Вовлечение российского студенчества в современное инновационное предпринимательство

Корчагина И.В.1, Рогова К.В.1, Корчагин Р.Л.1
1 Кемеровский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 16 (Август 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Инновационное предпринимательство имеет большое значение в модернизации экономики страны и входит в число стратегических приоритетов России. Важнейший ресурс его развития – человеческий капитал активных, компетентных, образованных людей, в том числе студенчества. Однако уровень вовлечения студентов в инновационное предпринимательство достаточно низок. В статье оценено место инновационного предпринимательства в карьерных планах студентов России, показана необходимость более активного вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. На основе критического анализа раскрыты возможности и ограничения существующих механизмов вовлечения студентов в инновационное предпринимательство. Предложены новые концептуальные положения и прикладные рекомендации по активизации участия студентов в инновационной предпринимательской деятельности. Выводы статьи могут быть использованы при разработке программ, проектов развития инновационного предпринимательства, при планировании и реализации мероприятий по вовлечению студентов в инновационное предпринимательство.

Ключевые слова: карьера, инновационное предпринимательство, предпринимательские компетенции, студенты, обучение предпринимательству

JEL-классификация: L26, O30, I25

Источники:

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р
Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. - М.: ЭКСМО, 2007. – 864 с.
Kirchhoff B. Entrepreneurship and dynamic capitalism: The economics of firm formation and growth. - Westport: Praeger Publishers, 1994. – 240 с.
Waasdorp P. Innovative entrepreneurship: A Dutch policy perspective // Entrepreneurship in the Netherlands: Innovative entrepreneurship. New policy challenges. - Hague: EIM Business and Policy Research and Ministry of Economic Affairs, 2002. - P. 27–42
5. Dahlstrand Å. L., Stevenson L. Innovative entrepreneurship policy: linking innovation and entrepreneurship in a European context // Annals of Innovation & Entrepreneurship. – 2010. – № 1. – doi: 10.3402/aie.v1i1.5602.
Наливайченко Е.В. Экономика инновационного предпринимательства. / Учебное пособие. - Симферополь: Ариал, 2017. – 192 с.
7. Дубровский В.Ж., Кирюхина И.В. Развитие инновационного предпринимательства в регионе в контексте общемировых тенденций // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2016. – № 4. – С. 52-65.
8. Натхов Т., Полищук Л. Инженеры или юристы? Институты и спрос на высшее образование // Вопросы экономики. – 2012. – № 1. – С. 30-51.
Глобальное исследование предпринимательского духа студентов: Национальный отчет [Электронный ресурс] / Г.В. Широкова, К.А. Богатырева, T.В. Беляева [и др.] // Gsom.spbu.ru. - 2016. - URL: http://gsom.spbu.ru/files/folder_11/guesss_2016_rus_final_v1.pdf (дата обращения: 04.08.2017)
100 самых привлекательных работодателей России [Электронный ресурс] // Fut.ru. -
URL: http://fut.ru/media/company_uploads/2127/top100.pdf (дата обращения: 04.08.2017)
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р
Рубин Ю.Б. Компетентностный подход в обучении российской молодежи предпринимательству // Формирование профессиональных предпринимательских компетенций молодежи в процессе обучения предпринимательству: Сборник докладов международной конференции. Москва, 2014. – С. 5-14.
13. Митрюхина И.Н., Панарина Е.Н. Формирование компетенций при обучении студентов основам инновационного предпринимательства в техническом вузе // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 2. – С. 87-93.
Борисова Л.М., Таран Е.А., Титенко Е.А. Инновационное предпринимательство. - Томск: Издательство ТПУ, 2013. – 235 с.
Грибов В.Д., Камчатников Г.В. Малое инновационное предпринимательство и его роль в реализации стратегии инновационного развития России. / Монография. - М.: Русайнс, 2015. – 188 с.
16. Kakkonen M. L. Students’ perceptions of their business competences and entrepreneurial intention // Management. – 2011. – № 3. – С. 225-243.
