Корпоративная социальная ответственность в новой экономике

Стрелец И.А.1
1 Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 5 (Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Актуальность темы обусловлена как повышенным вниманием к проблематике корпоративной социальной ответственности, так и теми требованиями, которые выдвигаются в этой области в связи с распространением новых технологий. Зарождение интереса к теме обычно связывают с выходом в свет монографии Х. Боуена. В дальнейшем она получает развитие в трудах А. Б. Кэррола и А. К. Бачхольтца, Дж. Муна, Д. Фогеля и др. Неоднозначность концепции корпоративной социальной ответственности вызывает многочисленные споры как в отношении трактовки термина, так и в отношении важнейших задач бизнеса в этой сфере. В статье автор рассматривает, каким образом современная институциональная среда, формирующаяся в условиях новой экономики, влияет на реализацию данных задач. Методологически мы используем подходы институциональной экономической теории и эволюционной экономики. Новая экономика, в которой инновационные изменения приводят к принципиальной модификации поведения экономических субъектов, выдвигает новые требования к деятельности человека и фирмы. Растет количество работников информационной сферы, возрастают требования к уровню образования работников, возрастают информационные возможности топ-менеджмента. В таких условиях многие задачи КСО могут быть реализованы фирмой более эффективно и в принципиально новых формах: совершенствуется система внутреннего контроля, увеличивается степень прозрачности деятельности, Интернет содействует выработке единых стандартов, успешнее решаются информационные задачи. Стремительное внедрение в экономическую жизнь новых технологий оказывает колоссальное воздействие на деятельность компании в такой значимой сфере, как КСО. И хотя это влияние трудно оценить однозначно и количественно определить, можно с уверенность сказать, что в будущем оно будет усиливаться.

Ключевые слова: новая экономика, корпоративная социальная ответственность, новая институциональная среда, информационные задачи бизнеса

JEL-классификация: M14, O30, L20

Источники:

1. Руцкий В.Н., Пыжев И.С., Ферова И.С. Институциональная характеристика предпринимателя-инноватора и подходы к его исследованию в современной России // Постсоветский институционализм: 10 лет спустя. Том 2. - Донецк: ГВУЗ ДонНТУ, 2013
2. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. - New York: Harper & Row, 1953.
3. Carroll A. B., Buchholtz A. K. Business and Society: Ethics and Stakeholder Management. - 5th ed. - Australia: Thomson South-Western, 2003
4. Dearstyne B. E-Business, E-Government & Information Proficiency // Information Management. – 2001. – № 4. – С. 18-27.
5. Donaldson T., Dunfee W. The Ties that Bind: A Social Contract Approach to Business Ethics. - Harvard University Business School Press, 1999
6. Freedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits // The New York Times Magazine. - 1970. - September 13
7. Freeman R. E., Evan W. M. Corporate Governance: A stakeholder Interpretation // Journal of Behavioral Economics. – 1990. – № 4. – С. 337-359.
8. Freeman R. E. Strategic Management: A stakeholder Approach. - Boston: Pitman, 1984.
9. Freeman R. E. Response: Divergent Stakeholder Theory // Academy of Management Review. – 1999. – № 2. – С. 233-236.
10. Freeman R. B. The Labour Market in the New Information Economy // Oxford Review of Economic Policy. – 2002. – № 3. – С. 288-305.
11. Moon J., Vogel D. Corporate social responsibility, government and civil society // Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. - Oxford: Oxford University Press, 2008. – P. 303-319
12. Robertson J. The New Economics of Sustainable Development: A Briefing for Policy Makers. - London: Kogan Page, 1999.

Страница обновлена: 16.08.2025 в 02:36:53

 

 

Corporate social responsibility in the new economy

Strelets I.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 5 (March 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The urgency of the topic is due to both the increased attention to the issues of corporate social responsibility and the requirements that are being put forward in this field in connection with the spread of new technologies. The rise of the interest to the topic is usually associated with the publication of monographs by H. Bowen. Later it was developed in works of A.B. Carroll and A.K. Bachholtz, J. Moon, D. Vogel, and others. The ambiguity of the concept of corporate social responsibility provokes numerous disputes regarding both the interpretation of the term and the most important tasks of business in this area. In the article the author considers how the modern institutional environment, which is formed under conditions of the new economy, affects the implementation of these tasks. As methods we use approaches of institutional economic theory and evolutionary economics. The new economy, in which the innovative changes lead to a fundamental modification of the behavior of economic actors, puts forward new demands on the activities of a man and a firm. We see the growth in number of workers in the information sphere, the increase in requirements to the level of education of employees, and the increase in information opportunities of top management. In such conditions, many CSR tasks can be implemented by firm more efficiently and in totally new forms, such as improvement of the internal control system, increase in degree of activity transparency, promotion the development of common standards using the Internet, and as the result the information tasks are solved more successfully. The rapid implementation of new technologies into the economic life has a tremendous impact on the company's activities in such a significant area as CSR. Though it is difficult to quantify and assess the influence unambiguously, but we can certainly state that in the future it will grow stronger.

Keywords: corporate social responsibility, new economy, new institutional environment, information business tasks

JEL-classification: M14, O30, L20