Знакомьтесь, фабрика мороженого "АльтерВест"
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Устинова О.В. Знакомьтесь, фабрика мороженого "АльтерВест" // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 3. – С. 45-48.
Аннотация:
ЗАО "АльтерВест" – российское оптовое предприятие по продаже мороженого и замороженных продуктов – работает на рынке 6 лет. В последние три года это крупнейший в Москве оптовый оператор с ежегодным объемом продаж около 10 тысяч тонн мороженного. В зимнее время ассортимент традиционно дополняется замороженными овощами и фруктами из Польши, Бельгии, Голландии, а также отечественными.
В 1998 году руководством ЗАО "АльтерВест" было принято решение о создании собственного производства мороженого, которое первоначально предполагалось разместить в Москве в виде небольшого цеха мороженого. Однако после 17 августа 1998 года компанию решено было переориентировать в сторону производства и с этой целью построить крупную фабрику мороженого в Подмосковье вблизи принадлежащего фирме холодильного терминала, неподалеку от научного городка Троицк.
Ключевые слова: рынок, производство
ЗАО "АльтерВест" – российское оптовое предприятие по продаже мороженого и замороженных продуктов – работает на рынке 6 лет. В последние три года это крупнейший в Москве оптовый оператор с ежегодным объемом продаж около 10 тысяч тонн мороженного. В зимнее время ассортимент традиционно дополняется замороженными овощами и фруктами из Польши, Бельгии, Голландии, а также отечественными.
В 1998 году руководством ЗАО "АльтерВест" было принято решение о создании собственного производства мороженого, которое первоначально предполагалось разместить в Москве в виде небольшого цеха мороженого. Однако после 17 августа 1998 года компанию решено было переориентировать в сторону производства и с этой целью построить крупную фабрику мороженого в Подмосковье вблизи принадлежащего фирме холодильного терминала, неподалеку от научного городка Троицк.
Решение о переходе к собственному производству в период сложнейшей экономической ситуации, финансовой и политической нестабильности на самом деле было достаточно логичным. В оптовой торговле работать становилось все сложнее, конкуренция усиливалась. Едва ли не все московские оптовики (а их сейчас уже несколько десятков) отслеживали наш прайс-лист и предлагали мороженое на 1% дешевле, лишь бы переманить покупателя. Осложнились отношения с ведущим поставщиком – ОАО "Айс-Фили". Их доля продукции в наших продажах была сокращена на 10-15%.
В последний год перед дефолтом практически при всех крупных фабриках стали возникать структуры, в которых мороженое можно было приобрести дешевле, чем напрямую от производителя, так что дилерские отношения в этой ситуации становились бессмысленными. Но для того, чтобы удержаться на рынке, "раскрутить" торговую марку производство должно было быть достаточно крупным, поэтому строительство велось с большим размахом. Только производственный корпус, где и сейчас находятся производственные цеха, склады сырья и готовой продукции, компрессорный цех, лаборатория, бытовые и офисные помещения, разместился на площади в 1 гектар. Кроме того, построены котельная, трансформаторная подстанция, водозаборный узел и очистные сооружения.
Реализация такого проекта потребовала огромных усилий – финансовых, организационных, человеческих, и временами казалось, что заложенный масштаб фабрики чрезмерен для фирмы в посткризисный период. Однако в этот период имелись и свои резоны. Дело в том, что на момент сентября-ноября 1998 года рублевые цены на металл, щебень, другие строительные материалы почти не изменились, хотя обменный курс валюты уже подскочил в 2-3 раза. Стройматериалы были использованы как способ запоздалой конвертации денежных средств, и эта тактика в какой-то степени оказалась успешной. Выручало также наличие своего сильного строительного потенциала – строительство и раньше было одним из ведущих направлений бизнеса фирмы.
Единственно, не обошлось без потерь: катастрофически не хватало оборотного капитала для поддержания торговых операций, и фактически сезон оптовой торговли мороженым был потерян.