17. Saks N. T., Gaglio C. M. Can opportunity identification be taught? // Journal of Enterprising Culture. – 2002. – № 4. – С. 313-347.
18. Бутрюмова Н.Н., Слепнева Ю.Н. Вовлечение студентов в инновационное предпринимательство: опыт НИУ-ВШЭ – Нижний Новгород // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. – 2016. – № 1. – С. 91-124.
19. Мокрецова Л.А., Манузина Е.Б., Дудышева Е.В. Практикоориентированная подготовка студентов к инновационной предпринимательской деятельности в гуманитарном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 963.
20. Швец Н.А. Модель подготовки студентов и аспирантов к инновационному предпринимательству // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 4. – С. 228-232.
21. Шаповалов Н.А., Романович Л.Г., Глаголев Е.С., Бабаевский А.Н. Опыт реализации практико-ориентированной модели обучения студентов инновационному предпринимательству // Высшее образование в России. – 2014. – № 3. – С. 65-72.
22. Хайруллина М.В. Формирование экономико-управленческих и предпринимательских компетенций в техническом вузе // Российское предпринимательство. – 2017. – № 11. – С. 1637-1650. – doi: 10.18334/rp.18.11.37837.
Кабанов Д. Как работают со стартапами в университете ИТМО. Rusbase. [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/opinion/itmo-i-startapy/ ( дата обращения: 05.08.2017 ).
Стартап-направление [Электронный ресурс] // Spb.hse.ru. - URL: https://spb.hse.ru/cia/startup (дата обращения: 05.08.2017)
25. Кузнецова В.П., Мыльникова С.А. Способы вовлечения молодежи в инновационную деятельность в образовательной среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2014. – № 4. – С. 221-225.
26. Дровников А. К вопросу о формировании инновационно-предпринимательской компетентности преподавателей // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. – 2014. – № 2. – С. 107-112.
Зайцева И.А. Реализация практико-ориентированной модели обучения студентов инновационному предпринимательству // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова: Сборник материалов конференции. Белгород, 2016. – С. 4418–4421.
Романович М.А., Евтушенко Е.И., Романович Л.Г. Практические аспекты обучения студентов инновационному предпринимательству // Наукоемкие технологии и инновации: Сборник докладов Международной научно-технической конференции. Белгород, 2016. – С. 181-186.
29. Буркова А.В., Калашникова Я.С. Роль кафедры университета в мобилизации творческого потенциала студентов для развития инновационного предпринимательства // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. – 2013. – № 4. – С. 259-262.
30. Игропуло И.Ф., Михнев Д.Ф. Теоретико-методологические основы подготовки студентов к инновационному предпринимательству // European Social Science Journal. – 2014. – № 9-3. – С. 299-305.

Страница обновлена: 04.08.2025 в 08:35:27

 

 

Involvement of Russian students in modern innovative entrepreneurship

Korchagina I.V., Rogova K.V., Korchagin R.L.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 16 (August 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Innovative entrepreneurship plays a very important role in economic modernization of a country and is one of strategic priorities of Russia. Human capital of active, competent, educated people, including students is the most important source of its development. However, the level of student involvement in innovative entrepreneurship is low enough. The article assesses the place of innovative entrepreneurship in career planes of Russian students. We show the need of more active involvement of students in innovative entrepreneurship. On the basis of critical analysis we reveal the possibilities and limitations of the mechanisms for involving students in innovative entrepreneurship. We suggest new conceptual points and applied recommendations on the activation of students' participation in innovative entrepreneurial activities. The conclusions of the article can be used in the development of programs, projects for the development of innovative entrepreneurship, and when planning and implementing activities to involve students in innovative entrepreneurship.

Keywords: innovative entrepreneurship, students, entrepreneurial competencies, careers, entrepreneurship training

JEL-classification: L26, O30, I25