Понятие сберегательной тайны и проблемы ее правового регулирования
Гаврильченко Ю.П.1
1 Белорусский государственный университет
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 1 (Январь-Март 2017)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=30042813
Аннотация:
В статье исследуется сберегательная тайна как комплексный правовой институт. Автор раскрывает различные аспекты, связанные с защитой информации о сберегателе, сбережениях и сберегательном процессе, подробно останавливаясь на конституционном принципе недопустимости произвольного вмешательства в частные дела, породившем институты банковской тайны, тайны сведений о страховании и др. Исследуя содержание финансовой тайны, автор приходит к выводу, что последняя может быть отнесена и к физическим лицам. Обосновывается необходимость обеспечения единства правового режима тайны сбережений.
Ключевые слова: сбережения, сберегатель, банковская тайна, финансовая тайна, частная жизнь, сберегательная тайна (тайна сбережений)
Введение
Применительно к формированию доверия сберегателей существенное значение имеет правовой режим данных, характеризующих потребителей финансовых услуг (информация о клиентах). Тем не менее, в настоящее время общности мнений о понятии, составе и режиме таких сведений не существует. В условиях возрастающего антагонизма между частными целями сберегателей и публично-правовыми интересами, связанными с финансовой безопасностью государства, возникает потребность в четком определении понятия, сущности и режима сберегательной тайны.
В общем виде данные о клиентах финансового рынка защищаются нормами о неприкосновенности частной жизни. Из закрепленного в ст. 28 Конституции Республики Беларусь [1] (Aliev, Isaeva, 2012) права «на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь» вытекает недопустимость произвольного вмешательства в частные дела. Однако вопрос о соотношении частного, личного и общественного в данном контексте вызывает в литературе дискуссии.
И.В. Балашкина полагает, что понятие «частная жизнь» является более общим, поскольку охватывает не только личную (индивидуальную), но и семейную жизнь [2, c. 96–97] (Balashkina, 2007). Ее поддерживают и другие авторы [20] (Savanovich, 2016). В соответствии с толковым словарем, «личный» означает: осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью, касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу [18, c. 330] (Ozhegov, 2012). В пользу данной точки зрения выступает норма ст. 12 Всеобщей декларации прав человека [5] (Bobova, 2011), согласно которой никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь.
Г.А. Василевич исходит из синонимичности терминов «личная жизнь» и «частная жизнь» [7, c. 117] (Vasilevich, 2005). На это косвенно указывает норма ст. 28 Конституции, упоминающая право на защиту личной жизни, не дополняя ее понятием жизни семейной. Н.А. Саванович полагает, что такой подход законодателя объясняется советской традицией, когда в противовес всему частному вместо категории «частная жизнь» было внедрено понятие «личная жизнь» [20] (Savanovich, 2016).
Применительно к белорусскому праву мы склонны согласиться, что личная жизнь включает семейную. Последняя является, по сути, не только частной жизнью семьи, но и продолжением личной жизни (жизни индивидуума) в семье. Однако понятие «частная жизнь» все же представляется более широким. В толковом словаре подчеркивается, что частный – это не общественный, не государственный [18, c. 1023] (Ozhegov, 2012). В данном контексте частная жизнь воплощает процесс достижения частных интересов. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь [10], вмешательство в частные дела не допускается. В данном случае частные дела не являются исключительно проявлением личной жизни. Они могут относиться к одному человеку, семье или группе лиц, объединенных каким-то интересом (целью, функциями и др.). Главная характеристика частных дел – отсутствие публичного характера.
Частное выступает в качестве противопоставления публичному, причем эта антитеза происходит в рамках одного из основных законов диалектики – закона единства и борьбы противоположностей. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела очерчивает границу между частным и публичным характером вмешательства, допуская обоснованное воздействие, в том числе и публичного свойства.
Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела включает принцип соблюдения банковской тайны, закрепленный в ст. 13 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее – БК) [2] (Andronova, 2007). Последний играет важнейшую роль в банковском деле, является одним из «столпов», на которых держится кредитно-финансовая система.
