Высшее образование как фактор социально-экономической трансформации общества

Чередниченко И.А.1, Гущина Ю.И.1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 23 (Декабрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предпринята попытка определить роль трансформационных общественных сдвигов в процессе прогрессивного развития отечественной высшей школы. Авторами теоретически обосновано, что высшее образование как открытая сложно организованная подсистема детерминируется комплексом субъективных и объективных факторов и, в свою очередь, оказывает существенное влияние на состояние общественной системы в целом. Также выявлена прямая зависимость практико-ориентированной проблематики модернизации высшей школы России от культурно-исторического опыта становления и текущего социально-экономического этапа трансформирования нашего общества. Особое внимание уделяется анализу дисгармоничных тенденций реформирования отечественного высшего образования как реализации противоречий «кусочного» (не)равновесия возвратно-поступательной трансформации стратегии и тактики общественного бытия. Авторами дан прогноз последствий разрыва равновесия состояния высшего образования с вектором развития трансформирующегося общества современной России, что деформирует функциональную направленность материального базиса и искажает возможности духовного оздоровления высшей школы. Материал, изложенный в статье, будет интересен широкому кругу читателей, прежде всего, специалистам, занимающимся вопросами реформирования высшей школы.

Ключевые слова: социально-экономическая трансформация; высшее образование как система; вектор развития высшего образования; поддерживающее образование; разрыв равновесия; кусочное (не)равновесие

JEL-классификация: I23, I28, O10

Источники:

1. Антропов В.А., Дмитренко Н.В. Развитие инновационного потенциала компании на основе системы работы с молодыми специалистами // Экономика региона. – 2010. – № 3. – С. 260-263.
2. Гаврилова Е.В. Оценка социально-экономической эффективности высшего профессионального образования // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 54-58.
3. Гущина Ю.И. Образование в условиях коммуникационного и информационного прогресса // Креативная экономика. – 2014. – № 9. – С. 162-166.
4. Гущина Ю.И. Предпринимательский вуз: перспективы развития в России // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-2. – С. 916.
5. Индикаторы образования: 2016: Статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.
6. Ковцев К.В. Высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 59-65.
7. Насибян С.С. Современные тренды в модернизации российского высшего образования // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 66-71.
8. Расходы федерального бюджета на развитие образования и науки в 2014-2016 годах [Электронный ресурс] // Yandex.ru. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
9. Таблица «Образовательные организации высшего образования (на начало учебного года)» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2015. – 25 февраля. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm
10. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
11. Чередниченко И.А. Персонифицированная собственность в системе образования // Философия. Наука. Общество: Сборник научных трудов. Вып. 11, 12. – Волгоград: Перемена, 2007. – С. 54.
12. Лукьянов Г.И., Чередниченко И.А. Собственность: экономические мифы и российская реальность // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 11-1. – С. 890.
13. Roshchin S.Yu., Rudakov V. Patterns of student employment in Russia // Journal of Education and Work. – 2016. – doi: 10.1080/13639080.2015.1122182

Страница обновлена: 06.07.2025 в 13:18:49

 

 

Higher education as a factor of social-economic transformation of the society

Cherednichenko I.A., Gushchina Yu.I.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 23 (December 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The authors attempt to identify the role of transformational social shifts in the process of a progressive development of the domestic higher school. The authors have theoretically substantiated that higher education as a sophisticated sub-system is predetermined by a complex of subjective and objective factors and, in its turn, it considerably influences on the state of the whole society. Also a direct dependence of the practice-oriented range of problems of Russian higher school modernization on the cultural and historical experience of formation and the current social-economic stage of transformation of our society is shown. Special attention is paid to the analysis of disharmonic tendencies in reforming of the domestic higher education as a realization of contradictions of patch (im)balance of up-and-down transformation of the strategy and tactics of social life. The authors have made a forecast concerning the consequences of balance discontinuity between the state of higher education and development vector of modern Russia. This deforms functional direction of the material basis and distorts the possibilities of “spiritual sanitation” of the higher school. The material presented in the article will be of interest to a broad circle of readers, first of all, to the professionals dealing with the issues of of higher school reforming.

Keywords: socioeconomic transformation; higher education as a system; vector of higher education development; supportive education; balance discontinuity; patch (im)balance

JEL-classification: I23, I28, O10