Государственная помощь инновационному бизнесу в странах ЕС
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (16), Апрель 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Шелюбская Н.В. Государственная помощь инновационному бизнесу в странах ЕС // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 4. – С. 24-30.
Аннотация:
Продолжение. Начало в № 3/2001
Развитие кооперации.
В 60-80-х гг. государство вмешивалось в инновационный процесс по трем направлениям. Во-первых, это создание рынков знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности; во-вторых, стимулирование частной инициативы с помощью предоставления субсидий на НИОКР (налоговые льготы или прямое финансирование); в-третьих, производство знаний в государственных научных организациях с разрешением их свободного использования. В 90-е годы большее значение приобрела еще одна важная функция инновационного процесса – организация системы распространения знаний, стимулирования «распределительной силы» инновационной системы, создания атмосферы открытости и консолидации исследовательских усилий. Создание такой среды возможно при наличии новых институциональных условий, в частности, кооперации.
Ключевые слова: Россия, инновационный бизнес, инновационная кооперация
Продолжение. Начало в № 3/2001
Развитие кооперации.
В 60-80-х гг. государство вмешивалось в инновационный процесс по трем направлениям. Во-первых, это создание рынков знаний и инноваций на основе института интеллектуальной собственности; во-вторых, стимулирование частной инициативы с помощью предоставления субсидий на НИОКР (налоговые льготы или прямое финансирование); в-третьих, производство знаний в государственных научных организациях с разрешением их свободного использования. В 90-е годы большее значение приобрела еще одна важная функция инновационного процесса – организация системы распространения знаний, стимулирования «распределительной силы» инновационной системы, создания атмосферы открытости и консолидации исследовательских усилий. Создание такой среды возможно при наличии новых институциональных условий, в частности, кооперации.
Государство играет роль брокера между сферой НИОКР и фирмами. Так, практически во всех странах Западной Европы созданы различные центры по кооперации университетов и промышленности, междисциплинарные центры, инновационные центры по передаче новых технологий в малый и средний бизнес. Как правило, они действуют на региональной основе. Подобные центры функционируют в Великобритании, Бельгии, Дании, Португалии, Германии.
В настоящее время государство не только способствует расширению сотрудничества фирм и исследовательских учреждений. Оно с помощью компаний определяет направления перспективного сотрудничества в деле создания конкурентоспособных инноваций. Примером может служить новый механизм прогнозирования, так называемое, «предвидение» (Foresight). В отличие от прогнозирования «предвидение» не занимается вероятностным прогнозированием будущих технологий на основе сегодняшней базы знаний. Его цель – определить области стратегически важных исследований и появления технологий, способных принести наибольшие экономические и социальные блага. Этот подход используется в Великобритании, Германии, Нидерландах, Венгрии, США Японии и других странах.
В Великобритании, например, действующая с 1993 г., программа «Предвидение» предусматривает совместное с частной промышленностью определение перспективных рынков и технологий на ближайшие 10-20 лет, и мероприятий, необходимых для сохранения международной конкурентоспособности страны. Основным механизмом реализации программ сотрудничества в рамках новых приоритетов «Предвидения» является уже действующая программа кооперации LINK. На 1997-2000 гг. правительство выделило 30 млн.ф.ст. 24 консорциумам на осуществление кооперационных проектов, вклад частной промышленности составил 62 млн.ф.ст. [6]
В 90 гг. в инновационной политике государства начинает превалировать кластерная философия ‑ правительства концентрируют усилия на поддержке уже существующих кластеров и создании новых сетей фирм, ранее не контактировавших между собой. Наиболее ярко это проявляется в новых инициативах по поддержке малых фирм. Например, в Финляндии и Нидерландах промышленные ассоциации, исследовательские организации, государственные и учебные организации действуют сообща в деле получения знаний, технологии и предоставлении деловых услуг.
Специализация кластера влияет на выбор партнеров по сотрудничеству. Для фирм в наукоемких кластерах (например, фармацевтика и аэрокосмос), доступ к фундаментальным исследованиям является необходимым дополнением к собственным исследовательским работам. Для этих секторов характерна высокая наукоемкость и патентная активность. Поэтому компании данных секторов тесно сотрудничают с государственными исследовательскими учреждениями.
Кластеры, ориентированные на массовое производство продукции (пищевая промышленность и производство автомобилей), развивают сотрудничество с техническими институтами и университетами, проводя незначительный объем исследований собственными силами. Их инновационная активность, особенно в области улучшений производственных процессов, базируется на результатах научных исследований, полученных вне фирм.
Кластеры, зависящие от поставщиков (лесная промышленность, услуги), закупают технологию в виде оборудования и промежуточной продукции. Их инновации зависят от взаимодействия с поставщиками. Специализированные кластеры этой группы (компьютерное оборудование и программное обеспечение) отличаются высокой интенсивностью НИОКР и инновационной активностью. Фирмы данного сектора обычно сотрудничают между собой и с потребителями.
В Норвегии, например, правительство стимулирует сотрудничество между фирмами в кластере морское хозяйство. В Финляндии развит лесопромышленный кластер, куда входит производство древесины и древесных продуктов, бумаги, мебели, полиграфического и связанного с ним оборудования. Тесное взаимодействие фирм этого кластера в распространении знаний обеспечивает им конкурентные преимущества по отношению к основным торговым соперникам. По оценке экспертов, Финляндия лидирует как по уровню исследовательской, так и технологической кооперации.
Как показывает Таблица 1, уровень развития исследовательской и технологической кооперации неодинаков по странам. Развитие исследовательской кооперации можно объяснить, прежде всего, наличием университетского сектора исследований. Особенно четко этот фактор виден на примере Японии, которая лидирует по уровню межфирменной кооперации, но находится в «хвосте» сотрудничества университетов и компаний.