В соответствии со ст. 121 БК, сведения о счетах и вкладах (депозитах), в том числе о наличии счета в банке (небанковской кредитно-финансовой организации), его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах), а равно сведения о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, операциях по счетам и вкладам (депозитам), а также об имуществе, находящемся на хранении в банке, являются банковской тайной и не подлежат разглашению. Национальный банк и банки гарантируют соблюдение банковской тайны своих клиентов и банков-корреспондентов. Работники Национального банка и банков обязаны хранить банковскую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь. Установлен закрытый перечень лиц, которым могут быть переданы сведения, составляющие банковскую тайну, при этом в отношении тайны физических лиц действуют более жесткие требования. Нарушение банковской тайны может повлечь дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.
Современное законодательство позволяет провести четкое разделение между коммерческой и банковской тайной (ст. 6 Закона Республики Беларусь от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне» [15]) и предусматривает для последней собственный правовой режим (регламентируется БК и другими актами законодательства). Вместе с тем развитие финансовых рынков приводит к расширению понятия банковской тайны и выходу ее за рамки банковской сферы. Кроме банковской тайны как информации, наиболее строго охраняемой законодательством, в процессе сбережения проявляются и другие сведения, которые могут быть отнесены к сведениям о частной жизни и также подлежат защите.
Ученые говорят о более общем институте финансовой тайны [10]. Однако понятие финансовой тайны легально не определено. В Положении о страховой деятельности [19] регламентирован режим тайны сведений о страховании (пп. 86, 93, 260, 326 и др.), которая охарактеризована как один из принципов формирования страховых историй и предоставления страховых отчетов. В ст. 79 Налогового кодекса Республики Беларусь закреплены сведения, составляющие налоговую тайну [15]. Конфиденциальность в аудиторской деятельности (ст. 22 Закона Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» [15]) в российском законодательстве и теории имеет общее название аудиторская тайна [5, 9] (Bobova, 2011; Gorodilov, 2010).
Состав финансовой тайны был ранее определен в Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п. 4 ст. 10), однако в действующем Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» соответствующая норма не сохранилась. В литературе финансовая тайна понимается как «неразглашение финансовой информации» [20, с. 249] (Savanovich, 2016).
В целом можно сказать, что финансовую тайну чаще связывают с деятельностью юридических лиц [см., напр., 10, с. 46], определяя ее как конфиденциальность документов, содержащих бухгалтерскую (финансовую) отчетность (в понимании Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» [15]), деловой переписки юридического лица (индивидуального предпринимателя). Мы полагаем, что финансовая тайна относима также к физическим лицам и в общем виде может быть определена как сведения, характеризующие деяния физического лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя в финансовой сфере. В данном аспекте финансовая тайна включает информацию о частных финансах. Схожий подход используется за рубежом – например, в США, где первая редакция Закона о финансовой тайне была принята в еще в 1978 г., после принятия Закона о банковской тайне 1970 г. [1, с. 13] (Aliev, Isaeva, 2012).
Его применяют и некоторые авторы, исследующие процессы легализации доходов, полученных преступным путем [5, с. 72] (Bobova, 2011). При этом финансовая и банковская тайны нередко отождествляются. Так, Т.А. Андронова пишет: «История развития института банковской тайны уходит в глубь веков и на протяжении столетий представляла борьбу между публичными интересами государства, пытающегося в целях получения налогов и борьбы с наиболее опасными формами преступной деятельности взять под контроль кредитные учреждения, и частными интересами банков, которые путем защиты прав клиентов на финансовую тайну отстаивают свое собственное финансовое благополучие» [2, с. 220] (Andronova, 2007).
Разновидностью финансовой тайны можно признать сберегательную тайну (тайну сбережений), т.е. сведения, характеризующие сбережения в их метафизическом понимании (как имущественный ресурс) и в диалектическом понимании (как соответствующие общественные отношения). К ним следует отнести информацию о наличии сбережений, их размере, структуре, субъектах сберегательных отношений и прочих фактах, характеризующих сбережения и сбергательный процесс.
Из данного определения очевидно, что структура тайны сбережений не является однородной. В зависимости от используемых сберегателем инструментов накопления в нее, например, могут быть включены банковская тайна, тайна сведений о страховании и др. В случае неорганизованного сбережения сберегательная тайна может быть защищена исключительно нормами о запрете на незаконное вмешательство в личную жизнь (ст. 28 Конституции).
Несмотря на неоднородность сберегательной тайны и, соответственно, отсутствие единства в правовом регулировании сведений, ее составляющих, мы полагаем целесообразным использование терминов «тайна сбережений» и «сберегательная тайна». Это создаст условия для формирования единого правового режима сберегательной тайны, что обосновывается единством соответствующих отношений и общностью сберегательного ресурса.
