Коммерческая тайна в инновационной экономике

Пескова Д.Р.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (41), Май 2010

Цитировать:
Пескова Д.Р. Коммерческая тайна в инновационной экономике // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 5. – С. 103-108.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13920612
Цитирований: 14 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены экономические аспекты распространения информации с ограниченным доступом на разных этапах формирования современного общества. Анализируется влияние коммерческой тайны на процесс развития и внедрения инноваций и проблематика информационной ренты.

Ключевые слова: инновации, инновационная экономика, коммерческая тайна, институциональная экономика, информационная рента



В настоящее время, когда взят курс на инновационное развитие национальной экономики и вопросы реорганизации системы наук и технологий особенно актуальны, необходим пристальный взгляд на процесс становления экономических, и социальных институтов, определивших степень открытости системы обмена знаниями и информацией.

Несмотря на широкое распространение исследований, касающихся институциональных преобразований, стратегий и механизмов обращения результатов интеллектуальной деятельности, вопросы об экономических первопричинах, определивших инфраструктуру сохранения тайны технической, предпринимательской, организационной и другой коммерчески ценной информации, пока не затрагиваются.

Необходимость заполнения этого пробела экономической науки очевидна как с точки зрения институциональной экономической теории, так и со стороны прикладных направлений экономической теории, таких, как экономика фирмы.

В экономической литературе «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Взаимосвязь коммерческой тайны и процесса инноваций очевидна. Любое коммерчески ценное знание, способное принести доход, будет сохраняться в тайне. Период охраны сведений в режиме коммерческой тайны зависит от патентоспособности нововведения.

Информация, которая в силу своей уникальности не поддается охране патентом, как, например, база данных клиентов фирмы, должна сохраняться как коммерческая тайна весь срок полезного действия. Процесс внедрения инновации всегда сопровождается некой неопределенностью: будет ли проект экономически эффективным, прибыльным, обеспечит фирме конкурентное преимущество перед соперниками или наоборот приведет к убыткам. Поэтому коммерческая тайна – неотъемлемый инструмент инноваций, особенно на начальных этапах развития.

Еще в 1990-м году Дуглас Норт указывал на «значимость и перспективность исследования взаимосвязей между институциональными структурами … и стимулами получения знаний».

Объяснение первопричин формирования институтов современной модели закрытой научной, технической и предпринимательской информации требует рассмотрения ее существования не только с точки зрения факторов и условий, эндогенно присущих рыночной экономике, но и экзогенно установленных норм и правил.

Говоря о нововведении, следует указать на его относительный характер. Нововведение есть новшество, прежде всего, для той организации, в которой оно вводится. Не имеет значения, идет ли речь об изобретении, впервые внедряемом в практику, или о предмете, заимствованном из практики других организаций и являющимся новшеством только для данной организации. Для исследования закономерностей протекания инновационных процессов в организациях, факторов, стимулирующих или тормозящих течение этих процессов, важно, чтобы внедряемый предмет воспринимался как новшество именно данной организационной системой.

Логика экономической организации научной деятельности в терминах функционального анализа институциональных характеристик современной науки предполагает, что степень «открытости» - это индикатор, характеризующий новизну изобретения и приоритетное право собственности на него, потому как в режиме тайны может содержаться и информация, чье первоначальное открытие сделано другими субъектами.

Расширение обмена информацией между субъектами укрепляет положение информации как дополнительного экономического фактора. Не вся информация может содержаться под охраной патента, так как некоторые виды сведений теряют свою ценность при обнародовании. Эта часть коммерческой, технологической, организационной и др. информации должна охраняться режимом коммерческой тайны. Сохраняя полезность такого вида сведений, коммерческая тайна также способствует превращению информации в пятый экономический фактор роста производства, чьим факторным доходом является информационная рента.

Информационная рента представляет собой долю общего дохода предпринимателя, которую он получил, умело применив собственные или законно приобретенные знания о процессах и явлениях экономики, технических наук и общества.

Преимущество использования новых изысканий в форме общедоступных сведений в целях стимулирования роста знаний контрастируют с требованиями секретности в целях сохранения монополии над использованием новой информации, прямо или косвенно эксплуатируемой в производстве товаров и услуг. А двойственность подразумевает логическую основу для сосуществования институциональных и экономических различий между двумя обычно разделяемыми тенденциями исследовательских практик.

Развитие капиталистических методов хозяйствования, делало акцент на экономических соображениях сокрытия результатов прикладных наук, то есть тех, которые могут быть использованы в производстве, коммерческой деятельности для повышения возможностей получения прибыли.

