Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты

Никулина Ю.Н.1, Трусов С.В.1
1 Оренбургский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 13 (Июль 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Промышленный туризм в субъектах Российской Федерации имеет значительный потенциал для своего развития, поэтому крайне необходима заинтересованность органов государственной власти и туристских агентств в его продвижении. Статья посвящена исследованию актуальных аспектов развития промышленного туризма в регионах Российской Федерации. Авторы проанализировали систему информационного обеспечения процесса развития промышленного туризма на уровне федеральных округов и регионов РФ на предмет упоминаний в средствах массовой информации об экскурсиях на промышленные предприятия, проводимых на регулярной основе, а также были проанализированы порталы региональных министерств по развитию туризма в части наличия на них конкретных разделов, посвященных промышленному туризму. В статье рассмотрен опыт регионов Приволжского федерального округа в области организации и проведения промышленных экскурсий и сформулированы основные группы целевой аудитории объектов промышленного туризма. Авторами разработаны основные направления стратегии по развитию и продвижению промышленного туризма в современных условиях: концентрация на исторически значимых производственных предприятиях; охват большего количества целевых групп потребителей промышленного туризма; создание специального интернет-портала, посвященного промышленному туризму; координация работы региональных органов власти, торгово-промышленных палат регионов, туристических фирм и промышленных предприятий в области организации и проведения промышленных экскурсий. Исследование выполнено при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук РФФИ и Правительства Оренбургской области (проект № 17-12-56023 «Разработка новых подходов к развитию промышленного туризма в регионе (на примере Оренбургской области)»).

Ключевые слова: стратегия, развитие, регион, промышленный туризм, промышленная экскурсия, опыт регионов

Источники:

1. Григоренко Т.Н., Казьмина Л.Н. Приоритеты в области развития внутреннего и въездного туризма России на современном этапе // Вестник Национальной академии туризма. – 2015. – № 4(36). – С. 14-16.
2. Корешков М.В., Деревнина С.Е. Промышленный туризм: знакомство с производством // Профессиональное образование и рынок труда. – 2015. – № 9-10. – С. 42-43.
3. Косякова А.А. Перспективы развития промышленного туризма в России // Научная мысль. – 2016. – № 1. – С. 56-59.
4. Медяник А.В., Тарабановская С.В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона // Тенденции науки и образования в современном мире. – 2016. – № 18-3. – С. 30-33.
5. Струзберг Г.В. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. – 2013. – № 3. – С. 147-151.
6. Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В. Перспективы развития промышленного туризма в России // Российское предпринимательство. – 2011. – № 10-1. – С. 146-150.
Otgaar A. Industrial tourism: Where the Public Meets the Private. - Rotterdam : Erasmus University of Rotterdam, 2014. – 260 с.
Industrial tourism – trends and opportunities Boros, L. Industrial tourism – trends and opportunities / L. Boros, Z. Martyin, V. Pal // Forum Geographic / ed. by Studiisicercetari de geografiesiprotectiamediului. – Hungary, 2013 – P. 108-114
9. Яшалова Н.Н., Акимова М.А., Рубан Д.А., Бойко С.В., Усова А.В., Мустафаева Э.Р. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2017. – № 2. – С. 195-213.
10. Никулина Ю.Н. Роль промышленных экскурсий в становлении конкурентоспособного специалиста // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 8(ч.1). – С. 589-593.
11. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Business Research. – 2010. – С. 169-173.
12. Jonsen-Verbeke M. Industrial heritage: A nexus for sustainable tourism development // Tourism Geographies. – 1999. – С. 70-85.
Никулина Ю.Н., Струзберг Г.В. Промышленный туризм в системе взаимодействия вузов и предприятий: содержание и перспективы развития. / Монография. - М: Издательство «Перо», 2015. – 188 с.
14. Дмитриев Г.С. Хабаровский край – территория развития промышленного туризма // Молодой ученый. – 2016. – № 15-1. – С. 60-62.
15. Кадыров Р.В. Предприятия полимерного производства Татарстана как рекреационный ресурс промышленного туризма: постановка проблемы // Вестник Казанского технологического университета. – 2012. – № 10. – С. 123-125.
16. Тимофеев Н.В. Концепция развития промышленного туризма как способ повышения экономического благосостояния Санкт-Петербурга (на примере судостроительного кластера) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2014. – № 2. – С. 142-145.
17. Струзберг Г.В., Докашенко Л.В. Потенциал Оренбургской области в сфере промышленного туризма // Новый университет. Серия: Экономика и право. – 2014. – № 4. – С. 122-125.
18. Bran F.,Manea G. The industrial tourism // Quality - Access to Success. – 2012. – № 3. – С. 1-6.
19. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M.A.G. Industrial tourism in the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites. – 2015. – № 1. – С. 81-92.
20. Copic S., Dordevic J., Lukic T., Stojanovic V., Dukicin S., Besermenji S., Stamenkovic I., Tumaric A. Transformation of industrial heritage -an example of tourism industry development in the Ruhr area (Germany) // Geographica Pannonica. – 2014. – С. 43-50.
21. Frew E.A. Industrial tourism theory and implemented strategies // Advances in Culture, Tourism and Hospitality Research. – 2008. – № 2. – С. 27-42.
22. Garaca V., Trifkovic A., Curcic N., Vukosav S. Aspects of industrial heritage tourism: Case of Novi Sad // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. – 2014. – № 44. – С. 181-198.
23. Hospers G.-J. Industrial heritage tourism and regional restructuring in the European union // European Planning Studies. – 2002. – № 10. – С. 397-404.
24. Jia Y. Analysis and Suggestions on Chinese Industrial Tourism Development // International Journal of Business Research. – 2010. – № 3. – С. 169-173.

Страница обновлена: 23.07.2025 в 16:46:00

 

 

Features and trends in industrial tourism development: regional aspects

Nikulina Yu.N., Trusov S.V.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 13 (July 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Industrial tourism in the constituent entities of the Russian Federation has a significant potential for its development, that’s why the interest of government bodies and tourist agencies in its promotion is extremely necessary. The article is devoted to the study of current development aspects of industrial tourism in the regions of the Russian Federation. The authors analyze the information support system for the development process of industrial tourism at the level of the federal districts and regions of the Russian Federation for mentioning in the media about excursions to industrial enterprises held on a regular basis. We also analyze portals of regional ministries of tourism development regarding the availability of specific pages about industrial tourism. The article considers the experience of the regions of the Volga Federal District in organizing and conducting industrial excursions. The paper describes the main groups of the target audience of industrial tourism facilities. The authors has developed the main directions of the strategy for the development and promotion of industrial tourism in current conditions such as concentration on historically significant manufacturing enterprises; coverage of a larger number of target groups of industrial tourism consumers; creation of a special Internet portal dedicated to industrial tourism; coordination of work of regional authorities, chambers of commerce and industry of regions, tourist firms and industrial enterprises in organizing and conducting industrial excursions. The study was carried out with the financial assistance of the Department of Humanitarian and Social Sciences of the RFBR and the Government of the Orenburg region (project No. 17-12-56023 "Design of new approaches to the industrial tourism development in the region (by the example of the Orenburg region)").

Keywords: region, strategy, development, industrial tourism, industrial excursion, experience of regions