Государственная помощь инновационному бизнесу в странах ЕС

Шелюбская Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (15), Март 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Известно, что инновации, в основном, осуществляются в предпринимательском секторе. Но инновационная политика частных компаний зависит от состояния экономики в целом, законодательной базы и государственного регулирования предпринимательской деятельности, то есть от среды, в которой действует частный бизнес. В 90-е гг. правительства всех промышленно-развитых стран стали уделять большое внимание проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор повышения конкурентоспособности своих стран в экономике XXI века, где беспрецедентное значение приобретают нематериальные, а именно: интеллектуальные и организационные ресурсы.

Ключевые слова: инновационный бизнес, евросоюз



Известно, что инновации, в основном, осуществляются в предпринимательском секторе. Но инновационная политика частных компаний зависит от состояния экономики в целом, законодательной базы и государственного регулирования предпринимательской деятельности, то есть от среды, в которой действует частный бизнес. В 90-е гг. правительства всех промышленно-развитых стран стали уделять большое внимание проблемам инноваций, рассматривая их как важный фактор повышения конкурентоспособности своих стран в экономике XXI века, где беспрецедентное значение приобретают нематериальные, а именно: интеллектуальные и организационные ресурсы.

В новой экономике меняется роль государства. Отвечая на требования глобального бизнеса, государство начинает «следить» за тем, чтобы никакие привилегированные субъекты, включая и само государство, не могли регулировать деловую среду. Отчасти, новые задачи встали перед государством и в связи с развитием Интернета, который с одной стороны предоставляет неограниченные возможности обмена информацией, а с другой, создает предпосылки для неограниченной монополии на распространение информации в глобальном масштабе.

В свете развития процессов глобализации, происходящих в мире, изменилась политика государства промышленно-развитых стран в отношении бизнеса. В частности:

а) государство отходит от практики протекционизма и попыток защиты или спасения национальной промышленности и рабочих мест от процессов либерализации;

б) уходят в прошлое такие методы, как целевая поддержка секторов и фирм, отбор будущих «победителей» и т.п.

Вместо этого, на первый план выходит

а) задача создания общих условий стимулирования предпринимательства и инновационной деятельности;

б) создания новых продуктов, новых производственных процессов и видов маркетинга, и даже стимулирования рождения новых сфер деятельности.

В настоящее время основной задачей государственной политики становится поддержание условий, необходимых для конкуренции и расширения бизнеса в глобальном измерении. Это означает создание среды, которая стимулирует инновации и риск, одновременно с поддержанием гибкой, но стабильной, политики.

Правительства все более озабочены стимулированием повышения эффективности функционирования рынков, а не прямого вмешательства в рынок. Внимание государства акцентируется на проблемах качества НИОКР, подготовке кадров, наличии стратегических услуг и эффективных средств коммуникаций, транспорта и прочих сфер деловой инфрастуктуры. Все большее значение в 90-х гг. приобретали такие косвенные методы стимулирования инновационной деятельности компаний, как поощрение кооперации, совершенствование систем охраны интеллектуальной собственности, информационного обслуживания, антимонопольного регулирования.

Основные направления государственного стимулирования нововведений

Недостаток стимулов к инновациям у частного бизнеса является одной из основных причин отставания Западной Европы в области разработки новейшей технологии. Поэтому столь большое внимание в последние годы правительства западноевропейских стран придают повышению роли «среды», в которой действуют компании. Ожидается, что создание единого валютного рынка, формирование единого «научно-технического пространства», унификация налоговых систем, процессы дерегулирования и приватизации окажут стимулирующее влияние на предпринимательскую и инновационную активность в этом регионе.

Во второй половине 90-х гг. правительства практически всех Западноевропейских стран приняли программы стимулирования инновационной деятельности.

В Великобритании повышение инновационной активности рассматривается как основной фактор обеспечения конкурентных позиций страны на мировых рынках. Министерство торговли и промышленности предусматривает увеличение расходов по статье «поддержка инноваций и технологии» к 2002 году на 20%. В настоящее время эти расходы составляют основную статью бюджета министерства на НИОКР ‑ 57%, а целевое развитие НИОКР в аэрокосмическом комплексе и энергетике, включая ядерную ‑ 43%. При этом основное значение придается развитию научно-технической инфраструктуры во всех отраслях хозяйства. Так, например, в 2000 году наибольший объем средств по статье «инновации» выделен на поддержку инфраструктуры ‑ 32%, трансфер технологии ‑ 29% и распространение лучшей практики ‑ 10%. (1) [i] .

В настоящее время в Западной Европе правительства играют значительную роль в создании смешанной, частно-государственной информационной инфраструктуры. Так, в ряде стран, в частности, в Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии, важнейшими элементами такой инфраструктуры являются независимые организации по прикладным исследованиям.

К другим элементам инфраструктуры прикладных исследований, ориентированным на стимулирование инновационных процессов, можно отнести научные парки, внедрение новых технологических стандартов, кластерные проекты, а также региональные центры коммерческой реализации изобретений, способные осуществлять соответствующие маркетинговые мероприятия.

