Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации
Ермакова С.Э.1, Багрова Н.А.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 39
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 20 (Октябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье раскрываются некоторые аспекты модификации экономического поведения потребителя под влиянием информационных технологий и информатизации, влияющие в свою очередь на поведение фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности. Авторы отмечают изменения в структуре потребностей, которые характеризуются развитием и преобладанием потребностей гуманитарного порядка, а также модификацию системы ценностей, стиля и качества жизни индивидуального потребителя, обусловливающие его роль в тандеме «фирма – потребитель».
Сделаны выводы о том, что поведение фирмы изменяется под влиянием информационной экономики, требуя от предприятий новых конкурентных стратегий и преимуществ, ориентированных на особенности поведения потребителя и новые черты их взаимодействия. В информационной экономике экономическое поведение фирмы приобретает характерные особенности, не свойственные экономике индустриального типа и непосредственно связанные с увеличением роли информации в деятельности организации, глобализацией экономики в целом, обострением и видоизменением рыночной конкуренции, а также изменением роли потребителя и самой фирмы на данном этапе экономического развития. Причем удержание компанией своих конкурентных позиций невозможно без тесного взаимодействия фирмы с потребителем.
Ключевые слова: информационная экономика, информатизация, фирма, потребительское поведение, потребность, субъект предпринимательской деятельности
JEL-классификация: L21, D80, E21
Источники:
2. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. – М.: Академия естествознания, 2008. – 220 с.
3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. – СПб: Питер, 2007. – 944 c.
4. Голод А.А. Взаимодействие фирмы и потребителя в системе брэнд-менеджмента: Дис. … к.э.н. – Москва, 2005. – 173 с.
5. Гужвин П.А. Усиление видового разнообразия благ в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. – № 2. – С. 12-16.
6. Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. – М.: АСТ, 2010. – С. 224.
7. Капферер Ж.–Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 211 с.
8. Колодняя Г.В. Особенности функционирования фирмы в информационной экономике [Электронный ресурс] // Экономический факультет МГУ. – Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/x91/18577/file/Razdel%206.pdf
9. Лебедев Д.В. Ценность нематериальных благ в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2010. – № 5. – С. 23-27.
10. Никитченко А., Пикулева Е. «Открытые инновации»: Как повысить их эффективность в Российской практике [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. – 2015. – 27 октября. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/1999759.html
11. Перский Ю.К., Калошина Е.А. Эволюция взаимоотношений производителя и потребителя в процессе создания нового товара // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – № 4. – С. 85-89.
12. Попов Л.В., Седов А.Е., Чудов С.В. Развитие концепций информации. Поиски междисциплинарной методологии: история и современность [Электронный ресурс] // Российская наука в Интернет. – Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/biology/infbio/infoinbio.htm
13. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: Монография. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.
14. Пугачев Н.С. Открытые инновации // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 403-407.
15. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2008. – № 8. – С. 63-72.
16. Хасбулатова Б.М. Теоретические подходы к процессу потребления [Электронный ресурс] // Online Science. – Режим доступа: http://www.onlinescience.ru/userfiles/file/zbpwcmz2mrldm25h3qgfhlh6nbdt7ebw.pdf
Страница обновлена: 05.08.2025 в 04:41:53
Download PDF | Downloads: 39
The effect of the consumer behavioral transformation on the company's business in the period of IT penetration
Ermakova S.E., Bagrova N.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 20 (October 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article discloses some aspects for modification of the consumer's economic behavior under the influence of information technologies and IT penetration that, in their turn, influence the behavior of the company as a main business subject. The authors note changes in the structure of needs that are characterized by development and prevailing of humanitarian needs as well as modification of the system of values, the style and the life quality of the individual consumer that explain his/her role in the “company-consumer” tandem.
Conclusions are drawn on the fact that the company's behavior is modified under the influence of the information economy and requires new competitive strategies and advantages from the company that are oriented on special features in the behavior of the consumer and new features of their interaction. In the information economy, the company's economic behavior acquires specific features not characteristic to the economy of the industrial type and directly related to the increased role of information in the company's business, globalization of the economy as a whole, aggravation and variation of the market competition as well as the modified role of the consumer and the company itself on this stage of the economic development. At this, it is impossible for the company to retain its competitive positions without the close interaction of the company with the consumer.
Keywords: consumer behavior, information economy, company, need, IT penetration, business subject
JEL-classification: L21, D80, E21
