Вендинговая торговля в России: анализ и перспективы развития
Антипин Ф.А.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 8 (Апрель 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье представлена характеристика современного состояния и тенденций развития вендинг-рынка в России, в мире. Выделены факторы, определяющие развитие данной формы торговли на российском потребительском рынке. Определены возможные направления использования практики вендинга в развитии малого и среднего бизнеса. Исследование будет полезно представителям индустрии вендинга, региональных органов управления, малого и среднего бизнеса, компаниям по производству пищевых продуктов, научным работникам, аспирантам.
Ключевые слова: розничная торговля, вендинговый рынок, предпринимательство в сфере вендинга, проект «Вендинг на территории г. Москвы»
Введение
Одним из элементов разрабатываемой Минпромторгом РФ модели многоформатной торговли (матрицы торговых форматов) [16], обеспечивающей равные конкурентные условия для всех форм розничной торговли, является вендинг или автоматизированная торговля, имеющая значительное распространение в мире [1, с. 18-21; 5, с. 86-88; 18, с. 70-75; 19 и др.]. Теоретическое исследование опыта организации автоматизированной торговли за рубежом и существующей отечественной практики использования торговых автоматов позволяет определить роль вендинга в создании комфортной потребительской среды и перспектив развития данной формы торговли в Российской Федерации.
К 2015 г. в совокупности в мире использовалось примерно 22 млн торговых автоматов [1] [1, с. 18]. Традиционными лидерами вендингового рынка были и остаются США (около 7 млн вендинговых автоматов), Япония (около 6 млн автоматов, или по одному аппарату на каждые 23 человека населения) и Европа [15, с. 7; 19]. Около 1,16 млн (в натуральном выражении) современных торговых автоматов подключены к системам удаленного мониторинга (системы телеметрии), позволяющим в режиме реального времени осуществлять контроль товарных и финансовых потоков, выявлять ошибки и сбои в работе торговых автоматов, их эффективность и многое другое. Большая часть таких автоматов приходится на долю Северной Америки (0,56 млн). Около 0,15 млн - на долю европейских стран; 0,45 млн - находится в других частях света, в основном в Японии и Австралии [4].
Ведущими вендинг-рынками Европы являются рынки Италии, Франции, Германии, Великобритании, Испании и Нидерландов, на долю которых к 2015 г. приходилось 77% от общего числа европейских торговых автоматов. Следует отметить, что в последние годы на европейском вендинговом рынке произошло снижение числа вендеров [2] (до 3,74 млн к 2015 г. [19, с. 2] против 4,5 млн в 2012 г. [15, с. 7]), однако общий годовой оборот европейской вендинговой торговли вырос (к 2015 г. - до 11,8 млрд евро). Сохранить стабильность рынка, по мнению экспертов Европейской ассоциации вендинга (EVA) [3], позволило возрастание вендинговой торговли на новых рынках, прежде всего, в России и Польше [13].
Большинство автоматов европейского рынка находится в ведении малых и средних, или семейных предприятий, представленных примерно десятью тысячами компаний, обеспечивающих работой около 85 тыс. человек. И, как подчеркивают эксперты EVA, «намного больше» с учетом тех, кто занят в различных отраслях промышленности, связанных с вендингом [19, с.2].
Около 295 млн человек из общего числа европейских потребителей пользуются услугами вендинга не менее одного раза в неделю. 60% (или 2,2 млн) вендеров приходится на кофейные автоматы. Которые, как правило, размещены в учреждениях и на предприятиях (один автомат приходится примерно на 140 работников этих учреждений и предприятий), а также в общественных местах, таких как транспортные узлы, больницы и развлекательные центры [19, с. 2-3]. В среднем в Европе один аппарат приходится на 50-100 человек населения; в России - на 7200 человек соответственно [1, с.18].
В Европейскую ассоциацию вендинга входит и профессиональное объединение российских компаний, работающих на вендинговом рынке - Национальная Ассоциация Автоматизированной Торговли (НААТ, зарегистрирована в сентябре 2005 г.). НААТ объединяет более 40 российских компаний, представляющих такие сферы деятельности, как собственно вендинг, производство оборудования, производство и дистрибуция ингредиентов и наполнителей, выставочная деятельность. В круг основных задач ассоциации входит создание «благоприятной экономической и правовой ситуации» для развития рынка автоматизированной торговли в России, оказание консультационно-информационной поддержки компаниям, входящим в ее состав (обучающие семинары, исследования рынка и др.), взаимодействие с аналогичными российскими и международными объединениями и организациями [7].
