Омниканальная торговля в России в реалиях современной экономической ситуации

Антипин Ф.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 5 (Март 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена относительно новому явлению не только для российской розницы, но и для большинства исследователей, занимающихся изучением адаптации торговых организаций к условиям современного рынка, – использованию технологий омниканальных продаж (omni-channel). Охарактеризованы существующие подходы к определению понятия «омниканальность» в сфере торгового бизнеса, представлены результаты теоретического исследования, позволяющего выделить области применения (B2B, B2C), принципы и элементы технологий омниканальных продаж в сфере розничной торговли, преимущества и риски их использования в практике торгового предпринимательства, готовность бизнеса к использованию данных технологий. Дана характеристика персонифицированных адресных программ лояльности (персонализация предложений для потребителей); ожиданий и изменения поведения потребителей (потребительская активность населения, предпочтения потребителей при выборе канала продаж, доверие к совершению покупок в сетевой среде). Обозначены компании, производящие программное обеспечение для омниканальной коммерции, действующие на российском рынке. Отражены уровни проникновения Интернета и рейтинг Российской Федерации с учетом международного «Индекса электронной торговли» (UNCTAD B2C e-commerce index). На основе анализа публикаций отечественных и зарубежных авторов представлены приоритетные направления исследований в данной области экономического знания. Положения и выводы, изложенные в статье, будут полезны предпринимателям – представителям российского ритейла, аспирантам, научным работникам, занимающимся исследованием проблем розничной торговли.

Ключевые слова: розничная торговля, электронная коммерция, каналы продаж, автоматизация бизнес-процессов в сфере торговли, омниканальные продажи, ИТ-решения для организации омниканальных продаж, идентификация покупателя, персонифицированный подход

JEL-классификация: O30, F10, L81

Источники:

1. Arson B., Camiade J.-M. Multi-channel, сross-channel, omni-channel retailing: business in all its forms (1/2). Blog.atinternet.com. [Электронный ресурс]. URL: http://blog.atinternet.com/en/series-multi-channel-cross-channel-omni-channel-retailing-business-forms-12/ ( дата обращения: 12.10.2016 ).
2. Прохоров С. Omni-channel и e-commerce в ритейле // Intelligent Enterprise. – 2014. – № 2. – С. 26-27.
3. SAP Hybris Commerce Platform: Architecture and Technology [Электронный ресурс] // SAP Hybris. - URL: https://www.hybris.com/ru/commerce/architecture-technology (дата обращения: 07.03.2016)
4. The Forrester Wave™ B2B Commerce Suites, Q2 2015 [Электронный ресурс] // SAP Hybris. - URL: https://www.hybris.com/ru/news-events/press-release/160629-forrester-wave-b2b-q2-2015 (дата обращения: 07.10.2016)
5. Columbus acquires leading Danish cloud and hosting company. Columbus. [Электронный ресурс]. URL: http://www.columbusglobal.com/en/news/2016/02/columbus-acquires-leading-danish-cloud-and-hosting-company/ ( дата обращения: 09.11.2016 ).
6. Merchandise operations management [Электронный ресурс] // Weigandt Consulting. – URL: http://www.weigandt-consulting.com/services/merchandise-operations-management/ (дата обращения: 07.10.2016)
7. Columbus объявляет финансовые результаты первого полугодия 2016. Releases.ict-online.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://releases.ict-online.ru/news/n135578 ( дата обращения: 17.10.2016 ).
8. Проникновение Интернета в России: итоги 2015 года. Gfk. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gfk.com/fileadmin/user_upload/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2016/Internet_Usage_Russia_2015.pdf ( дата обращения: 09.04.2016 ).
9. UNCTAD B2C e-commerce index. – 2016. - № 7. - 28 р. - (UNCTAD Technical Notes on ICT for Development)
10. Казакова К.В., Пушилин Д.В. Перспективы развития интернет-торговли в России // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – С. 1968-1972.
11. Агафонова А.Н. Методология управления комплексом информационных услуг в электронной коммерции: Дис.,.. д-ра. экон. наук. - Самара, 2015. - 333 с
12. Гаспарян В. Омниканальный ритейл в России: мифы и реальность // Retail&loyalty. – 2015. – № 7. – С. 80-86.
13. Трачук А.В., Линдер Н.В. Адаптация российских фирм к изменениям внешней среды: роль инструментов электронного бизнеса // Управленческие науки. – 2016. – № 1. – С. 61-73.
14. Kleindl B. A. Strategic Electronic Marketing: Managing E­-Business. - Mason: Thomson, 2002. – 428 с.
15. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 328 с.
16. Schneider G. P. Electronic Commerce E-Business. - 9th edition. – Boston: Course Technology, Cengage Learning, 2011. - 627 p
17. Cao Lanlan, Li Li The impact of cross-channel integration on retailers’ sales growth // Journal of Retailing. – 2015. – № 2. – С. 198-216. – doi: 10.1016/j.jretai.2014.12.005.
18. Verhoef P. C., Kannan P. K., Inman J. J. From multi-channel retailing to omni-channel retailing: introduction to the special issue on multi-channel retailing // Journal of Retailing. – 2015. – № 2. – С. 174-181. – doi: 10.1016/j.jretai.2015.02.005.
19. Панюкова В.В. Реализация стратегии омникального маркетинга торговыми организациями // Торгово-экономический журнал. – 2015. – № 4. – С. 317-328. – doi: 10.18334/tezh.2.4.2052.
20. Безотосная О.В. Омниканальные продажи: пять историй успеха // Управление продажами. – 2015. – № 1. – С. 16-20.
21. Ипатьева И.А. Развитие омниканальных сбытовых систем и их адаптация на российском рынке [Электронный ресурс] // Студенческий научный форум: Материалы VII международной студенческой электронной научной конференции. - 2015. - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/939/7581 (дата обращения: 17.08.2016)
22. Omni-Channels Special Issue [Электронный ресурс] // Emerald Group Publishing. - URL: http://www.emeraldgrouppublishing.com/products/journals/call_for_papers.htm?id=6507 (дата обращения: 12.10.2016)
23. Mena C., Bourlakis M. Retail logistics special issue // International Journal of Physical Distribution & Logistics Management. – 2016. – № 6/7. – doi: 10.1108/IJPDLM-03-2016-0098.
24. Чередниченко А. Omni-channel - ступенька в эволюции ритейла. Retailmagazine.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.retailmagazine.ru/article.php?numn=8768 ( дата обращения: 10.10.2016 ).
25. Маслова А.Е., Тимяшева Е.Т., Никишин А.Ф. Разнообразие каналов продаж как перспективное направление развития розничной торговли // Инновационная наука. – 2015. – № 1. – С. 195-198.
26. Omni-channel [Электронный ресурс] // КОРУС Консалтинг. - URL: http://korusconsulting.ru/tasks/omni-channel/omni-channel_178.html (дата обращения: 17.11.2015)
27. Лыткин С. Онлайн плюс офлайн равняется…. Intelligent Enterprise. [Электронный ресурс]. URL: https://www.iemag.ru/analitics/detail.php?ID=35868 ( дата обращения: 01.10.2016 ).
28. Доклад об информационной экономике, 2015. Высвобождение потенциала электронной торговли в интересах развивающихся стран: Обзор. - Женева: ЮНКТАД, 2015
29. Онлайн-торговля: в 2014 году общемировые продажи выросли на 24 %. FashionNetwork.com Россия. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.fashionnetwork.com/news/Onlai%CC%86n-torgovlya-v-2014-godu-obshchemirovye-prodazhi-vyrosli-na-24-,572240.html#.WH5QslWLSUk ( дата обращения: 07.10.2016 ).
30. Овчинников Б., Вирин Ф. Ecommerce в России: числа и тренды 2016 года. Взгляд из ноября. Data Insight. [Электронный ресурс]. URL: http://www.datainsight.ru/sites/default/files/DI-november-2016.pdf ( дата обращения: 17.10.2016 ).
31. Исследовательская группа Harris Poll по заказу компании inContact провела исследование американских покупателей, совершающих покупки онлайн и по телефону. Call Center Guru. [Электронный ресурс]. URL: https://callcenterguru.ru/blogs/news/2015/06/02/ ( дата обращения: 17.11.2016 ).
32. Три главные ошибки омниканального маркетинга в ритейле. Shopolog.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.shopolog.ru/metodichka/kompanii-i-rynki/tri-glavnye-oshibki-omnikanal-nogo-marketinga-v-riteyle/ ( дата обращения: 22.12.2016 ).
33. Митин В. В Россию идет ПО для многоканальной торговли. PC Week/RE. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pcweek.ru/business/article/detail.php?ID=142066 ( дата обращения: 20.03.2016 ).
34. Wildberries стал самым крупным интернет-ритейлером в России по объему выручки. Forbes.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/news/331441-wildberries-stal-samym-krupnym-internet-riteilerom-v-rossii ( дата обращения: 25.10.2016 ).
35. Богданов В. Автоматизация розничной торговли c Columbus Retail и Webstorehttps: Видеозапись [Электронный ресурс] // YouTube. - 2015. - 14 июня. - URL: https://www.youtube.com/watch?v=WZvhlvUmi-I (дата обращения: 12.10.2016)
36. Информация о социально-экономическом положении России. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-12-2016.pdf.
37. McNair M. P. Progress in Distribution: An Appraisal after 30 // Boston Conference on Distribution. Boston, 1958. – С. 22-27.
38. Hollander S. C. The Wheel of Retailing // Journal of Marketing. – 1960. – № 1. – С. 37-42. – doi: 10.2307/1249121.
Sullivan M., Adcock D. Retail Marketing. - United Kingdom: Cengage Learning EMEA, 2002. - 350 p

Страница обновлена: 22.07.2025 в 22:33:07

 

 

Omni-channel trade in Russia in current economic situation

Antipin F.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 5 (March 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article considers a relatively new phenomenon not only for Russian retail, but also for majority of researchers studying the adaptation of trade organizations to modern market conditions, such as the use of omni-channel retail technologies. We described the existing approaches to the definition of the concept of "omni-channel" in business trade. We present the results of a theoretical study that allows us to identify the areas of application (B2B, B2C), the principles and elements of omni-channel retail technologies in the retail trade, the advantages and risks of their use in commercial entrepreneurship, and readiness of business to use these technologies. We characterize personalized loyalty programs (offer personalization for consumers); expectations and behavior changes of consumers (consumer activity of the population, consumer preferences in choosing a sales channel, trust in purchasing in a network environment). We outline companies that produce software for omni-channel commerce, operating in the Russian market. We show the levels of the Internet penetration and the rating of the Russian Federation taking into account the international "Electronic commerce index" (UNCTAD B2C e-commerce index). On the basis of the analysis of publications of domestic and foreign authors, we introduce the priority areas of research in the field of economic knowledge. The information and conclusions of the article will be useful to entrepreneurs, representatives of Russian retail, postgraduates, scientists engaged in research of retail trade issues.

Keywords: retail, e-commerce, sales channels, business process automation in trade, buyer identification, personalized approach, omni-channel sales, IT solutions for organization of omni-channel sales

JEL-classification: O30, F10, L81