Экономическое пространство малых и средних предприятий: теоретические аспекты и тенденции развития

Корчагина И.В.1, Старикова А.В.1
1 Кемеровский государственный университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 4 (Февраль 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Экономическое пространство оказывает существенное влияние на предпринимательскую деятельность, развитие малых и средних предприятий. Взаимосвязи между свойствами экономического пространства и результатами деятельности малых, средних предприятий важны для повышения эффективности предпринимательской деятельности и регионального развития. Однако существующие исследования предпринимательства обычно не уделяют внимания пространственным аспектам. В статье представлены содержание и характеристики эффектов территориальной концентрации и снижения мобильности малых и средних предприятий под влиянием свойств экономического пространства, показано их влияние на предпринимательскую деятельность. В результате анализа основных положений теории «центр ‒ периферия» Дж. Фридмана раскрыта роль малых и средних предприятий в сглаживании неоднородности и поддержании единства национального экономического пространства. Предложена классификация малых и средних предприятий периферии в зависимости от их роли в этих процессах. Выводы статьи могут быть использованы при разработке программ развития малого и среднего предпринимательства в регионах России.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, регион, территория, экономическое пространство

Источники:

1. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Денисова О.Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. – 2014. – № 2. – С. 21-32.
2. Агейкина М.С. Формирование системы взаимодействия малого и крупного предпринимательства в едином экономическом пространстве // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3. – С. 374-376.
3. Модернизационно-инновационные процессы в социально-экономическом развитии регионов и городов. - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2013. – 474 с.
4. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ-ВШЭ, 2004. – 800 с.
5. Анимица Е.Г. Пространственная организация общества: постановка проблемы и концептуальные установки // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2007. – № 2. – С. 82-85.
6. Лаврикова Ю.Г. Концептуальные основы пространственного развития регионов // Журнал экономической теории. – 2008. – № 4. – С. 147-162.
7. Бияков О.А. Теория экономического пространства: методологический и региональный аспекты. - Томск: Издательство Томского университета, 2004. – 152 с.
8. Сурнина Н.М. Пространственная экономика: проблемы теории, методологии и практики. - Екатеринбург: Издательство УрГЭУ, 2003. – 281 с.
9. Чепик А.Е. Исследование свойств экономического пространства региона с помощью статистических методов // Российское предпринимательство. – 2013. – № 24. – С. 127-132.
10. Fujita M., Mori T. Frontiers of the New Economic Geography // Papers in Regional Science. – 2005. – № 3. – С. 377-405.
11. Head K., Mayer T. The Empirics of Agglomeration and Trade (Chapter 59) // Handbook of Regional and Urban Economics. Vol. 4. – North Holland, 2004. – P. 2610–2669
12. Amiti M., Pissarides C.A. Trade and Industrial Location with Heterogeneous Labor // Journal of International Economics. – 2005. – С. 395-412.
13. De Bruyne K. The Location of Economic Activity: First versus Second Nature Core-Periphery Theories // Tijdschrift voor Economie en Management. – 2006. – № 1. – С. 75-104.
14. Murata Y. Product Diversity, Taste Heterogeneity, and Geographic Distribution of Economic Activities: Market vs. Non-Market Interactions // Journal of Urban Economics. – 2003. – С. 126-144.
15. Ago T., Isono I., Tabuchi T. Locational Disadvantage of the Hub // The Annals of Regional Science. – 2006. – С. 819-848.
16. Behrens K. On The Location and Lock-In of Cities: Geography vs. Transportation Technology // Regional Science and Urban Economics. – 2007. – С. 22-45.
17. Friedmann J. Regional Development Policy: A Case Study of Venezuela. - Cambridge: The M.I.T. Press, 1966. – 280 с.

Страница обновлена: 30.07.2025 в 14:58:35

 

 

Economic space of small and medium-sized enterprises: theoretical aspects and development trends

Korchagina I.V., Starikova A.V.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 18, Number 4 (February 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The economic space has a significant impact on business activities and the development of small and medium-sized enterprises. Relationships between the characteristics of economic area and the results of activity of small and medium-sized enterprises are important for improving the efficiency of business and regional development. However, the current studies in businesses usually do not pay attention to spatial aspects. The article presents the characteristics and content of territorial concentration and reduction of mobility of small and medium-sized enterprises under the impact of economic space characteristics, and shows their impact on business. After the analysis of the main points of center-periphery theory by J. Friedman we reveal the role of small and medium-sized enterprises in smoothing of inhomogeneities and maintenance of the unity of the national economic space. We offer the classification of small and medium-sized enterprises in districts according to their role in these processes. Conclusions of the article may be used in the design of development programs for small and medium-sized enterprises in the regions of Russia.

Keywords: region, entrepreneurship, territory, small and medium-sized enterprises, economic space