Совместно с Правительством г. Москвы НААТ активно развивает проект «Вендинг на территории г. Москвы», цель которого - обеспечить право установки торговых автоматов на улицах столицы. По данным официальной статистики, в настоящее время в Москве установлено около 30 тыс. торговых автоматов [4], что составляет около 10-15% потенциала вендинг-рынка города [5, с. 86; 4]. Согласно концепции, изложенной в проекте по размещению торговых автоматов в Москве, к 2017 г. в столице планируется установить около 90 тыс. вендеров (при потенциале в 200 тыс.), что должно обеспечить привлечение в городскую казну около 4 млрд рублей в год (за счет налогов и арендной платы) [4; 7].
Нельзя не оговориться, что вендинг, как вид деятельности, не требует лицензирования (за исключением торговли лекарствами или аудио-видео продукцией). Владельцы торговых автоматов (операторы) могут выбирать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предпринимательство (ИП) или учреждение Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Во всех регионах страны, за исключением г. Москвы, реализация товаров с использованием торговых автоматов облагается Единым налогом на вмененный доход (ЕНВД) в размере 4 500 рублей на автомат (фиксированная выплата ЕНВД без демонстрации всей прибыли). В Москве, где действует Упрощенная система налогообложения (УСН), предпринимателям предоставлено право выбора налоговых выплат: 6% от дохода автомата (преобладает), либо 15% от разницы между доходами и расходами.
В развитие проекта («Вендинг на территории г. Москвы») розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых автоматов в Москве, освобождена [4] от обложения торговым сбором [5] [2]. Постановлением Правительства г. Москвы от 10 ноября 2015 г. №733-ПП [6] изменен порядок проведения аукционов на размещение торговых автоматов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях города, находящихся в государственной собственности. Ранее торговые автоматы среди иных нестационарных торговых объектов специально не выделялись, что позволяло приравнивать их по экономическому потенциалу к павильонам, киоскам, бахчевым и елочным развалам и др. Соответственно аналогичными были и начальные цены на проведение аукционов на размещение торговых автоматов. В настоящий момент при расчете начальной цены аукциона для торговых автоматов применяется понижающий коэффициент - 0,1. Тогда как, например, для нестационарных торговых объектов со специализациями «Мороженое», «Театральные билеты», «Бытовые услуги» применяется понижающий коэффициент 0,3 [14]. Первые электронные аукционы на размещение вендинговых аппаратов в Москве (82 лота в 8 административных округах и 76 торговых автоматов в 14 пешеходных тоннелях) были запланированы на февраль 2016 г. (на участие в торгах подано более 30 заявок компаний вендинг-операторов) [17].
Таким образом, в Москве, на долю которой приходится около 17% оборота российской розничной торговли [3], вендинговая форма продаж получила поддержку властей города и дополнительные возможности развития. В настоящее время изучается возможность установки торговых автоматов с товарами для детей (памперсы, соски, присыпки и др.) в детских поликлиниках города. 60 вендинговых аппаратов (прохладительные напитки, кофе, снэки) установлено на крупнейших кладбищах Москвы. Готовность поучаствовать в эксперименте по установке торговых автоматов в фойе выразил ряд столичных театров. Вместе с тем родительская общественность Москвы в начале 2016 г. выступила с инициативой убрать торговые автоматы из образовательных учреждений (школ, детских дошкольных учреждений). И, несмотря на то, что размещение торговых автоматов в образовательных учреждениях не входит в противоречие с какими-либо действующими нормативными актами и санитарными нормами, предложение об их демонтаже находится на рассмотрении комиссии Мосгордумы по здравоохранению и охране общественного здоровья.
