Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации

Ермакова С.Э.1, Багрова Н.А.2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
2 Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 20 (Октябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ермакова С.Э., Багрова Н.А. Влияние трансформации потребительского поведения на деятельность фирмы в эпоху информатизации // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 20. – С. 2655–2670. – doi: 10.18334/rp.17.20.36919.

Аннотация:
В статье раскрываются некоторые аспекты модификации экономического поведения потребителя под влиянием информационных технологий и информатизации, влияющие в свою очередь на поведение фирмы как основного субъекта предпринимательской деятельности. Авторы отмечают изменения в структуре потребностей, которые характеризуются развитием и преобладанием потребностей гуманитарного порядка, а также модификацию системы ценностей, стиля и качества жизни индивидуального потребителя, обусловливающие его роль в тандеме «фирма – потребитель». Сделаны выводы о том, что поведение фирмы изменяется под влиянием информационной экономики, требуя от предприятий новых конкурентных стратегий и преимуществ, ориентированных на особенности поведения потребителя и новые черты их взаимодействия. В информационной экономике экономическое поведение фирмы приобретает характерные особенности, не свойственные экономике индустриального типа и непосредственно связанные с увеличением роли информации в деятельности организации, глобализацией экономики в целом, обострением и видоизменением рыночной конкуренции, а также изменением роли потребителя и самой фирмы на данном этапе экономического развития. Причем удержание компанией своих конкурентных позиций невозможно без тесного взаимодействия фирмы с потребителем.

Ключевые слова: информационная экономика, информатизация, фирма, потребительское поведение, потребность, субъект предпринимательской деятельности

JEL-классификация: L21, D80, E21

Источники:

1. Алексеев Н.Е. Трансформация личных потребностей в реформируемой экономике России: Дис. … к.э.н. – Омск, 2005. – 186 с.
2. Алиева Н.З., Ивушкина Е.Б., Лантратов О.И. Становление информационного общества и философия образования. – М.: Академия естествознания, 2008. – 220 с.
3. Блэкуэлл Р., Миниард П., Энджел Дж. Поведение потребителей. – СПб: Питер, 2007. – 944 c.
4. Голод А.А. Взаимодействие фирмы и потребителя в системе брэнд-менеджмента: Дис. … к.э.н. – Москва, 2005. – 173 с.
5. Гужвин П.А. Усиление видового разнообразия благ в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2009. – № 2. – С. 12-16.
6. Долгин А.Б. Манифест новой экономики. Вторая невидимая рука рынка. – М.: АСТ, 2010. – С. 224.
7. Капферер Ж.–Н. Торговые марки: испытание практикой. Новые реальности современного брэндинга. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 211 с.
8. Колодняя Г.В. Особенности функционирования фирмы в информационной экономике [Электронный ресурс] // Экономический факультет МГУ. – Режим доступа: http://www.econ.msu.ru/ext/lib/Category/x48/x91/18577/file/Razdel%206.pdf
9. Лебедев Д.В. Ценность нематериальных благ в информационной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2010. – № 5. – С. 23-27.
10. Никитченко А., Пикулева Е. «Открытые инновации»: Как повысить их эффективность в Российской практике [Электронный ресурс] // Информационное агентство REGNUM. – 2015. – 27 октября. – Режим доступа: https://regnum.ru/news/1999759.html
11. Перский Ю.К., Калошина Е.А. Эволюция взаимоотношений производителя и потребителя в процессе создания нового товара // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2013. – Т. 19. – № 4. – С. 85-89.
12. Попов Л.В., Седов А.Е., Чудов С.В. Развитие концепций информации. Поиски междисциплинарной методологии: история и современность [Электронный ресурс] // Российская наука в Интернет. – Режим доступа: http://rusnauka.narod.ru/lib/biology/infbio/infoinbio.htm
13. Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения потребителей: Монография. – Калуга: Издательство КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012. – 296 с.
14. Пугачев Н.С. Открытые инновации // Молодой ученый. – 2013. – № 6. – С. 403-407.
15. Стрелец И.А. Влияние новых технологий на экономическое поведение потребителей и фирм // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2008. – № 8. – С. 63-72.
16. Хасбулатова Б.М. Теоретические подходы к процессу потребления [Электронный ресурс] // Online Science. – Режим доступа: http://www.onlinescience.ru/userfiles/file/zbpwcmz2mrldm25h3qgfhlh6nbdt7ebw.pdf

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:30:11