В Германии функции одного из таких центров выполняет Гамбургский патентно-инновационный центр, созданный в 1986 г местной торговой палатой. С 1995 г. он занимается реализацией запатентованных изобретений. С этой целью Центр заключает соответствующие соглашения с расположенными в регионе научными учреждениями и выступает в качестве брокера в интересах малого и среднего предпринимательства. Центр также сотрудничает с двумя ведущими национальными информационными сетями, через которые коммерчески значимые изобретения предлагаются заинтересованными лицами внутри страны и за рубежом, отслеживается выполнение условий соглашений и выплата соответствующих вознаграждений. (2) [ii]

Одним из главных условий инновационной деятельности является финансовая база. Государство использует широкий арсенал мер по расширению финансирования инновационного процесса, особенно в мелких и средних фирмах. Необходимость решения конкретных задач диктует использование различных инструментов. Государство поддерживает бизнес, облегчая доступ к капиталу (развитие венчурного капитала, фондовых рынков), а также снижая «цену» капитала, путем использования общих систем субсидирования или льготного налогообложения НИОКР.

Для создания новых предприятий может использоваться система целевых банковских кредитов (Германия) и льготных субсидий (Франция). Если целью являются привлечение частного капитала и одновременное удовлетворение ликвидных требований инвестора, то применяется механизм «страхования» инвестиций (Франция, Великобритания).

В качестве стимула для привлечения нетрадиционных инвесторов, в частности, «деловых ангелов», вводятся налоговые льготы (программа расширения бизнеса в Великобритании). В Западной Европе, в отличие от США, больше распространены низкопроцентные займы как средство стимулирования инновационной деятельности в промышленности.

Либерализация финансовых рынков, проведенная в странах Западной Европы в 90-х годах, дала возможность привлечь нетрадиционные источники финансирования, как институциональные (пенсионные фонды), так и частных лиц («деловых ангелов»), заинтересованных в прямом инвестировании своего капитала в перспективные предприятия. В результате значительно вырос объем венчурного финансирования в этом регионе.

Государство помогает инновационному бизнесу также через сферу образования, подготовку профессиональных кадров и создание управленческих консультативных служб, путем увеличения мобильности кадров. В последние годы перед странами Западной Европы остро встала проблема нехватки собственных кадров в области информационной технологии. По мнению немецких технологических компаний, им требуется сотни тысяч специалистов в этой области, чтобы «успеть» в информационное общество. В то же время, университеты и политехникумы Германии смогут подготовить к 2005 г. только 12 тыс. специалистов. В результате правительство предложило ослабить жесткое иммиграционное законодательство и разрешить выдать «грин-карты» 20-ти тысячам специалистам из стран – не членов ЕС, а также иностранцам – выпускникам технических вузов. (3) [iii]

Во Франции в 1999 г. был принят Закон об инновациях, который предусматривает комплекс мероприятий по стимулированию инновационной деятельности. В нем, в частности, намечено:

а) расширение мобильности научного персонала государственных исследовательских центров и предоставление им большей свободы в организации собственных компаний и оказании консультаций частной промышленности;

б) усиление связей между университетами и промышленностью в целях создания малого инновационного бизнеса;

в) изменение налогового режима для инновационных компаний и упрощение процедуры создания высокотехнологичного бизнеса.

Правительство выделило 100 млн. фр. франков на конкурс проектов по созданию новых высокотехнологичных компаний. В результате было отобрано 244 проекта в следующих областях: здравоохранение и биотехнология ‑ 21%, машиностроение и материалы ‑- 21%, мультимедиа ‑ 18%, телекоммуникации, электроника ‑ 17%, программное обеспечение ‑ 15%, агрокомплекс ‑ 5%, энергетика и охрана окружающей среды ‑ 3%. (4)

В 1996 г. Европейская комиссия одобрила План действий в области инноваций, который предусматривает активизацию работы по 4 основным направлениям.

Защита интеллектуальной собственности. Комиссия выработала рекомендации по повышению эффективности патентной системы, в частности касательно авторских прав в информационных сетях и расширения патентной охраны в биотехнологии.

Финансирование инноваций. Основной упор сделан на мобилизацию венчурного капитала на ранних стадиях инновационных проектов.

Нормативная база и упрощение административных требований. Предлагается упростить процедуру создания и администрирования компаний.

Кроме того, Комиссия разрабатывает новые организационные формы проведения совместных научных исследований, в частности, такие как, Европейская компания и Европейские объединения по экономическим интересам (EEIGs – European Economic Interest Groupings).

Образование и профессиональное обучение. Предусмотрены меры по расширению мобильности научных кадров и использованию информационной технологии.

Ориентация программ научных исследований на инновации. В тематических программах пятой Рамочной программы НИОКР ЕС приоритет отдан инновационной деятельности. (5)

План предусматривает реализацию намеченных мер как на наднациональном уровне под эгидой Европейской комиссии, так и на национальном. При этом странам-участницам ЕС предлагается осуществлять данные мероприятия без привлечения дополнительных финансовых средств, т.е. в рамках уже существующих бюджетов на научно-техническую и инновационную политику.

[i] 1). Рассчитано по: Outlook on Science Policy, May 1999,p52

[ii] 2). Патентная информация, 2000, N6, с.27-28

. [iii] 3) Research-Technology Management,v43,N4,p5

4) The OECD Observer, N213, p18

5) Outlook on Science Policy, February 1997, p 17


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:23:26