Оценка конкурентоспособности вуза на основе эвристической модели

Заярная И.А.1, Лехтянская Л.В.2
1 Дальневосточный федеральный университет – филиал в г. Находка
2 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса – филиал в г. Находка

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 22 (Ноябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлено описание эвристической модели оценки конкурентоспособности вуза. Современный рынок высшего образования ставит перед вузами задачу обеспечения твердых конкурентных позиций. Для решения поставленной задачи встает необходимость оценки существующего уровня конкурентоспособности вуза. Описанная в статье модель позволяет, учитывая основные факторы, достаточно точно оценить конкурентоспособность высшего учебного заведения. Немаловажным достоинством представленной модели является то, что она проста и удобна в применении. Главным ее преимуществом является то, что она учитывает два немаловажных фактора: компетенции преподавателей и компетенции выпускников. Поскольку современные тенденции развития высшего образования демонстрируют важность компетентностного подхода, выделение факторов компетенций выпускников и преподавателей становится необходимым условием при оценке конкурентоспособности вуза.

Ключевые слова: конкурентоспособность вуза, показатели конкурентоспособности, компетенции выпускников, эвристическая модель, компетенции преподавателей

JEL-классификация: C13, L21, I23

Источники:

1. Белоусова Е.В., Савченко И.И. Сущность и факторы конкурентоспособности образовательного учреждения // Вестник ДВГАЭУ. – 2002. – № 3. – С. 30– 36.
2. Денисенков Н.А. Оценка конкурентоспособности высокотехнологичного промышленного предприятия // Креативная экономика. – 2016. – Т. 10. – № 7. – С. 705–712. – doi: 10.18334/ce.10.7.35365
3. Заярная И.А., Симоненко Н.Н. Мотивация персонала в формировании конкурентоспособности вуза: Монография. – Владивосток: ДВГУ, 2008. – 150 с.
4. Заярная И.А. Теория и методология формирования эффективной системы управления конкурентоспособностью вуза: Монография. – 2-е изд., доп. и перераб. – Тверь, 2015. – 350 с.
5. Михайлов М.Н. Оценка конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса // Российское предпринимательство. – 2012. – № 1. – С. 120-127.
6. Чепухалина Е.В. Жалыбина Е.В. Методика оценки конкурентоспособности регионального вуза// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. – 2013. – № 1. – http://cyberleninka.ru/article/n/realizatsiya-kompleksnogo-podhoda-k-otsenke-konkurentosposobnosti-vuza-i-ego-produktov
7. Шмелева А.Н. Оценка конкурентоспособности предприятия с учетом результативности процессов системы менеджмента качества «ответственность руководства» – объектов управления операционной эффективности СМК // Российское предпринимательство. – 2011. – № 5-2. – С. 99-103.
8. Щедрина И.В. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятия торговли // Экономика, предпринимательство и право. – 2015. – Т. 5. – № 1. – С. 17-22. – doi: 10.18334/epp.5.1.303

Страница обновлена: 10.08.2025 в 22:15:34

 

 

Evaluation of the competitiveness of a higher educational institution based on the heuristic model

Zayarnaya I.A., Lekhtyanskaya L.V.

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 22 (November 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article presents a description of the heuristic model for the competitiveness assessment of a higher educational institution. Modern market of higher education poses a challenge of securing stable competitive positions to higher educational institutions. For the solution of this problem it is necessary to assess the competitiveness level of a higher educational institution. The model described in the article makes possible a precise evaluation of a higher educational institution competitiveness, taking into account the main factors. An important advantage of the presented model is its simplicity and ease of use. Its main advantage is that it takes into account two important factors: competencies of lecturers and competencies of graduates. Since modern development trends in higher education demonstrate the importance of the competency-based approach, identification of factors of the graduates’ and lecturers’ competencies becomes an important condition in the assessment of a higher educational institution competitiveness.

Keywords: competitiveness of a higher educational institution, heuristic model, competitiveness indices, competencies of graduates, competencies of lecturers

JEL-classification: C13, L21, I23