Лояльность москвичей к развитию в городе вендинговой формы торговли отражают результаты опроса, проведенного в рамках проекта «Активный гражданин» (Москва, 26 января - 3 февраля 2015 г.), согласно которому из 192,2 тыс. респондентов, принявших участие в голосовании, 25,6% - готовы покупать товары в вендинговых автоматах; при условии их «удобного расположения», число утвердительных ответов возросло до 47,5%. Посредством торговых автоматов жители столицы готовы приобретать «прохладительные напитки» (26,9%), «продукты питания» (18,9 %) [9].
Ф. Котлер, характеризуя преимущества вендинговой торговли, отмечает, что торговые автоматы обеспечивают потребителю удобства круглосуточной продажи и самообслуживания, а также сокращают возможности приобретения поврежденных товаров [6, с. 454-454]. Аналогичную оценку мы находим у А.В. Рудецкой, которая к преимуществам вендинга относит: возможность их круглосуточного использования, скорость и простоту совершения покупки, удобное месторасположение автомата [15, с. 12], что и обеспечивает востребованность данной формы торговли. Поэтому не только в Москве, но и на рынках региональных столиц появляются сети торговых автоматов, объединяющие более десяти машин [1, с. 18].
В благоприятный экономический период темпы роста числа торговых автоматов на российском рынке составляли 25–30% в год [4], динамика роста продаж - около 72% соответственно [15, с. 4]. В настоящее время ежегодный рост числа торговых аппаратов держится на уровне 15–20% [4; 11]. Тенденция к увеличению числа торговых автоматов сохраняется, прежде всего, «благодаря центральным и восточным регионам» [11]. В целом потенциал вендингового рынка в регионах РФ по оценкам специалистов использован не более чем на 3% [5, с. 86]. От 40 до 70% российского рынка также приходится на автоматы по приготовлению горячих напитков, что вполне соотносится с практикой других стран [1, с. 19, с. 2; 13]. Остальную часть рынка составляют аппараты по продаже снеков, молока и попкорна. Наиболее активными потребителями услуг вендинга являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет [1, с. 19-20].
Таким образом, обобщенный анализ опыта продвижения вендинга в России позволяет сделать вывод о том, что при увеличении числа торговых автоматов и формировании целевой аудитории на российском потребительском рынке по-прежнему сохраняется значительная бизнес-ниша по развитию автоматизированной торговли и возможностей для успешного развития малого и среднего бизнеса в данном секторе розницы. Так Д.Г. Каримханова с соавт. отмечают, что доля успешных предпринимателей в вендинг-бизнесе, который уже сегодня является лидером по доходности легальных продаж, может составлять более 95% [5, с. 87-88].
Вместе с тем существует целый ряд факторов, оказывающих сдерживающее влияние на развитие вендинга в России. Прежде всего, связанных с ухудшением общеэкономической ситуации (в том числе, с экономической неопределенностью, ослаблением рубля, падением реальных доходов населения и сберегательной моделью поведения потребителей), обусловивших в 2015 г. резкое сокращение потребительского спроса и снижение динамики оборота в сфере торговли и услуг в целом. Так, сокращение объемов оборота розничной торговли в сравнении с 2014 г. составило 10%, что, согласно данным мониторинга Минэкономразвития РФ, является «беспрецедентно низким, начиная с наблюдений 1970 г.» [12, с. 54]. Снижение оборота розничной торговли пищевыми продуктами составило 9,2%; непродовольственными товарами –10,7% [12, с. 56].
