Capitals of the national minority of Southeast Asia: the change of flows in the conditions of the global economic crisis at the beginning of the XXI century
Totorova A.V.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет
Download PDF | Downloads: 27
Journal paper
Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 7, Number 4 (October-December 2017)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=32337791
Abstract:
The article analyses specific changes in flows of Chinese capitals in South-East Asia in the context of the global economic crisis of 2008. We give a list of reasons that made business circles of holdings review marketing strategies and start a new expansion in regions of unconventional presence in order to minimize damage and generate profits. We also present a forecast of perspective interaction between capitals of the companies and the states that apply a special kind of economic "soft power" for building stable partnerships in the conditions of globalization and regionalization at the beginning of the XXI century.
Keywords: Economic strategies of Chinese companies, competition in regional markets of Chinese holdings of different countries, economic "soft power", new identities for economic strategies, economic strategy of New Zealand and Chinese capitals, economies of the ASEAN countries
Введение
Китайские предприниматели – часть национального меньшинства региона Юго-Восточной Азии, которая оказывает сильное финансовое влияние на развитие экономики во всех государствах блока АСЕАН [1].
Цель нашего исследования: на основе источников проследить специфику движения капиталов и изменения экономических стратегий хуацяо в 2010–2020 гг.
Глобальный экономический кризис 2008 года стал важной проблемой изменения географии китайских инвестиций в регионах Юго-Восточной Азии и Океании [1, 2]. Данный глобальный кризис имеет характер волн отдачи и реакций национальных рынков; так, за последние девять лет деловые круги хуацяо, в периоды между этими критическими промежутками, создают новые маркетинговые стратегии по поиску особых ниш для минимизации ущерба своего бизнеса в Юго-Восточной Азии и Океании, в частности через свободную экономическую зону (СЭЗ) АСЕАН–КНР [1, 6]. В других сопредельных регионах Тихого океана они также проявляют особую активность. Долгое время китайский финансовый капитал курсировал через банки Юго-Восточной Азии в Океанию благодаря «транскитайским» банкам [1, 6, 8]: «Yomaholdings», «ОСВС», «Thai Bank» в банки и оффшорные компании хуацяо на Фиджи, в Папуа-Новую Гвинею, на Соломоновы острова и в другие государства Южно-Тихоокеанского региона.
За период в почти десять лет (2008–2017 гг.) [4] (Zakharev, 2015) потерпели крах серии финансовых проектов, которые шли по данной схеме, ввиду альтернативных китайских компаний из Китайской Народной Республики (КНР). В результате такого серьезного ущерба хуацяо Юго-Восточной Азии уделили особое внимание маркетинговой стратегии по экспансии своих капиталов в Юго-Восточную Африку. Увы, серьезных бенефиций им это не принесло, поскольку их также активно начали обходить по объему линеек предложений компании КНР и США. Далее была попытка усиления экспорта капитала хуацяо, были регионы исторических клановых родин китайских корпораций из Юго-Восточной Азии в материковый Китай (прибрежные зоны Фуцзяни, Гуанси, Гуандуна и острова Тайвань) [1, 2, 4] (Zakharev, 2015). Эта стратегия оправдалась, но появилась сильная тенденция переноса инвестиций из морских районов (собственно малые родины деловых кланов) в континентальные районы данных провинций и других. Объясняется это ростом зарплат в КНР, что заставляет капиталистов, которые ищут, как сэкономить на издержках, идти в новые для себя районы, получать прибыль большего объема, чем с традиционных географических ниш своего исторического экономического присутствия.
Комплекс проектов КНР–АСЕАН, в которые инвестировали крупные китайские холдинги разных стран, очень способствует этому перемещению капиталов в новые регионы Китая. Так, проекты транзит природных ресурсов Качин–Юннань [5], «Большой Меконг» [3] (Rudyh, Zakharev, 2013), газопроводы Юннань–Андаманское море [5], рыбная отрасль переработки и добычи в Южно-Китайском море, от которых зависят миллионы задействованных работников Филиппин, Вьетнама, Малайзии, Индонезии и КНР, совместное производство в КНР и странах АСЕАН [1, 2, 4] (Zakharev, 2015), очень способствуют развитию данного вектора экономической стратегии компаний хуацяо.
Хотя эти успехи минимизировали потери хуацяо, но компании КНР усиливают свою экспансию в тех же регионах КНР, Юго-Восточной Азии, Океании и Юго-Восточной Африке. Это осложняет положение капиталов хуацяо с устойчивой тенденцией к выходу из перспективных ниш. За период 2008–2017 гг. можно наблюдать большое количество локальных антикитайских демонстраций по всем регионам присутствия разнообразных китайских компаний [1, 8]. В странах акватории Южно-Китайского моря они в основном связаны с конфликтом КНР, Вьетнама, Филиппин, Малайзии и Индонезии в Южно-Китайском море из‑за спорных территорий и невозможности заниматься рыбной ловлей ввиду боевых действий по переделу акватории [4] (Zakharev, 2015), что влияет на деловые стратегии хуацяо и заставляет думать о новых рынках вложений своих капиталов уже вне данных регионов, рассматривая Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) комплексно и относительно других его субрегионов.
