Участие ТНК КНР в реализации стратегии «Морского Шелкового пути XXI века»
Шелухин А.А.1
1 Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук
Скачать PDF | Загрузок: 28
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 13 (Июль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Китай является крупнейшей в мире торговой нацией, на его долю приходится около 10% мировой торговли товарами. Большая часть товаров транспортируется на кораблях, и, как следствие, Китай стал главным пунктом назначения и отправки международных судоходных маршрутов. Семь из десяти самых оживленных контейнерных портов расположены в Китае, а самым крупным в мире является порт в Шанхае.
На этом фоне не удивительно, что Китай играет активную роль в международных грузовых перевозках. Три китайские судоходные компании входят в число двенадцати крупнейших контейнерных перевозчиков. Китай является третьей страной в мире по количеству кораблей и крупнейшей судостроительной нацией. Кроме того, китайские амбиции в международном судоходстве выходят за рамки данной области.
Все чаще китайские фирмы принимают активное участие в строительстве и управлении портами по всему миру. Это обстоятельство в особенности актуально с европейской точки зрения, поскольку китайское правительство в настоящее время разрабатывает масштабную программу по строительству морской инфраструктуры вдоль основного морского маршрута Азия Европа. Инициатива Китая в так называемом «Морском Шелковом пути XXI века» направлена на развитие портов Юго-Восточной Азии в регионе восточного Средиземноморья и Индийского океана.
Эта статья призвана дать оценку вовлеченности китайских портов азиатско-европейского морского коридора – от Южно-Китайского до Средиземного моря – в мировую торговлю. Такая оценка имеет немаловажное значение для Европейского союза, в частности при рассмотрении с точки зрения концепции «Один пояс, один путь». Одним из последствий функционирования азиатско-европейского морского коридора может стать усиление влияния Китая на торговые пути между Китаем и ЕС. В особенности это может повлиять на транзитные страны и компании, которые занимаются вопросами транспортировки и инфраструктуры не только внутри ЕС, но и в коридоре между Восточной Азией и Европой.
Ключевые слова: Морской Шелковый путь XXI века, прямые иностранные инвестиции (ПИИ), транснациональные корпорации КНР, экономическая экспансия
JEL-классификация: F40, F21, F23
Источники:
2. Mihalakas N. Chinese “Trojan Horse”: Investing in Greece or Invading Europe? (Part I). – Washington: Foreign Policy Association, 2011. – 252 p.
3. Chinese nationals to evacuate from warring Libya [Electronic resource] // China Daily. – 2014. – July 31. – Mode of access: http://www.chinadaily.com.cn/china/2014-07/31/content_18223061.htm
4. Greece, China explore maritime ties [Electronic resource] // Ekathimerini. – 2014. – July 14. – Mode of access: http://www.ekathimerini.com/161539/article/ekathimerini/news/greece-china-explore-maritime-ties
5. Piraeus port container handling breaks new record [Electronic resource] // Ekathimerini. – 2015. – February 6. – Mode of access: http://www.ekathimerini.com/167043/article/ekathimerini/business/piraeus-port-container-handling-breaks-new-record
6. Egan C. China helps fill Africa port infrastructure vacuum [Electronic resource] // JOC.com. – 2014. – December 12. – Mode of access: http://www.joc.com/port-news/international-ports/china-investing-big-africa-build-%E2%80%98maritime-silk-road%E2%80%99_20141212.html
7. Артур Чилингаров: Арктика дает России уникальный шанс [Электронный ресурс] // Viperson. – 2005. – 4 октября. – Режим доступа: http://surkov.viperson.ru/wind.php?ID=239152&soch=1
8. Review of Maritime Transport – 2013 [Electronic resource] // UNCTAD. – 2013. – Mode of access: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/rmt2013_en.pdf
9. Massot P. Rough sailing in the iron ore shipping business [Electronic resource] // East Asia Forum. – 2014. – October 3. – Mode of access: http://www.eastasiaforum.org/2014/10/03/rough-sailing-in-the-iron-ore-shipping-business/
10. Chinese antitrust regulator prohibits P3 shipping alliance [Electronic resource] // DLA Piper Global Law Firm. – 2014. – June 14. – Mode of access: https://www.dlapiper.com/it/netherlands/insights/publications/2014/06/chinese-antitrust-regulator-prohibits-p3/
11. Global Business [Electronic resource] // Hutchison Port Holdings Limited. – Mode of access: http://www.hph.com/globalbusiness/ports.aspx?selgid=20#section20
12. Projects [Electronic resource] // China Harbour Engineering Company Ltd. – Mode of access: http://www.chec.bj.cn/zg/tabid/66/Default.aspx
13. Making In-Roads into the Future: Annual Report [Electronic resource] // China Communications Construction Company Limited. – 2015. – P. 66–86. – Mode of access: http://asia.cdn.euroland.com/arinhtml/CN-CYY/2015/AR_ENG_2015/index.htm
14. Excellence through Specialisation: Annual Report [Electronic resource] // COSCO Pacific Limited. – 2015. – P. 33–34. – Mode of access: http://www.coscopac.com.hk/admin/upload/ir/financial_report/E_COSCO019_2015AW.pdf
Страница обновлена: 05.08.2025 в 08:13:07
Download PDF | Downloads: 28
Participation of Chinese multinational corporations in implementation of the strategy of the 21st-century Maritime Silk Road
Shelukhin A.A.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 17, Number 13 (July 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
China is the greatest trade nation in the world, it accounts for about 10% international commodity trade. Most commodities are transported by ships and, as a consequence, China has become the main destination and dispatching point of international sea routes. Seven out of ten busiest container ports are located in China and Shanghai Port is the greatest port in the world.
In this context, it is not surprising that China plays an active role in international freight traffic. Three Chinese shipping companies are included into the list of twelve greatest container freight carriers. Moreover, Chinese ambitions in the international shipping industry are beyond this field.
With increasing frequency, Chinese companies actively participate in construction and maintenance of ports around the world. This is especially relevant from the European viewpoint, as the Chinese government is now developing a full-scale program for maritime infrastructure building along the main Asian-European maritime route. The Chinese initiative in the so-called “21st-Century Maritime Silk Road” aims to develop ports of South-East Asia in the region of the Eastern Mediterranean and the Indian Ocean.
The purpose of this article is to assess the involvement of Chinese ports in the Asian and European sea lane – from the South China to the Mediterranean Sea – that is significant for the European Union, in particular, when considering the “One Belt, One Road” concept, which may lead to the increase of Chinese influence on trade routes between China and the EU. It may have a particular effect on transit countries and companies that deal with transportation and infrastructure issues not only within the EU but also in the line between East Asia and Europe.
Keywords: the 21st-century Maritime Silk Road, direct foreign investments (DFI), Chinese multinational corporations, economic expansion
JEL-classification: F40, F21, F23
