Кластерный подход в развитии сферы туризма

Бенидзе К.С.1
1 Сочинский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 6 (Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрен кластерный подход к развитию сферы туризма, представлены ключевые элементы, формирующие кластерную структуру. Исследованы преимущества и недостатки интегрированных кластерных структур. Представлена структура туристского кластера с точки зрения модульного принципа его формирования, что позволит иметь устойчивые кооперированные связи по созданию туристского продукта, и будет способствовать росту капитала всех участников кластерной группы. Предполагаемые участники кластера классифицированы на определенные группы. В реализацию кластерного подхода к развитию сферы туризма заложены в качестве доминантных структур как инфраструктурные объекты в виде средств размещения, так и конкретные виды туризма в качестве объектов туристского интереса, к которым притягиваются туристские маршруты и туристские потоки.

Ключевые слова: интегрированные структуры, кластерный подход, туристский кластер, сфера туризма, модульный принцип

Источники:

1. Агафонов В.А. Кластерная стратегия: системный подход // Экономическая наука современной России. – 2010. – № 3. – С. 77-91.
2. Бакланова Ю. О. Оценка эффективности управление региональными инновациями. Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2/2010. №22. [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.mcnip.ru ( дата обращения: 08.09.2010 ).
3. Бунаков O.A. Кластерный подход к позиционированию в туризме // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2011. – № 28. – С. 64-70.
4. Валюхов С.Г. Кластерный подход — эффективный инструмент модернизации производства и привлечения инвестиций в регион // Инновационный вестник регион. – 2011. – № 4. – С. 48-53.
5. Винокурова Т.Г. Формирование информационного туристского потенциала северных территорий России // Известия байкальского государственного университета. – 2010. – № 2. – С. 66-70.
6. Воронин А.Н., Крылова И.В. Опыт субъектов Северо-Западного федерального округа в разработке и реализации программ развития туризма // Вестник национальной академии туризма. – 2010. – № 1. – С. 7-10.
7. Вялкин А.Г. Агентство по развитию территорий ключевое звено инвестиционного маркетинга региона (Территориальный маркетинг) // Маркетинг в России и за рубежом. – 2010. – № 1. – С. 80-84.
8. Голышев М.А. К вопросу об измерении уровня регионального социально-экономического развития // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 28. – С. 50-58.
9. Горбов Н.М., Шаховская A.A. Инновационные шумы-препятствия внедрению инноваций. , 2011. – 159-161 с.
10. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. , 2010. – 156-172 с.
11. Дырдонова А.Н. Методические подходы к выявлению и оценке кластеров в экономике региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 28(163). – С. 25-32.
12. Егоров Н.Е. Инновационное развитие экономики региона на основе кластерного подхода. / монография / Н. Е. Егоров. - СПб. : Политехи. ун-т, 2010. – 212 с.
13. Игнатьева И.Д., Мариев О.С. Методологический подход к анализу потенциала саморазвития регионов-субъектов Российской Федерации // Вестник урфу. серия: экономика и управление. – 2010. – № 4. – С. 126-136.
14. Караванова Б.П. Методы оценки экономической эффективности инвестиций в туристскую индустрию // Вестник HAT. – 2010. – № 4. – С. 21-23.
15. Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики. Курск, 2016.
16. Сущинская М.Д. Культурный туризм. / учеб. пособие / М.Д. Сущинская. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010.
17. Латыпов B.C. Государственно-частное партнерство и развитие культурно-познавательного туризма // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2010. – № 3. – С. 51-54.
18. Левченко Т.П., Зиядин С.Т., Хамитова Д., Хасенова К.Е. Методика формирования кластера туристской фирмы // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 4. – С. 128-132.
19. Маховикова Г.А. Инновационный менеджмент. / учебное пособие. - М.: РИОР, 2010. – 205 с.
20. Митрофанова Е.С. Совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти и частного бизнеса в регулировании туристской политики // Вестник национальной академии туризма. – 2010. – № 1. – С. 14-16.
21. Морозов М.А. Моделирование туристских дестинаций на основе кластерного подхода. Megdunarodni skup «Trendovi u razvolu turizma i hotelijerstva», Kotor, jun 2011
22. Николаева И.В. Оценка кластерного потенциала региональной экономики на основе таблиц «Затраты-выпуск» (на примере Республики Саха (Якутия)) // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 14(149). – С. 43-53.
23. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Методологические аспекты оценки эффективности инновационных кластеров // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономические и технические науки. – 2012. – № 1. – С. 48-60.
24. Перепичка М.Е. Антикризисное влияние государственного сектора на современную экономику России // Национальные интересы. – 2010. – № 6. – С. 45-49.
25. Перепичка М.Е. Актуальность кластера для России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2010. – № 14(38). – С. 64-68.
26. Сиразетдинов Р.Т., Бражкина А.А. Универсальная структурная модель типового экономического кластера // Управление большими системами: сборник трудов. – 2010. – № 29. – С. 152-166.
27. Смирнов В.Т., Уварова А.Я. Научные школы университетов: активизация деятельности в инновационных кластерах. / монография / В.Т. Смирнов, А.Я. Уварова и др. - Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2012. – 112-115 с.
28. Фролов Д.П., Трубина B.C. Проблема спецификации предмета региональной экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 5. – С. 2-11.
29. Шевырев M. М. Процессный подход к анализу региональных кластеров // Международная научная конференция "Актуальные вопросы экономики и управления". 2011. – С. 184-187.
30. Морозов М.А., Морозова Н.С., Карпова Г.А., Хорева Л.В. Экономика туризма. / Учебник. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 320 с.

Страница обновлена: 06.08.2025 в 04:21:47

 

 

Cluster approach in the development of tourism

Benidze K.S.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 6 (March 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers the cluster approach in the development of tourism. We show the key elements, which form a cluster structure. We examined advantages and disadvantages of integrated cluster structures. We present the structure of tourism cluster from the point of view of the modular principle of its creation that will allow having stable cooperative connections for the creation of a tourist product, and will promote the capital growth of all members of a cluster group. Future cluster members were classified into specific groups. The infrastructure objects in the form of accommodation facilities and specific tourism types as tourism objects, which attract travel routes and tourist flows were made as dominant structures in the implementation of the cluster approach to the tourism development.

Keywords: cluster approach, integrated structures, tourism cluster, tourism sphere, modular principle