К таким субрегионам нетрадиционного экономического присутствия капиталов хуацяо можно было бы отнести Мексику (Тихоокеанское побережье), Российскую Федерацию (Камчатка, Приморский край, Курильские острова и Магаданская область), Чили и Эквадор (для китайских компаний из Вьетнама и Малайзии по линии Транстихоокеанского партнерства (ТТП)). По настоящее время ни один из данных проектов так и не был претворен в жизнь, поскольку специфика законодательства каждой из выше указанных стран, где участие иностранного капитала регулируется иными нормативными актами и налогообложением, пока не дает хуацяо адаптировать свой бизнес так, чтобы найти перспективную длительную нишу в данных странах [4, 6–8] (Fomicheva, 2014; Zakharev, 2015). В России были проведены серии переговоров, однако риск ущерба от возможного отключения собственных банков и холдингов от международной системы СВИФТ оказался сильнее, чем получение новых ниш, ввиду событий вокруг Крыма 2014 года. Справедливости ради, так же поступили не только хуацяо, Австралия и Новая Зеландия сделали тоже самое, хотя до 2014 года активно поставляли линейки товаров в РФ, но после, из‑за рисков, переоценили приоритеты сотрудничества с РФ в пользу других стран [11, 12] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016).
Стратегия взаимодействия компаний хуацяо в Чили и Эквадоре пока не имеет данных по существенным успехам. В Мексике большинство контрагентов охотнее взаимодействуют с компаниями США и КНР, чем с «новыми партнерами» – с хуацяо Юго-Восточной Азии (ЮВА) [9].
Все это привело к тому, что хуацяо не смогли получить какие-либо существенные ниши [4] (Zakharev, 2015) на новых для себя региональных рынках. В результате китайцы ЮВА вынуждены направлять свои капиталы для получения прибыли все чаще по сценарию Пекина [1, 2, 4] (Zakharev, 2015): вкладывать деньги в проекты на территориях КНР; участвовать в совместных проектах в ЮВА, Юго-Восточной Африке и в Океании.
Особо следует подчеркнуть ошибочное понимание того, что хуацяо и их компании являются агентами влияния КНР, ведь тогда Пекин не был бы заинтересован в ущербе одних своих компаний в угоду других [1], поскольку данная тактика не принесла бы преимуществ.
Заключение
Для китайских компаний Юго-Восточной Азии остается искать ниши там, где компании КНР и других стран не могут их потеснить ввиду особых барьеров и стандартов законодательства. Одной из таких площадок может стать Новая Зеландия [10–12] (Zakharev, Kolmakova, 2015; Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). Это государство, удаленное от основных потоков капиталов Южно-Тихоокеанского региона, ведет самостоятельную равноправную экономическую политику с партнерами [11, 12] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). В отличие от Канберры Веллингтон очень заинтересован в альтернативных потоках инвестиций, применяя свой вид «мягкой силы» [11, 12] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). Этим Новая Зеландия заслужила особое признание на международном экономическом глобальном и региональном пространствах [11, 12] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016). Такое государство является особым полем для международных инвестиций. В условиях глобального экономического кризиса, потеряв ряд ниш в традиционных регионах экономического влияния, это прекрасно понимают компании хуацяо Юго-Восточной Азии, которые начали серию успешных переговоров с середины 2010-х гг., результаты данной экономической стратегии взаимодействия Веллингтона и данных холдингов будут видны в ближайшие годы [12]. Вопрос данного взаимодействия зависит от оптимального поиска новых идентичностей в динамичных условиях тенденций глобализации и регионализации [12–16]. В условиях трансрегиональной нестабильности именно взаимодействие транснациональных капиталов в тихих гаванях с особыми режимами «мягкой силы», базирующихся на равноправии партнеров [11, 12] (Zakharev, Skripnichenko, Aleksandrin, 2016), станет определять стабильное будущее мировой экономики [12–16].
References:
Rudyh L.G., Zakharev Ya.O. (2013). Proekt «Bolshoy Mekong»: perspektivy mezhgosudarstvennogo i ekonomicheskogo razvitiya Yugo-Vostochnoy Azii [“Great Mekong" project: interstate and economic development prospects of Southeast Asia]. Bulletin of the Irkutsk State Technical University. (9). 241-245. (in Russian).
Zakharev Ya.O. (2015). Nesostoyavsheesya chudo tranzitnogo regiona dlya biznesa kitayskoy obschiny Indonezii i Filippin v 2000-2014 gg [The failed miracle of a transit region for the business of the Chinese community in Indonesia and the Philippines in 2000-2014]. Science Review. (19). 213-216. (in Russian).
Zakharev Ya.O., Kolmakova A.V. (2015). Znachimost vliyaniya kitayskogo faktora na razvitie turisticheskoy otrasli v Novoy Zelandii [The Chinese Impact on New Zealand’s Tourism Development]. Theory and practice of physical education. (1). 61-62. (in Russian).
Zakharev Ya.O.,Skripnichenko A.V., Aleksandrin O.I. (2016). Geopoliticheskaya geostrategiya ATR: Novaya Zelandiya v 2010-2020-kh gg [Geopolitical geostrategy of the Asia-Pacific region: New Zealand in the 2010-2020s]. The Cossacks. (22). 27-35. (in Russian).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 20:44:20