Этическая среда многонациональных предприятий

Гурова И.П.1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 8 (Апрель 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Многонациональные предприятия/транснациональные корпорации осуществляют хозяйственную деятельность в разных странах мира в условиях сложной международной среды, включающей не только экономические, но и политические и социокультурные компоненты. В статье изучены подходы к морально-этическим факторам в бизнесе, используемые в аналитических материалах Всемирного экономического форума и Всемирного банка. На основе проведенного исследования для оценки внешней этической среды многонационального предприятия предложено использовать показатели институционального развития из рейтинга глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума: на уровне общей (генеральной) внешней среды – показатели государственных институтов (доверие общества к политикам, незаконные платежи и взятки, фаворитизм в принятии решений госслужащими), а на уровне функциональной среды (среды задач) – показатели институционального развития частного сектора (этичность поведения фирм). Показана роль корпоративной этической программы как элемента внутренней этической среды в многонациональных компаниях.

Ключевые слова: внутренняя и внешняя среда предприятия, корпоративная этика

Источники:

1. Гурова И.П., Корчагина Н.А. Понятие доверия в экономических отношениях // Власть. – 2011. – № 5. – С. 48-50.
2. Гурова И.П., Махонько О.П. Саморегулирование в профессиональной деятельности // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2004. – № 9. – С. 45-50.
Дафт Р. Менеджмент. / Учебник / Пер. с англ. С.К.Мордовина. - 8-е изд. - СПб. : Питер, 2010.
Официальный сайт ПАО «Газпром». [Электронный ресурс]. URL: http://www.gazprom.ru ( дата обращения: 09.04.2017 ).
Официальный сайт ПАО «Лукойл». [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru ( дата обращения: 09.04.2017 ).
Business Ethics: a Manual for Managing a Responsible Business Enterprise in Emerging Market Economies. U.S. Department of Commerce, International Trade Administration, 2004
Code of Business Principles and Code Policies. Unilever PLC. [Электронный ресурс]. URL: https://www.unilever.com/Images/4394-cobp-code-policies-booklet-external.v12_tcm244-409220_en.pdf ( дата обращения: 09.04.2017 ).
Jaworek M., Kuzel M. Transnational Corporations in the World Economy: Formation, Development and Present Position. Copernican Journal of Finance & Accounting. [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.12775/CJFA.2015.004.
Global Competitiveness Report 2016–2017. World Economic Forum, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www3.weforum.org.
International Trade Centre. Investment Map. [Электронный ресурс]. URL: http://www.investmentmap.org/glossary.aspx ( дата обращения: 09.04.2017 ).
International Trade Centre. Investment Map. [Электронный ресурс]. URL: http://www.investmentmap.org/searchCompany.aspx ( дата обращения: 09.04.2017 ).
Enterprise Surveys: Corruption. World Bank. [Электронный ресурс]. URL: http://www.enterprisesurveys.org ( дата обращения: 09.04.2017 ).
World Investment Report 2016: Annex Tables. Annex table 25. The top 100 non-financial MNEs from developing and transition economies, ranked by foreign assets. [Электронный ресурс]. URL: http://unctad.org ( дата обращения: 09.04.2017 ).
World Investment Report 2010. Investing in a Low-Carbon Economy. UNCTAD, 2010

Страница обновлена: 22.07.2025 в 05:16:07

 

 

Ethical environment of multinational enterprises

Gurova I.P.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 8 (April 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
Multinational enterprises / transnational corporations carry out economic activity in different countries of the world in a complex international environment that includes economic, political and socio-cultural components. The article studies the approaches to moral and ethical factors in business, used in the analytical papers of the World Economic Forum and the World Bank. On the basis of the conducted research, in order to assess the external ethical environment of a multinational enterprise, we propose to use institutional development indexes taken from the global competitiveness index of the World Economic Forum, such as: indexes of state institutions (public trust in politicians, illegal payments and bribes, favoritism in civil servants’ decision-making) related to the level of the general external environment, and indexes of institutional development of the private sector (firms’ ethical behavior) related to the level of the functional environment (environment of tasks). We show the role of a corporate ethical program as an element of the internal ethical environment in multinational companies.

Keywords: corporate ethics, internal and external enterprise's environment