Высшее образование как фактор социально-экономической трансформации общества

Чередниченко И.А.1, Гущина Ю.И.1
1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета, г. Волжский

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 23 (Декабрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье предпринята попытка определить роль трансформационных общественных сдвигов в процессе прогрессивного развития отечественной высшей школы. Авторами теоретически обосновано, что высшее образование как открытая сложно организованная подсистема детерминируется комплексом субъективных и объективных факторов и, в свою очередь, оказывает существенное влияние на состояние общественной системы в целом. Также выявлена прямая зависимость практико-ориентированной проблематики модернизации высшей школы России от культурно-исторического опыта становления и текущего социально-экономического этапа трансформирования нашего общества. Особое внимание уделяется анализу дисгармоничных тенденций реформирования отечественного высшего образования как реализации противоречий «кусочного» (не)равновесия возвратно-поступательной трансформации стратегии и тактики общественного бытия. Авторами дан прогноз последствий разрыва равновесия состояния высшего образования с вектором развития трансформирующегося общества современной России, что деформирует функциональную направленность материального базиса и искажает возможности духовного оздоровления высшей школы. Материал, изложенный в статье, будет интересен широкому кругу читателей, прежде всего, специалистам, занимающимся вопросами реформирования высшей школы.

Ключевые слова: социально-экономическая трансформация; высшее образование как система; вектор развития высшего образования; поддерживающее образование; разрыв равновесия; кусочное (не)равновесие

JEL-классификация: I23, I28, O10

Источники:

1. Антропов В.А., Дмитренко Н.В. Развитие инновационного потенциала компании на основе системы работы с молодыми специалистами // Экономика региона. – 2010. – № 3. – С. 260-263.
2. Гаврилова Е.В. Оценка социально-экономической эффективности высшего профессионального образования // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 54-58.
3. Гущина Ю.И. Образование в условиях коммуникационного и информационного прогресса // Креативная экономика. – 2014. – № 9. – С. 162-166.
4. Гущина Ю.И. Предпринимательский вуз: перспективы развития в России // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 6-2. – С. 916.
5. Индикаторы образования: 2016: Статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева [и др.]. – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с.
6. Ковцев К.В. Высшее профессиональное образование сегодня: проблемы и угрозы экономического развития // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 59-65.
7. Насибян С.С. Современные тренды в модернизации российского высшего образования // Креативная экономика. – 2012. – № 10. – С. 66-71.
8. Расходы федерального бюджета на развитие образования и науки в 2014-2016 годах [Электронный ресурс] // Yandex.ru. – Режим доступа: http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru
9. Таблица «Образовательные организации высшего образования (на начало учебного года)» [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2015. – 25 февраля. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm
10. Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
11. Чередниченко И.А. Персонифицированная собственность в системе образования // Философия. Наука. Общество: Сборник научных трудов. Вып. 11, 12. – Волгоград: Перемена, 2007. – С. 54.
12. Лукьянов Г.И., Чередниченко И.А. Собственность: экономические мифы и российская реальность // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 11-1. – С. 890.
13. Roshchin S.Yu., Rudakov V. Patterns of student employment in Russia // Journal of Education and Work. – 2016. – doi: 10.1080/13639080.2015.1122182

Страница обновлена: 24.10.2024 в 21:03:09