Мы полагаем, что в контексте тайны сбережений антагонизм между публичными интересами (например, связанными с финансированием государственных расходов за счет налоговых платежей или пресечением получения лицом «преступных» доходов) и частными интересами возникает независимо от используемого инструмента сбережения. Изначально именно банковская деятельность предполагала наиболее сложное его проявление: конфиденциальность как условие развития рынка банковских услуг, с одной стороны, и доступность для государственных органов банковской информации как потенциально содержащей сведения о наиболее существенных незаконных операциях – с другой. Однако с развитием рынка финансовых услуг не только банковские, но и другие отношения в сфере сбережения предполагают разнообразные возможности для значительного нарушения публичного интереса (наряду с необходимостью защиты интересов частных).
Заключение
Таким образом, сберегательная тайна (тайна сбережений) – это сведения о наличии сбережений, их размере, структуре, субъектах сберегательных отношений и прочих фактах, характеризующих сбережения и сберегательный процесс. В настоящее время созрела необходимость обеспечения единства правового режима тайны сбережений. Выбор сберегателем того или инструмента накоплений не должен означать разную защиту соответствующей информации, т.к. это нарушило бы норму ст. 22 Конституции о равенстве всех (в данном случае – всех сберегателей) перед законом и равной защите прав и законных интересов.
Источники:
2. Андронова Т.А. Соотношение законов, регулирующих банковскую тайну // Актуальные проблемы российского права. – 2007. – № 1. – С. 220-227.
3. Балашкина И.В. Особенности конституционного регулирования права на неприкосновенность частной жизни в Российской Федерации // Право и политика. – 2007. – № 7. – С. 92-105.
Банковский кодекс Республики Беларусь: 25 окт. 2000 г., № 441–З: принят Палатой представителей 3 окт. 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 окт. 2000 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13 июля 2016 г. № 397-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
5. Бобова И.А. Посягательство на банковскую тайну при выполнении публичных функций коммерческими банками // Вестник Поволжского института управления. – 2011. – № 4. – С. 72-77.
6. Булгакова Л.И. Правовой режим аудиторской тайны // Журнал российского права. – 2008. – № 5(137). – С. 91-98.
Василевич Г.А. Конституция Республики Беларусь. / науч.-практ. коммент. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. – 487 с.
Всеобщая декларация прав человека: 10 дек. 1948 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016
9. Городилов М.А. Проблемы применения законодаельства в сфере аудиторской тайны // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. – 2010. – № 4. – С. 41-49.
Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г. : одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года : в ред. Закона Респ. Беларусь от 5 янв. 2016 г. № 352-З// Эталон – Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
Гронин Д.П. От банковской тайны к финансовой тайне. - Минск:«ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016.
12. Загородников С.Н., Максимов Д.А., Петрова Л.П. Современные подходы к оценке безопасности экономических структур // Правовая информатика. – 2013. – № 2. – С. 38-46.
Конституция Республики Беларусь. / с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2016. – 62 с.
Налоговый кодекс Республики Беларусь: 19 декабря 2002 г. № 166-З : принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г. : одобрен Советом Республики 2 дек. 2002 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.06.2016 № 372-З; 29 дек. 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г. : одобрен Советом Республики 18 дек. 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 октября 2016 г. N 432-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
Об аудиторской деятельности: Закон Республики Беларусь 12 июля 2013 г. № 56-З : в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2015 № 231-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
О бухгалтерском учете и отчетности: Закон Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 № 268-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
О коммерческой тайне: Закон Респ. Беларусь от 5 янв. 2013 г. № 16–З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: Оникс-ЛИТ, Мир и Образование, 2012. – 1376 с.
Положение о страховой деятельности: утв. Указом Президента Республики Беларусь, 25 авг. 2006 г., № 530 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 18.07.2016 № 272 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017
Саванович Н. А. Личная информация граждан : варианты законодательных формулировок. Консультант. [Электронный ресурс].
21. Шахбазов Ф. К. Стратегическая гибкость в деятельности коммерческого банка в условиях глобального финансового кризиса // Экономика образования. – 2010. – № 4. – С. 246а-250.
Страница обновлена: 29.10.2024 в 09:23:38