Таблица 1
Ранг уровня развития кооперации в НИОКР между компаниями и университетами и межфирменного сотрудничества по странам
Компании-университеты
Исследовательская кооперация |
Технологическая кооперация
Компании-компании |
1. Финляндия
|
1. Финляндия
|
2. США
|
2. Япония
|
3. Швейцария
|
3. Нидерланды
|
4. Швеция
|
4. Швейцария
|
5. Нидерланды
|
5. США
|
6. Ирландия
|
6. Германия
|
7. Германия
|
7. Швеция
|
8. Дания
|
8. Дания
|
9. Бельгия
|
9. Норвегия
|
10. Япония
|
10. Ирландия
|
11.Норвегия
|
11. Франция
|
12. Великобритания
|
12. Бельгия
|
13. Исландия
|
13.Исландия
|
14. Франция
|
17. Италия 18.Великобритания
|
Государство не только способствует созданию кластеров, но и само активно становится участником сетей. Кластерные стратегии активно используются в Великобритании, Дании, Нидерландах, Финляндии, Фламандском районе Бельгии, Квебеке. Например, в Германии с 1995 г действует программа создания биотехнологических кластеров Bio Regio. В Великобритании правительство определило районы вокруг Эдинбурга, Оксфорда. Кембриджа и Юго-Восточной Англии как основные районы размещения биотехнологических фирм. [7]
Государство и охрана интеллектуальной собственности.
Охрана интеллектуальной собственности является ключевым моментом инновационной деятельности. Ее состояние и, прежде всего, состояние патентной системы, может стимулировать или наоборот сдерживать инновационную деятельность компаний. Патентная система соединяет основные звенья инновационной цепи – стадии разработки и коммерческой реализации новшеств. В настоящее время она охватывает все стадии разработки нового продукта, идущие вслед за фундаментальными исследованиями, включая и маркетинг. Она служит основой для координации частных исследовательских проектов, т.к. содержит ценную информацию о потенциальных успехах или реальных перспективах направления исследований, что позволяет конкурирующим фирмам лучше распределять ресурсы.
По количеству патентов, зарегистрированных на 1 млн. экономически активного населения, в 1997 г. лидировала Швейцария – 596, за ней идут: Швеция – 483, Германия – 449, Япония – 213, США – 191 [8].
В 90-х гг. активизировалась деятельность ЕС в области охраны интеллектуальной собственности. Толчком к этому, в частности, послужили результаты проведенного по заказу Европейского патентного ведомства анализа инновационной активности и состояния патентной охраны в Западной Европе, США, и Японии, на которые приходится около 85% всех подаваемых в мире патентных заявок.
Анализ показал, что по количеству приходящихся на 1 млн. жителей тройственных заявок (подаваемых на одно и то же изобретение в ЕПВ, США и Японии) Западная Европа занимает только третье место после США и Японии. В конце 90-х гг. Западноевропейские компании уступили свое место японским фирмам в числе лидеров патентования в США. В 1982 г. в первую десятку наиболее активных получателей патентов в США входило 5 японских, 2 американских и 3 европейских компании, в 1996 г. – 7 японских, 2 американских и ни одной европейской компании (см. табл. 2).
Таблица 2
Компании- лидеры патентования в США
1989 1998
Компании
|
Количество патентов
|
Компании
|
Количество
Патентов |
1. Хитачи
|
1234
|
1. ИБМ
|
2682
|
2. Тошиба
|
1090
|
2. Кэнон
|
1963
|
3. Кэнон
|
961
|
3. НЭК
|
1725
|
4. Дженерал Электрик
|
930
|
4. Самсунг
|
1553
|
5. Фуйи Фото Фильм
|
898
|
5. Моторола
|
1426
|
6. Филипс электроник
|
859
|
6. Сони
|
1351
|
7. Митсубиси электрик
|
790
|
7. Хитачи
|
1322
|
8. Сименс
|
776
|
8. Тошиба
|
1271
|
9. Байер
|
708
|
9. Фуитсу
|
1260
|
10. ИБМ
|
612
|
10. Матцушита электрик
|
1239
|
Отстает Западная Европа и в области информационных технологий, где наблюдается наибольшая активность патентования. Вместе с тем, Западноевропейские компании сильны в химии и фармацевтике. Они, пополам с американскими компаниями, формируют десятку лидеров в области фармацевтики, и лидируют в области химии - в первую десятку входят 5 европейских компаний, четыре американских и одна японская компания.
Европейские компании сдают позиции и на собственных рынках. В 1996 г. около половины всех поступивших в Национальное патентное ведомство Франции патентных заявок приходилось на США и Японию, в то же время доля европейских стран составила в Японии – 4%, в США – 16%. Среди многонациональных компаний, чаще других подающих заявки во Франции, отмечено только 5 французских. Поэтому в 1998 г. Франция приняла государственный план стимулирования патентования изобретений национальными компаниями, цель которого – сократить диспропорции между количеством национальных и иностранных заявителей путем совершенствования патентной системы, снижения патентных пошлин и оказания помощи национальным компаниям при осуществлении патентной процедуры [9].
Европейская патентная организация (ЕПО), озабоченная тем, что большинство европейских патентов принадлежит американским и японским фирмам, опубликовало в 1995 г. условия более интенсивного использования патентной системы в целях усиления инновационного потенциала и конкурентоспособности европейской промышленности. В их числе, гармонизация общеевропейской патентной системы в целях снижения дублирования и расширения помощи малым и средним фирмам; обеспечение недорогой патентной охраны, отвечающей нуждам заявителей, включая такие важные меры как снижение патентных пошлин; популяризация и облегчение доступа к патентной информации. Все это призвано значительно увеличить приток свежих идей в малый и средний бизнес.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:42:49