Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов
Стукалова И.Б.1, Стукалова А.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 39
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 18 (Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлены результаты исследования наличия зависимости между ценой и потребительским восприятием качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями высшего образования. Проведен анализ основных тенденций развития рынка образовательных услуг в Российской Федерации. Выявлено, что более половины российских студентов получают высшее образование на договорной основе. При этом на рынке образовательных услуг высшего образования наблюдается высокая степень ценовой дифференциации. Дан теоретический обзор сущности понятий «цена», «качество» и «конкурентоспособность» образовательных услуг. Показано, что стоимость образовательной услуги, принимая форму рыночной цены, выполняет функцию донесения ценности товара, формирует его воспринимаемое качество. Проведены эмпирические исследования потребительского восприятия качества образовательных услуг зависимости между рейтингом университета и стоимостью его образовательных услуг. Доказаны авторские гипотезы: 1) качество образовательных услуг вуза ассоциируется у потребителей и заказчиков, в первую очередь, с его рейтинговой позицией, а также имиджем и потенциальным трудоустройством выпускников и вуза; 2) между ценой образовательной услуги в конкретном вузе и его рейтинговой позицией прослеживается наличие непрямолинейной зависимости. В заключении сформулированы выводы.
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России № 2014/162 на тему: «Конкурентоспособность российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства».
Ключевые слова: образовательная услуга; цена; качество; конкурентоспособность; национальные и международные университетские рейтинги
JEL-классификация: L21, I23, G24
Источники:
2. Бюллетень о сфере образования. Вып. 4 [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – 2015. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5474.pdf
3. Григорьева Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа [Электронный ресурс] // Институт психологии практик развития. – 2010. – 05 августа. – Режим доступа: http://www.ippd.ru/resources/library?file=609
4. Отчет по проведению комплексных социологических исследований среди учащихся учебных заведений в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве в организациях города, повышения эффективности профориентационной работы [Электронный ресурс] // Городской центр профессионального и карьерного развития. – 2014. – Режим доступа: http://centrprof.dtoiv.mos.ru/issledovanie_otchet.pdf
5. Рейтинг вузов России – 2015 г. [Электронный ресурс] // Эксперт РА. – 2015. – Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/
6. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 2012. – 22 мая. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
7. Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (на начало учебного года; тысяч человек) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2016. – 18 апреля. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr2.htm
8. Сагинов Ю.Л., Феоктистова Н.А., Лукьянова Н.О. Определение оптимального баланса между ценой и качеством продовольственных товаров // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2010. – № 2. – С. 95-101.
9. Синицкая Н.Я. Финансирование высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях: Монография. – Архангельск: ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. – 183 с.
10. Стукалова А.А. Оценка привлекательности университетов на основе их рейтинговых позиций // Международная торговля и торговая политика. – 2014. – № 7-8. – С. 89-96.
11. Стукалова А.А. Оценка эффективности продвижения образовательных программ в условиях высоконконкурентного рынка // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 70.
12. Тулупова О.В. Реализация принципа открытости в управлении системными изменениями начального и среднего профессионального образования // Нижегородское образование. – 2012. – № 2. – С. 31-39.
13. Шевченко О.М. Сущность и особенности образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 90-96.
Страница обновлена: 30.07.2025 в 16:48:00
Download PDF | Downloads: 39
The ratio of the educational services price and the ranks of higher educational institutions
Stukalova I.B., Stukalova A.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 18 (September 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article contains the results of a study of the dependence between the price and the consumer’s perception of quality of the educational services rendered by higher educational institutions. The authors have analyzed the main tendencies of the educational services market development in the Russian Federation. It has been revealed that more than a half of Russian students study in higher educational institutions on the contractual basis. At that, there is a high-degree price differentiation on the educational services market. The authors have provided a theoretical overview of the notions “price”, “quality” and “competitiveness” of the educational services. It has been demonstrated that the educational services price assumes the form of the market price and, thus, discharges the function of conveying value of the product, forms perceptible quality thereof. Certain empirical studies of the consumers’ perception of the educational services quality, the dependence between the university’s rank and the price of its educational services have been conducted. The following author’s hypotheses have been proven: 1) customers and consumers associate the educational services quality with the university’s rank, image and with the potential employment upon graduation; 2) there is a nonlinear dependence between the price of the educational services in a particular higher educational institution and its rank. Finally, the author has formulated conclusions.
Keywords: educational services; price; quality; competitiveness; national and international university rankings
JEL-classification: L21, I23, G24
