential. We also found out that much of scientific works in a research on modern Russian family business are focused on an insufficient development of transfer mechanisms of family business to successors, and on the low level of awareness of the importance of these mechanisms’ development among enterprises owners. We note that Russian authors do not pay much attention to the research problem of organizational culture’s specifics and its differences from non-family enterprises, which is popular in the West today. The last domestic publications focus mainly on the issues of transfer and inheritance of family business, probably because of intersection of consulting and research interests. We present author's approach to the definition of the concepts ‘family’ and ‘family business.

Keywords: entrepreneur, family business, family, microenterprise

JEL-classification: L26, L50, M20