Продукция фабрики появилась на рынке тогда, когда летний сезон уже закончился, но, оказывается, осень не самое плохое время для “выброса” на рынок действительно качественного товара с новой торговой маркой. Именно в периоды межсезонья крупные продавцы обновляют ассортимент мороженого. Летом на это просто нет времени, поскольку в самое "горячее" время их усилия направлены на поддержание ассортимента, своевременность проплат поставщикам, поиск транспорта... А весной оптовики начинают интересоваться самым дешевым мороженым, надеясь на массовое его потребление и на возможность хорошо заработать на нем.
Если же говорить о трудностях вхождения на рынок безотносительно времени года, то они объективно существуют. Для их преодоления приходится значительно усиливать сбытовую активность. Чужими, "раскрученными" торговыми марками действительно проще торговать – их и так спрашивают.
В актив нашей фирмы можно записать достаточную известность имени "АльтерВест" среди оптовых покупателей мороженого, нашу добрую репутацию и наше географическое положение. В настоящее время фирма располагает тремя крупными дистрибьюторскими центрами в Москве и Московской области с современными холодильными емкостями общей мощностью 8000 тонн единовременного хранения.
Мороженое сегодня – самое доступное лакомство, и это обстоятельство закрепляет его позиции в ряду товаров первой необходимости. Но по данным различных маркетинговых исследований емкость рынка мороженого сокращается из-за снижения жизненного уровня россиян. Открыв фабрику мороженого, мы создаем новые рабочие места и тем самым, хоть немного, увеличили покупательную способность населения. К сожалению, наши граждане не очень патриотичны, и только этим объясняется предпочтение в выборе импортной продукции. Но об импортном мороженом пора забыть, так как теперь в России выпускается практически весь известный в мире ассортимент мороженого.
Так что же такое отечественное мороженое, как его изготавливают и продают?
Сейчас предприятия-изготовители мороженого переживают не лучшие времена. Став производителями, мы почувствовали общие с ними проблемы. Не любят в нашей стране производителей, беззащитны они перед государственными органами с их непомерными налогами, беззащитны перед банками с их кредитными ставками, да и получить кредит не просто.
Производителям остается рассчитывать только на себя, своих партнеров и друг на друга. Стоимость сырьевых компонентов составляет в отпускной цене товара до 80%, и значительная доля их поставляется из-за рубежа. Хорошее современное оборудование стоит сотни тысяч и даже миллионы долларов. А рыночные условия ограничивают отпускную цену до такой степени, что производителю даже в разгар летнего сезона остается только выживать. Во всех регионах в этом году производили мороженое, сопоставимое по цене и качеству с московским, так что у столичных производителей имелись проблемы со сбытом. Одна из "гримас" капитализма – кризис производства – пришел и в нашу отрасль.
Конечно, цена – это очень важный фактор. И большинство покупателей сначала запрашивают информацию о ценах и ищут самое дешевое мороженое. Однако наши менеджеры буквально силой заставляют пробовать выпускаемое фабрикой "АльтерВест" мороженое, после чего разговор становится совершенно другим. А при повторных закупках заказ подчас увеличивается в несколько раз, как это было с нашими хорошими партнерами из Ростова-на-Дону.
Люди стосковались по настоящему вкусу и по тому ощущению праздника, которое дарит настоящее мороженое. Поэтому конкуренции с известными производителями мы не боимся, тем более что на рынок сейчас “выброшено” не менее десятка новых торговых марок. Сейчас идет структурная перестройка рынка отечественного мороженого, и мы хотим занять в нем достойное место без намерения кого-то вытеснить. В настоящее время продукция фирмы "АльтерВест" благодаря своим клиентам и партнерам известна практически на всей территории страны.
В заключение хочется сказать утвердительно и уверенно: "АльтерВест" состоялся как производитель высококачественного, сложного, технологичного и современного продукта, соответствующего своему главному назначению – приносить удовольствие и дарить радость людям.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:17:04