Можно согласиться с исследователями, которые в соответствии с неоклассической традицией трактуют ренту как доход, получаемый при использовании ограниченных ресурсов, как невоспроизводимых, так и воспроизводимых. При этом земля с ее недрами рассматривается как составляющая капитала, что приводит к отождествлению ренты с любым чрезмерным доходом (сверхприбылью), прямо не связанным с предпринимательской деятельностью или с дополнительными трудовыми усилиями. В этом случае заработная плата работника сверх ожидаемой (привычной или сложившейся) величины также рассматривается как получение экономической ренты. При этом рентные платежи выступают как плата за использование факторов производства, предложение которых фиксировано.

Однако классификация ренты – довольно спорный вопрос, в частности определение информационной ренты. Информационная рента – понятие широкое, оно охватывает все виды информации: технологической, организационно-хозяйственной, управленческой и т.д. Коммерческая тайна же выступает условием ее получения.

Информация - это особый экономический ресурс. Создание информации – долговременный затратный процесс, основанный на интеллектуальных способностях работников, к тому же результат этого процесса всегда подчинен неопределенности. В целях сокращения своих издержек любая фирма заинтересована в получении коммерчески ценной информации компании-конкурента и контрагента. Вследствие того факта, что знания создаются работниками, слабым звеном защиты коммерческой тайны являются наемные работники. Доходом экономического фактора «труд» считается заработная плата, поэтому работники при прочих равных условиях всегда выберут работодателя, предлагающего более высокую заработную плату. Однако информационная рента, создаваемая трудом работника, полностью присваивается работодателем. Это ведет к двум последствиям: во-первых, работник, принимавший участие в создании коммерчески ценной информации, согласится поделиться ею с заинтересованным третьим лицом за соответствующее вознаграждение, то есть тем самым получит причитающуюся ему часть информационной ренты, во-вторых, работодатель сам станет инициатором получения работником части информационной ренты.

Проблемы информационной ренты косвенно затрагивались многими иностранными учеными. Их главная объединяющая мысль в том, что рента возникает из уникальности информации. Причем из уникальности сведений охраняемых, в том числе, и режимом коммерческой тайны. Более того, многочисленные эмпирические исследования свидетельствуют, что патентная система защиты уникальной информации относительно неэффективна. Только знания, асимметрично распространяемые в экономической среде, способны произвести ренту. В то же время информация становится асимметричной лишь тогда, когда собственник умело охраняет ее от третьих лиц. Можно сделать вывод, что степень заинтересованности в инвестировании в инновационную деятельность напрямую зависит от возможностей защиты коммерческой тайны. Коммерческая тайна порождает информационную ренту, информационная рента привлекает инвестиции в разработку идей нового бизнеса.

В пользу коммерческой тайны перед патентом свидетельствует и срок охраны информации. Если патент ограничен по своей длительности, то коммерческая тайна не имеет окончания срока своего действия без желания собственника. Окончанием срока действия коммерческой тайны является конечная стадия «жизненного цикла коммерческой тайны». Интеллектуальный продукт для реализации должен пройти стадии цикла «идея - рынок», то есть прежде должны быть произведены научные и прикладные исследования и отсеяны неоправдавшиеся идеи, определены возможные сферы использования. Можно сказать, что коммерческая тайна зарождается, когда идея о потенциальной выгоде от ее внедрения становится очевидной для ее собственника. Коммерческая тайна сохраняется, пока не начинает снижаться ее предельная информационная рента. Коммерческая тайна перестает существовать, когда затраты на ее обеспечение превышают ее информационную ренту.

Вывод

Проведенный анализ позволил выявить основные группы факторов, определивших развитие института коммерческой тайны, эндогенно и экзогенно заданные условия существования современной модели закрытой информации. Инновационное развитие народного хозяйства всегда сопровождается сохранением тайны экономической деятельности. Коммерческая тайна представляет собой инструмент внедрения инноваций.

С институционально-экономической точки зрения работодатель обладает следующими способами защиты своей коммерческой тайны: установление корпоративных правил обращения коммерческой тайны; система компенсационных выплат за создание коммерчески ценной информации; организационно-структурная изоляция. Под информационной рентой понимается доход, получаемый от использования информации. Коммерческая тайна порождает информационную ренту, информационная рента привлекает инвестиции в разработку идей нового бизнеса, стимулируется инновационная активность.


Источники:

1. Неймер Ю.Л. О типах и ролях руководителей организаций в инновационных процессах. Сборник научных трудов / Под ред. Н.И. Лапина. – М.: ВНИИСИ, 1980.
2. North D.C. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. – Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
3. Dobbs B.Y.T. The Foundations of Newton's Alchemy, or `The Hunting of the Greene Lyon'. – Cambridge: Cambridge University Press, 1975.
4. Vickers B., ed. Occult and Scientific Mentalities in the Renaissance. – Cambridge: Cambridge University Press, 1984.
5. Webster C., ed. Samuel Hartlib and the Advancement of Learning. – Cambridge: Cambridge University Press, 1970.
6. Westfall R.S. Science and Patronage: Galileo and the Telescope. – Isis, 1985, 76. URL: http://www.nuff.ox.ac.uk/Economics/History/.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:15:26