Risk management system as the instrument of customs control in customs authorities of the Russian Federation

Rukosuyeva Yulia S.1, Tishko Anna A.1
1 Выборгский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Journal paper

Journal of International Economic Affairs (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 6, Number 4 (October-December 2016)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=29970151
Cited: 4 by 07.12.2023

Abstract:
In article the analysis of features of application of risk management system in the work of customs authorities is carried out. The assessment of Risks management concept in customs authorities of the Russian Federation is given. The organizational structure of risk management system in customs service of Russia is considered. Ways of enhancement of risk management system are allocated.

Keywords: risk, risk management system, management concept risks, principle of selectivity



Введение

Все проверить и обеспечить полную достоверность сведений, представляемых таможенным органам, невозможно. Поэтому ограниченные ресурсы таможенных органов необходимо использовать с наибольшей эффективностью и сосредоточить усилия на наиболее рисковых операциях и поставках, где имеют место повышенное налогообложение, устойчивый характер нарушений таможенных правил либо таких, которые подрывают интересы отечественных товаропроизводителей или создают угрозу других государственных интересов, защищать которые призвана таможенная служба [2]. И, напротив, там, где рисков нет либо его риски минимальны с точки зрения последствий возможных нарушений, можно использовать самые упрощенные технологии таможенного оформления, не допускать неоправданных издержек, связанных с простоем транспортных средств, перевозкой товаров, их хранением на таможенном терминале.

В соответствии со ст. 127 Таможенного кодекса Таможенного союза (ТК ТС) под управлением риском определяется систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, а также контролю за совершением таможенных операций, предусматривающая непрерывное обновление, анализ и пересмотр имеющейся у таможенных органов информации.

При проведении таможенного контроля таможенные органы используют принцип выборочности и только те формы таможенного контроля, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Причем при выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками.

Формированию единых подходов к применению системы управления рисками (СУР) в таможенных органах способствовало утверждение решением коллегии ФТС России 29 мая 2014 года Концепции управления рисками в таможенных органах Российской Федерации (приказ ФТС России от 18 июля 2014 г. № 1385) [7].

В соответствии с данной концепцией таможенные органы применяют СУР для ускорения проведения таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу, определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, а также для определения степени проведения таможенного контроля. Усилить внимание на областях повышенного риска и обеспечить более эффективного использования имеющихся в распоряжении ресурсов, выявить, спрогнозировать и предотвратить нарушения таможенного законодательства, имеющие устойчивый характер, связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах, а также обеспечить меры по защите национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровья человека, охране окружающей среды [1, 3–6, 9–13].

Организационная структура управления рисками изображается в виде иерархической схемы, показывающей уровни управления, состав, подчиненность и связи структурных единиц – подразделений (рис.).

Из схемы следует, что низшим звеном, осуществляющим координацию использования СУР, в системе таможенных органов РФ является таможня. Подразделения правоохранительного блока таможенных органов в данной вертикали отсутствуют.

По итогам реализации СУР в 2014 году для целей предотвращения возможного перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза с нарушением таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации утверждено 21 612 профилей рисков, из них 339 – общероссийских, 1 811 – региональных и зональных, 19 462 – целевых (в 2013 году утверждено 9 379 профилей рисков, из них – 202 общероссийских, 707 – региональных и зональных, 8 470 – срочных) [8].

В результате их применения таможенными органами в 2014 году дополнительно начислено таможенных платежей и наложено штрафов на сумму 15,9 млрд рублей, возбуждено 29 472 дела об административных правонарушениях и 736 уголовных дел, принято 14 710 решений об отказе в выпуске товаров и 10 736 решений о запрете к ввозу/вывозу товаров.

В результате совершенствования инструментов СУР отмечено снижение доли товарных партий, в отношении которых проводился таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий (при ввозе – с 5,9 % в 2013 году до 4,3 % в 2014 году, при вывозе – с 1 % в 2013 году до 0,7 % в 2014 году).

При этом увеличилась с 16,5 % в 2013 году до 22,2 % в 2014 году.

В настоящее время в функционировании СУР до сих пор имеются недостатки.

СУР недостаточно эффективно обеспечивает минимизацию рисков уклонения от уплаты таможенных платежей в полном объеме, в первую очередь, связанных с неправомерным предоставлением тарифных преференций, занижением таможенной стоимости, заявлением недостоверных сведений о классификационном коде товаров по ТН ВЭД ТС.

Практически полностью отсутствуют автоматизированные технологии выявления рисков при совершении таможенных операций, отличных от декларирования товаров, при перемещении физическими лицами.

Заключение

В связи с вышеуказанными причинами совершенствование и развитие СУР должно осуществляться по следующим направлениям:

· повышение уровня автоматизации СУР, снижение количества неавтоматизированных профилей риска;

· повышение эффективности процесса управления рисками при противодействии уклонению от уплаты таможенных платежей в полном объеме;

· полноценная интеграция компонентов СУР в деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов и подразделений таможенного контроля после выпуска товаров;

· совершенствование механизмов взаимодействия при реализации СУР между различными подразделениями на всех уровнях системы таможенных органов;

· широкое применение информационных технологий, обеспечивающих эффективный анализ данных в целях повышения качества работы по оценке рисков.

Таким образом, требуется проведение комплекса мероприятий по созданию автоматизированного сегмента СУР в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений в области таможенного дела. Также требуется совершенствование критериев и методики определения уровня риска участника ВЭД в целях минимизации влияния результатов категорирования на снижение эффективности таможенного контроля.


Страница обновлена: 16.03.2025 в 09:22:47