Эконометрический анализ спроса россиян на внутренний туризм

Зюляев Н.А.1
1 Поволжский государственный технологический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 4 (Февраль 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе моделируется спрос на внутренний туризм в Российской Федерации и анализируются факторы формирования этого спроса. В качестве детерминант спроса рассмотрены численность россиян и их среднедушевой доход в месяц, средние цены туристических путевок по стране и за рубеж, лаговая переменная, отражающая привязанность к путешествиям и фиктивные переменные, отражающие санкции. Исследования показали низкую эластичность спроса по численности населения и доходу, высокую эластичность спроса по ценам на туристические продукты. Полученные с помощью модели множественной регрессии оценки туристического потока незначительно отличаются от наблюдаемых значений и являются статистически значимыми. Результаты исследования могут быть полезными при планировании развития внутреннего туризма.

Ключевые слова: внутренний туризм, туристический поток, факторы спроса на туризм, модель множественной регрессии, коэффициент частичной эластичности

Источники:

1. Беднова М.А., Ратникова Т.А. Эконометрический анализ спроса на въездной туризм в Россию // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 1. – С. 97-113.
2. Зюляев Н.А. Туристический рынок России: экономический аспект // Российское предпринимательство. – 2014. – № 2. – С. 226-234.
3. Зюляев Н.А. Эконометрический анализ спроса россиян на выездной туризм // Вестник Национальной академии туризма. – 2015. – № 4(36). – С. 26-28.
4. Лето позади: итоги сезона отпусков-2016. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 3207 от 23.09.2016. [Электронный ресурс]. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115882 ( дата обращения: 30.11.2016 ).
5. Николаева Т.П., Орешкина Е.С. Детерминанты спроса на въездной туризм (на примере стран Европы и СНГ) // Сервис в России и за рубежом. – 2016. – № 8. – С. 17-28.
6. Николаева Т.П. Некоторые показатели статистики туризма в России: анализ и проблемы использования // Вестник Национальной академии туризма. – 2016. – № 1. – С. 37-41.
7. Овчаров А.О. Проблемы статистических оценок в туризме // Актуальные проблемы экономики и права. – 2012. – № 1(21). – С. 51-56.
8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru ( дата обращения: 25.11.2016 ).
9. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contens/statistika ( дата обращения: 25.11.2016 ).
10. Ростуризм: рост внутреннего турпотока в РФ превысил 30%. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/2505034 ( дата обращения: 20.11.2016 ).
11. Субсидии по внутреннему туризму не поддержало Минэкономики. Ежедневная электронная газета Российского союза туриндустрии. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ratanews.ru/news/news_19122016_2.stm ( дата обращения: 15.12.2016 ).
12. Цацулин А.Н. Исследование платежеспособного спроса потребителей турпродукта с помощью зависимости Л.Торнквиста второго порядка // Вестник Национальной академии туризма. – 2014. – № 2(30). – С. 31-35.
13. Цацулин А.Н. Использование специальных уравнений регрессии для анализа и прогноза спроса на дорогие турпродукты // Вестник Национальной академии туризма. – 2015. – № 3(35). – С. 28-33.

Страница обновлена: 02.08.2025 в 18:58:22

 

 

Econometric analysis of the demand for domestic tourism in Russia

Zyulyaev N.A.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 4 (February 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
In this paper we define the demand for domestic tourism in the Russian Federation and analyze determinants of domestic tourism demand. As determinants of demand we consider the number of Russians and their average income per month, average costs of trips around the country and abroad, the lag variable, which shows the attachment to trips, and dummy variables reflecting the sanctions. The studies have shown low elasticity of demand in terms of population and income, and high elasticity of demand in terms of tourism products costs. Using multiple regression models we have received tourist flow assessments which slightly differ from observed indexes and are statistically significant. The results of the study may be useful for planning the domestic tourism development.

Keywords: tourist flow, domestic tourism, multiple regression model, determinants of tourism demand, the partial elasticity coefficient