К числу технологических факторов, оказывающих влияние на развитие вендинга в России, следует отнести особенности российского производства вендинговых аппаратов, которое основано на сборке некоторых моделей вендеров из готовых зарубежных деталей [5, с. 86]. При этом цена одного нового, не самого дорогого кофейного аппарата, например, фирмы «Джофемар» (Jofemar, Испания) модели «Coffeemar G250», сборка которых в России осуществляется на заводе в Калининграде, в полной комплектации (с установкой платежных систем) в среднем составляет около 3100 евро. На рынке вторичного использования такой аппарат будет стоить от 149 до 165 тыс. рублей (производства 2013-2015 гг. соответственно). Приобретение комбинированного автомата (стоящие в связке кофейный и снековый автоматы), например, комбинированного автомата «Unicum RossoBar» (торговой марки «Уникум», Санкт-Петербург) обойдется примерно в 369 560 руб. [7]
При использовании 10-20 единиц электронных вендинг-машин начальная сумма затрат может составлять 30-35 тыс. долларов США, механических (например, по продаже игрушек, жевательной резинки и др.) - от 3 до 3,5 тыс. долларов США [5, c. 88]. Поэтому большинство российских операторов начинают свой бизнес с покупки недорогих торговых автоматов, как правило, «бывших в употреблении». Так А.В. Рудецкая отмечает, что более 50% российских операторов покупали и планируют покупать торговые автоматы на вторичном рынке, несмотря на то, что такие автоматы требуют значительных затрат на современное переоснащение (например, встраивание картоприемника и др.) и ремонт [15, c. 12]. По данным опроса, проведенного интернет-журналом «Век Вендинга» совместно с компанией EMTG [8] среди участников Международной выставки вендингового оборудования «Vendexpo», в 2015 г. значительно возросла популярность недорогих настольных кофе-аппаратов [11]. Следует обозначить, что в настоящее время какого-либо учета продаж торговых автоматов в России не проводится, такую задачу (разработать и предложить оптимальный механизм учета продаж торговых автоматов) на ближайшую перспективу ставит перед собой НААТ [7].
В общемировой практике цены на товары, продаваемые с использованием вендинговых автоматов, нередко превышают обычные на 15-20%, что объяснимо высокими издержками, которые несет продавец: разбросанные на большой территории автоматы требуют частого пополнения товарами, выходят из строя, подвергаются кражам [6, c. 454-454]. В условиях Российской Федерации цена товаров обусловлена еще и тем, что в стоимость закладывается торговая наценка импортеров и таможенные пошлины, поскольку большинство торговых автоматов, или их деталей, как и необходимых ингредиентов, ввозится из-за рубежа. Так, в январе 2016 г. одним из ведущих российских производителей профессиональных ингредиентов для вендинга под брендом «Де Марко» [9] (Санкт-Петербург) объявлено об увеличении цен на 3-10%, обусловленном нестабильностью курса рубля, повлекшем увеличение цен на сырье, расходные и упаковочные материалы.
В условиях низкой покупательной способности населения, по прогнозам экспертов в ближайшей перспективе следует ожидать понижения маржинальности по целому ряду товаров, продаваемых через автоматы [11]. Так, еще совсем недавно казалось, что одним из актуальных направлений вендинга, по примеру опыта зарубежных стран (Японии, Италии, США), может быть сбыт сельскохозяйственной продукции (молока, сыра, масла, овощей и др.), производимой российскими частными фермерами и предприятиями малого и среднего бизнеса. Действительно, по инициативе крупнейших агрохолдингов и торговых сетей в России появились автоматы по продаже молока (молокоматы) [18, с. 70]. Вместе с тем задуманный в Перми проект установки уличных молокоматов под брендом «Молоко.Му» (оператор) в феврале 2016 г. был свернут по причине того, что экономическая эффективность молокоматов оказалась достижима только за счет высокой себестоимости реализуемой продукции, что не соответствует запросам потребителей: при закупочной цене на свежее молоко 40-45 рублей за литр, цена его реализации через торговый автомат, с учетом всех расходов предпринимателя-оператора (аренда, налоги и др.), соответствовала 65-70 рублям за литр, в день через автомат продавалось не более 20 литров молока [8]. Нельзя также не отметить, что прибыль российских операторов, как правило, носит сезонный характер и зависит от категории продаваемых товаров (например, горячие или прохладительные напитки). Особенности российского климата (географический фактор) ограничивают возможность круглогодичной установки автоматов на улицах российских городов [1, с. 21].
Заключение
В целом анализ литературных источников и экспертных оценок, характеризующих развитие вендинга в мире, в том числе в Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что данная форма розничной торговли динамично развивается, сохраняя перспективы роста, в том числе за счет освоения новых территориальных сегментов рынка. Российский рынок вендинга, несмотря на «уход» ряда операторов и сосредоточение усилий действующих предпринимателей на оптимизации бизнеса (в основном за счет выбора потенциально высокодоходных мест расположения торговых автоматов) в 2015 г. сохранил темпы роста на уровне 15-20% [4; 11]. Появление новых вендинговых операторов обеспечивается разработкой, по примеру Москвы, региональных целевых программ по интеграции вендинговой торговли в структуру городов и других населенных пунктов, что согласуется с реализацией идеи Минпромторга России по формированию комфортной потребительской среды для каждой территории страны [16]. Российский вендинг развивается в условиях слабой конкуренции и низкой налоговой нагрузки, что позволяет минимизировать затраты операторов и стимулирует экономическую активность предпринимателей. В свою очередь, развитие автоматизированной торговли способствует созданию рабочих мест, в том числе, самозанятости населения.
