Омниканальная торговля в России в реалиях современной экономической ситуации

Антипин Ф.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 5 (Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Антипин Ф.А. Омниканальная торговля в России в реалиях современной экономической ситуации // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 5. – С. 733-748. – doi: 10.18334/rp.18.5.37556.

Аннотация:
Статья посвящена относительно новому явлению не только для российской розницы, но и для большинства исследователей, занимающихся изучением адаптации торговых организаций к условиям современного рынка, – использованию технологий омниканальных продаж (omni-channel). Охарактеризованы существующие подходы к определению понятия «омниканальность» в сфере торгового бизнеса, представлены результаты теоретического исследования, позволяющего выделить области применения (B2B, B2C), принципы и элементы технологий омниканальных продаж в сфере розничной торговли, преимущества и риски их использования в практике торгового предпринимательства, готовность бизнеса к использованию данных технологий. Дана характеристика персонифицированных адресных программ лояльности (персонализация предложений для потребителей); ожиданий и изменения поведения потребителей (потребительская активность населения, предпочтения потребителей при выборе канала продаж, доверие к совершению покупок в сетевой среде). Обозначены компании, производящие программное обеспечение для омниканальной коммерции, действующие на российском рынке. Отражены уровни проникновения Интернета и рейтинг Российской Федерации с учетом международного «Индекса электронной торговли» (UNCTAD B2C e-commerce index). На основе анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов представлены приоритетные направления исследований в данной области экономического знания. Положения и выводы, изложенные в статье, будут полезны предпринимателям – представителям российского ритейла, аспирантам, научным работникам, занимающимся исследованием проблем розничной торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, электронная коммерция, каналы продаж, автоматизация бизнес-процессов в сфере торговли, омниканальные продажи, ИТ-решения для организации омниканальных продаж, идентификация покупателя, персонифицированный подход

JEL-классификация: O30, F10, L81

Источники:

1. Arson B., Camiade J.-M. Multi-channel, сross-channel, omni-channel retailing: business in all its forms (1/2). Blog.atinternet.com. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.atinternet.com/en/series-multi-channel-cross-channel-omni-channel-retailing-business-forms-12/ ( дата обращения: 12.10.2016 ).
2. Прохоров С. Omni-channel и e-commerce в ритейле // Intelligent Enterprise. – 2014. – № 2. – С. 26-27.
3. SAP Hybris Commerce Platform: Architecture and Technology [Электронный ресурс] // SAP Hybris. - URL: https://www.hybris.com/ru/commerce/architecture-technology (дата обращения: 07.03.2016)
4. The Forrester Wave™ B2B Commerce Suites, Q2 2015 [Электронный ресурс] // SAP Hybris. - URL: https://www.hybris.com/ru/news-events/press-release/160629-forrester-wave-b2b-q2-2015 (дата обращения: 07.10.2016)
5. Columbus acquires leading Danish cloud and hosting company. Columbus. [Электронный ресурс]. URL: http://www.columbusglobal.com/en/news/2016/02/columbus-acquires-leading-danish-cloud-and-hosting-company/ ( дата обращения: 09.11.2016 ).
6. Merchandise operations management [Электронный ресурс] // Weigandt Consulting. – URL: http://www.weigandt-consulting.com/services/merchandise-operations-management/ (дата обращения: 07.10.2016)
7. Columbus объявляет финансовые результаты первого полугодия 2016. Releases.ict-online.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://releases.ict-online.ru/news/n135578 ( дата обращения: 17.10.2016 ).
8. Проникновение Интернета в России: итоги 2015 года. Gfk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Internet_Usage_Russia_2015.pdf ( дата обращения: 09.04.2016 ).
9. UNCTAD B2C e-commerce index. – 2016. - № 7. - 28 р. - (UNCTAD Technical Notes on ICT for Development)
10. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития интернет-торговли в России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 1968-1972.
11. Агафонова А.Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: Дис.,.. д-ра. экон. наук. - Самара, 2015. - 333 с
12. Гаспарян В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail&loyalty. – 2015. – № 7. – С. 80-86.
13. Трачук А.В., Линдер Н.В. Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки. – 2016. – № 1. – С. 61-73.
14. Kleindl B. A. Strategic Electronic Marketing: Managing E­-Business. - Mason: Thomson, 2002. – 428 с.
15. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
16. Schneider G. P. Electronic Commerce E-Business. - 9th edition. – Boston: Course Technology, Cengage Learning, 2011. - 627 p
17. Cao Lanlan, Li Li The impact of cross-channel integration on retailers’ sales growth // Journal of Retailing. – 2015. – № 2. – С. 198-216. – doi: 10.1016/j.jretai.2014.12.005.
18. Verhoef P. C., Kannan P. K., Inman J. J. From multi-channel retailing to omni-channel retailing: introduction to the special issue on multi-channel retailing // Journal of Retailing. – 2015. – № 2. – С. 174-181. – doi: 10.1016/j.jretai.2015.02.005.
19. Панюкова В.В. Реализация стратегии омникального маркетинга торговыми организациями // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 4. – С. 317-328. – doi: 10.18334/tezh.2.4.2052.
20. Безотосная О.В. Омниканальные продажи: пять историй успеха // Управление продажами. – 2015. – № 1. – С. 16-20.
21. Ипатьева И.А. Развитие омниканальных сбытовых систем и их адаптация на российском рынке [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: Материалы VII международной студенческой электронной научной конференции. - 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/939/7581 (дата обращения: 17.08.2016)
22. Omni-Channels Special Issue [Электронный ресурс] // Emerald Group Publishing. - URL: http://www.emeraldgrouppublishing.com/products/journals/call_for_papers.htm?id=6507 (дата обращения: 12.10.2016)
23. Mena C., Bourlakis M. Retail logistics special issue // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. – 2016. – № 6/7. – doi: 10.1108/IJPDLM-03-2016-0098.
24. Чередниченко А. Omni-channel - ступенька в эволюции ритейла. Retailmagazine.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.retailmagazine.ru/article.php?numn=8768 ( дата обращения: 10.10.2016 ).
25. Маслова А.Е., Тимяшева Е.Т., Никишин А.Ф. Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли // Инновационная наука. – 2015. – № 1. – С. 195-198.
26. Omni-channel [Электронный ресурс] // КОРУС Консалтинг. - URL: http://korusconsulting.ru/tasks/omni-channel/omni-channel_178.html (дата обращения: 17.11.2015)
27. Лыткин С. Онлайн плюс офлайн равняется…. Intelligent Enterprise. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=35868 ( дата обращения: 01.10.2016 ).
28. Доклад об информационной экономике, 2015. Высвобождение потенциала электронной торговли в интересах развивающихся стран: Обзор. - Женева: ЮНКТАД, 2015
29. Онлайн-торговля: в 2014 году общемировые продажи выросли на 24 %. FashionNetwork.com Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.fashionnetwork.com/news/Onlai%CC%86n-torgovlya-v-2014-godu-obshchemirovye-prodazhi-vyrosli-na-24-,572240.html#.WH5QslWLSUk ( дата обращения: 07.10.2016 ).
30. Овчинников Б., Вирин Ф. Ecommerce в России: числа и тренды 2016 года. Взгляд из ноября. Data Insight. [Электронный ресурс]. URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-november-2016.pdf ( дата обращения: 17.10.2016 ).
31. Исследовательская группа Harris Poll по заказу компании inContact провела исследование американских покупателей, совершающих покупки онлайн и по телефону. Call Center Guru. [Электронный ресурс]. URL: https://callcenterguru.ru/blogs/news/2015/06/02/ ( дата обращения: 17.11.2016 ).
32. Три главные ошибки омниканального маркетинга в ритейле. Shopolog.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/kompanii-i-rynki/tri-glavnye-oshibki-omnikanal-nogo-marketinga-v-riteyle/ ( дата обращения: 22.12.2016 ).
33. Митин В. В Россию идет ПО для многоканальной торговли. PC Week/RE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=142066 ( дата обращения: 20.03.2016 ).
34. Wildberries стал самым крупным интернет-ритейлером в России по объему выручки. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/331441-wildberries-stal-samym-krupnym-internet-riteilerom-v-rossii ( дата обращения: 25.10.2016 ).
35. Богданов В. Автоматизация розничной торговли c Columbus Retail и Webstorehttps: Видеозапись [Электронный ресурс] // YouTube. - 2015. - 14 июня. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WZvhlvUmi-I (дата обращения: 12.10.2016)
36. Информация о социально-экономическом положении России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-12-2016.pdf.
37. McNair M. P. Progress in Distribution: An Appraisal after 30 // Boston Conference on Distribution. Boston, 1958. – С. 22-27.
38. Hollander S. C. The Wheel of Retailing // Journal of Marketing. – 1960. – № 1. – С. 37-42. – doi: 10.2307/1249121.
Sullivan M., Adcock D. Retail Marketing. - United Kingdom: Cengage Learning EMEA, 2002. - 350 p

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:50:21