Соотношение стоимости образовательных услуг и рейтинговой позиции вузов

Стукалова И.Б.1, Стукалова А.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 18 (Сентябрь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования наличия зависимости между ценой и потребительским восприятием качества образовательных услуг, предоставляемых образовательными организациями высшего образования. Проведен анализ основных тенденций развития рынка образовательных услуг в Российской Федерации. Выявлено, что более половины российских студентов получают высшее образование на договорной основе. При этом на рынке образовательных услуг высшего образования наблюдается высокая степень ценовой дифференциации. Дан теоретический обзор сущности понятий «цена», «качество» и «конкурентоспособность» образовательных услуг. Показано, что стоимость образовательной услуги, принимая форму рыночной цены, выполняет функцию донесения ценности товара, формирует его воспринимаемое качество. Проведены эмпирические исследования потребительского восприятия качества образовательных услуг зависимости между рейтингом университета и стоимостью его образовательных услуг. Доказаны авторские гипотезы: 1) качество образовательных услуг вуза ассоциируется у потребителей и заказчиков, в первую очередь, с его рейтинговой позицией, а также имиджем и потенциальным трудоустройством выпускников и вуза; 2) между ценой образовательной услуги в конкретном вузе и его рейтинговой позицией прослеживается наличие непрямолинейной зависимости. В заключении сформулированы выводы. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства образования и науки России № 2014/162 на тему: «Конкурентоспособность российских университетов в условиях глобализации образовательного пространства».

Ключевые слова: образовательная услуга; цена; качество; конкурентоспособность; национальные и международные университетские рейтинги

JEL-классификация: L21, I23, G24

Источники:

1. Артюшина И.А., Шутилин В.А. Рейтинги вузов в России и мире // Высшее образование в России. – 2009. – № 2. – С. 15-18.
2. Бюллетень о сфере образования. Вып. 4 [Электронный ресурс] // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. – 2015. – Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/publication/a/5474.pdf
3. Григорьева Е.Г. Образовательная услуга как объект экономического анализа [Электронный ресурс] // Институт психологии практик развития. – 2010. – 05 августа. – Режим доступа: http://www.ippd.ru/resources/library?file=609
4. Отчет по проведению комплексных социологических исследований среди учащихся учебных заведений в целях определения уровня их заинтересованности в последующем трудоустройстве в организациях города, повышения эффективности профориентационной работы [Электронный ресурс] // Городской центр профессионального и карьерного развития. – 2014. – Режим доступа: http://centrprof.dtoiv.mos.ru/issledovanie_otchet.pdf
5. Рейтинг вузов России – 2015 г. [Электронный ресурс] // Эксперт РА. – 2015. – Режим доступа: http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz_2015/
6. Рейтинг стран мира по уровню расходов на образование [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. – 2012. – 22 мая. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/expenditure-on-education/info
7. Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях (на начало учебного года; тысяч человек) [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. – 2016. – 18 апреля. – Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr2.htm
8. Сагинов Ю.Л., Феоктистова Н.А., Лукьянова Н.О. Определение оптимального баланса между ценой и качеством продовольственных товаров // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2010. – № 2. – С. 95-101.
9. Синицкая Н.Я. Финансирование высшего профессионального образования в современных социально-экономических условиях: Монография. – Архангельск: ПГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. – 183 с.
10. Стукалова А.А. Оценка привлекательности университетов на основе их рейтинговых позиций // Международная торговля и торговая политика. – 2014. – № 7-8. – С. 89-96.
11. Стукалова А.А. Оценка эффективности продвижения образовательных программ в условиях высоконконкурентного рынка // Интернет-журнал Науковедение. – 2015. – Т. 7. – № 3. – С. 70.
12. Тулупова О.В. Реализация принципа открытости в управлении системными изменениями начального и среднего профессионального образования // Нижегородское образование. – 2012. – № 2. – С. 31-39.
13. Шевченко О.М. Сущность и особенности образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом. – 2011. – № 3. – С. 90-96.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 02:00:19