Дальнейшее формирование и насыщение российского вендингового рынка, на наш взгляд, во многом определяется следующими условиями:
- поддержкой развития малого и среднего предпринимательства, семейных предприятий автоматизированной торговли на национальном и региональных уровнях;
- доступностью цен на оборудование, что требует развития не только существующей модели дистрибуции, основанной на ввозе посредниками торговых автоматов или их деталей из-за рубежа, но и организации с учетом последних технологических разработок собственного российского производства вендинговых автоматов, в том числе приспособленных к российским климатическим условиям (морозоустойчивость). Однако организация производства торговых автоматов связана со значительными затратами, которые, при существующей экономической ситуации, могут себя не оправдать: российский рынок вендинга недостаточно развит, чтобы обеспечить высокие объемы продаж торговых автоматов (рынок сбыта);
- развитием качественного сервисного обслуживания вендинговых автоматов компаниями-поставщиками (техническая поддержка, ремонт) и предоставления услуг операторам (доставка, установка торговых автоматов; доставка ингредиентов и наполнителей и др.); оказание консультативной помощи по подбору мест установки автоматов и оформлению документов на арендное место;
- развитием и внедрением технологий телеметрии. Внедрение таких систем значительно упростит работу операторов, в то же время может способствовать созданию баз данных для мониторинга продаж и анализа рынка вендинга в целом;
- организацией производства и дистрибуции качественных ингредиентов и наполнителей для торговых автоматов по доступным для операторов ценам;
- расширением ассортимента товаров, продаваемых с использованием торговых автоматов, что будет способствовать привлечению инвестиций и появлению новых операторов. Мировая практика показывает, что через автоматы можно продавать как сельхозпродукцию (яйца, мясо, молоко, крупы, фрукты и овощи и др.), игрушки, книги и диски, сувенирную продукцию и канцелярские товары, средства гигиены, напитки, горячий хлеб и бутерброды, так и современные гаджеты. К реализации через автоматы в Российской Федерации запрещены алкогольные напитки, пиво, сигареты, пиротехника, подобные ограничения существуют и в других странах;
- поддержкой представителями российской вендинговой индустрии инициатив EVA по охране здоровья и защите окружающей среды и популяризацией вендинга посредством выставочной деятельности с привлечением операторов, производителей и поставщиков оборудования, ингредиентов и наполнителей для торговых автоматов. Не менее важным является и привлечение представителей региональных органов управления, отвечающих за эффективное функционирование региональных и локальных товарных рынков и создание комфортной потребительской среды в регионах;
- использованием технологических и интеллектуальных решений вендинга в сфере услуг, в частности, для системы самообслуживания (моек, прачечных, заправок самообслуживания, учреждений городской инфраструктуры и др.) [7], набирающее все большую популярность в мире.
[1] Торговый автомат или вендинговый автомат является нестационарным торговым объектом, представляющим собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца [10].
[2] Вендер (от анг. Vendor) - торговый автомат - автоматическое устройство, осуществляющее торговлю товарами и услугами без участия продавца. Первый образец подобного (современного) автомата, продававший почтовые открытки, был разработан в Великобритании в начале 20 века [4].
[3] Европейская Вендинговая Ассоциация (European Vending Association, EVA) – некоммерческая организация, создана в 1994 г. в Брюсселе (Бельгия). Объединяет компании, действующие в различных сегментах отрасли: производителей вендингового оборудования (N&W Global Vending Group (Necta), Bianchi Vending Group, Azkoyen Industrial, FAS, Saeco и др.), платежных систем (Coges, National Rejector Inc (NRI), MEI и др.), ингредиентов (Burry Callebaut, Satro, Nestle и др.), расходных материалов (Veriplast, RPC и др.); крупные операторские сети (AutoBar, Selecta, Darea и др.)
