Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории

Жук А.А.1, Потий К.М.1
1 Южный Федеральный Университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 19 (Октябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 19. – С. 2891-2908. – doi: 10.18334/rp.18.19.38321.

Аннотация:
В статье представлен теоретико-аналитический обзор определений понятий «семейное предпринимательство», «семья» и предприниматель». Приведен ряд основных тенденций в современных исследованиях института семейного предпринимательства. Установлено, что семейное предпринимательство в рыночном хозяйстве РФ предстает в пяти основных дефинициях (сложная экономическая категория, двойственный метод хозяйствования, специфическая социальная форма предпринимательства, тип экономического поведения ячейки общества и способ реализации семьей своего предпринимательского потенциала). Определено, что большая часть научных работ в области исследования современного российского семейного предпринимательства сконцентрирована на проблематике недостаточной проработанности механизмов передачи семейного дела наследникам, а также низкого уровня осознанности важности разработки данных механизмов среди владельцев предприятий. Отмечен низкий уровень внимания отечественных авторов к проблеме исследования специфики организационной культуры и ее отличий от несемейных предприятий, популярной на сегодняшний день на западе, и фокус последних отечественных публикаций на вопросах передачи и наследования семейного дела, что, вероятно, обусловлено пересечением консалтинговых и исследовательских интересов. Представлен авторский подход к определению понятий «семья» и «семейное предприятие».

Ключевые слова: предприниматель, микропредприятие, семейное предпринимательство, семья

JEL-классификация: L26, L50, M20

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...

Источники:

Закон республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве» // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2012 г., № 17, ст. 188; 2013 г., № 18, ст. 233; 2015 г., № 33, ст. 439; 2017 г., № 1, ст. 1
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Garant. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/637548/.
Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе. ЭКО: Экономика и орг. пром. пр-ва - Новосибирск. [Электронный ресурс]. URL: http://ecotrends.ru/component/content/article/741-1999/1841-2014-03-06-10-13-03.
4. Беккер Г. Экономика семьи и макроповедение // Сша-эпч. – 1994. – № 3. – С. 93-97.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. - М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2003. – 672 с.
Бурова С.Н. Социология семьи. / Цикл лекций. - Минск: БГУ, 2011. – 195 с.
7. Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 2. – С. 11-16.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2015. – 896 с.
Евстигнеева К.В., Лунева Е.А. Особенности ведения семейного бизнеса в России // Студенческий научный форум: Сборник статей V Международной студенческой электронной научной конференции. 2013.
Захарова О.Д., Рыбаковский Л.Л. Эволюция рождаемости в России в 20 веке. - М.: Изд-во Института социально-полит. исследований РАН, 1993. – 130 с.
Исследование владельцев капиталов. Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково. [Электронный ресурс]. URL: http://delovoymir.biz/2012/06/25/lyudi-v-semeynom -biznese.html.
Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие». Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. [Электронный ресурс]. URL: http://be5.biz/ekonomika1/r2010/01704.htm.
Коротаев А.В. Семья в социально-экономической структуре докапиталистических классовых формаций. / История и филология древнего и средневекового Востока. - М.: Наука, 1987. – 3-11 с.
Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Актуальные аспекты инновационного экономического и юридического развития в условиях роста напряженности вокруг россии: Научно-практическая конференция. Том 1. Ростов-на-Дону, 2015. – С. 165-169.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. / 2 изд.,т. 3. - М.: Политиздат, 1955. – 625 с.
Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее?. Lex. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lex.uz/.
Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. - М.: Дело, 2003. – 360 с.
Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области). / дисс. … канд. соц. наук: 22.00.04., 2015. – 247 с.
19. Ромаданов М.О. Семейный бизнес вчера и сегодня // Экономика и предпринимательство. – 2013. – № 12-1(41-1). – С. 778.
Руссо Ж.-Ж. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права. - М.: «КАНОН-пресс», 1998. – 416 с.
Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью. Консенсус. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kontentus.ru/.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2016. – 1056 с.
Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. Перевод на русский язык. Центр гуманитарных технологий. [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6143.
24. Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Экономические науки. – 2015. – № 8. – С. 633-635.
Шнуровозова Т.В. Семейный бизнес по-русски. - М.: Дашков и Ко, 2015. – 208 с.
Шумпетер Й. История экономического анализа. - СПб: Экон. Шк., 2001. – 688 с.
27. Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. – 1999. – № 12. – С. 19-40.
Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practice and Principles, 1985
Hoover E.A., Hoover С.L. Getting along in family business: the relationship intelligence handbook. - New York; London: Routledge, 1999. – 242 с.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 02:24:44