[4] Согласно ст. 2 и 3 Закона города Москвы № 62 от 17.12.2014 «О торговом сборе».
[5] Торговый сбор устанавливается Налоговым Кодексом РФ (Гл. 33 НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться льготы, основания и порядок их применения. Торговый сбор на территории Москвы введен Законом г. Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» с 01.07.2015 .
[6] Постановление Правительства Москвы от 10.11.2015 № 733-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП».
[7] На официальном сайте компании указано, что «цена может корректироваться при сильном колебании курса евро».
[8] EMTG – «Exhibition Management Technology Group», занимается выставочной, брокерской, консультационной, издательской и обучающей деятельностью.
[9] Группа компаний «Де Марко» (ГК «Де Марко»), или пищевая производственная Компания «Де Марко», образована в 2008 г. в Санкт-Петербурге как производитель профессиональных ингредиентов для вендинга.
Источники:
2. Закон города Москвы от 17.12.2014 № 62 «О торговом сборе» (ред. от 24.06.2015).
3. Инвестиции в Москву: Факторы инвестиционного климата [Электронный ресурс] // Единый информационный инвестиционный портал г. Москвы. – Режим доступа: http://investmoscow.ru/investment/economic-indicators/investment-in-moscow-is-profitable/the-attractiveness-of-the-market/
4. Каков российский рынок вендинговых автоматов? [Электронный ресурс] // ИКС Медиа. – 2015. – 2 октября. – Режим доступа: http://www.iksmedia.ru/news/5248339-Kakov-rossijskij-rynok-vendingovyx.html
5. Кахриманова Д.Г., Магомедов Г.Д. Вендинговый бизнес и сервис услуг // Инновационная наука. – 2015. – Т. 1. – № 6. – С. 86-88.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с. – C. 454.
7. Кратко о НААТ [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация автоматизированной торговли. – Режим доступа: http://rnva.ru/
8. Молокоматы «не отбились» [Электронный ресурс] // Век Вендинга. – 2016. – 17 февраля. – Режим доступа: http://veq.ru/catalog/home-market/doc/4869/
9. Москва начинает выставлять на торги места под размещение вендинга [Электронный ресурс] // Департамент города Москвы по конкурентной политике. – 2015. – 23 декабря. – Режим доступа: http://tender.mos.ru/presscenter/news/detail/2399423.html
10. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. «Торговля. Термины и определения», утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.
11. Обзор рынка вендинга РФ в 2015 и будущее в 2016 году [Электронный ресурс] // Век Вендинга. – 2016. – 3 февраля. – Режим доступа: http://veq.ru/catalog/analitika-market/doc/4851/
12. Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году: Мониторинг. – М.: Минэкономразвития России, 2016. – 206с.
13. Отчет по европейскому рынку [Электронный ресурс] // Национальная ассоциация автоматизированной торговли. – 2015. – 22 октября. – Режим доступа: http://www.rnva.ru/news/news_naat/?id=151
14. Постановление Правительства Москвы от 10.11.2015 № 733-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП».
15. Рудецкая А.В. Услуги вендинга в современной розничной торговле: Автореф. дис. ... к.э.н.: 08.00.05. – Хабаровск, 2012. – 21с.
16. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2014-2016 годы и период до 2020 года, утв. Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 № 2733.
17. 30 компаний примут участие в торгах [Электронный ресурс] // Век Вендинга. – 2016. – 12 февраля. – Режим доступа: http://veq.ru/catalog/home-market/doc/4864/
18. Трясцин М.М., Кузнецов В.И. Инновационные методы сбыта продукции как пути повышения эффективности деятельности фермерских хозяйств // Научно-практический журнал Пермский аграрный вестник. – 2014. – № 2. – С. 70-77. – С. 70.
19. Telling the Good Story of Coffee Service and Vending [Electronic resource] // European Vending Association. – 2015. – Mode of access: http://www.vending-europe.eu/eva/an-introduction-to-vending-and-office-coffee-sevice-2015.pdf
Страница обновлена: 28.10.2024 в 13:03:37