Роль индустрии туризма в экономике региона
Арсланова Г.Х.1
1 Казанский государственный институт культуры
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 8 (Апрель 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Арсланова Г.Х. Роль индустрии туризма в экономике региона // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 8. – С. 1061–1070. – doi: 10.18334/rp.17.8.35121.
Аннотация:
Рассмотрен туристско-рекреационный потенциал России, который позволяет развивать практически все виды туризма, что способствует также развитию внутреннего туризма. Проведен анализ таких нормативных документов, как Государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ» (2011-2018 годы), и были предложены результаты показателей социально-экономической эффективности развития индустрии туризма и гостеприимства. Отличительной чертой данного исследования является его направленность на обеспечение качества услуг, конкурентоспособности предприятий туриндустрии. Данное исследование будет интересно профессионалам индустрии туризма, широкому кругу читателей.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, импортозамещение, эффект мультипликации
Введение
На сегодняшний день туризм является сферой социально-экономического комплекса, которая во многих странах превратилась в бурно развивающуюся индустрию. И значение туризма в мире постоянно увеличивается. Особенность современного этапа развития туризма состоит в изменении его организационных форм и проникновении в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных и других компаний.
Туристская индустрия начинает значительно укреплять свои позиции не только на российском и зарубежном рынках, что сказывается на развитии страны и регионов, влияя на структуру экономики в целом. Туризм позволяет развивать местную инфраструктуру, создавать дополнительные рабочие места, оказывать стимулирующее воздействие на обслуживающие отрасли. Следовательно, можно говорить о воздействиях туризма на экономику страны (региона), как прямых, так и косвенных.
Прямое воздействие является результатом расходов туристов на покупку товаров и услуг, обеспечивая пополнение бюджета за счет налогов, сборов и других платежей предприятий туристской индустрии, тем самым повышает доход страны (региона).
Доходы от туризма образуются в результате туристских расходов, таких как, например, комплексные поездки, пакеты услуг на отдых и туры, размещения, питания, транспорта и т.д., которые определяются как общая сумма потребительских расходов, производимых посетителем в ходе его поездки и пребывания в месте назначения. Деньги, которые туристы тратят в месте пребывания, создают доходы в целом для страны. Каждый рубль, зарабатываемый на первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета предприятия. Таким образом, если третьи лица будут выступать в роли поставщика для туристского предприятия, то в результате первичных доходов возникают новые доходы. И в этом случае доход получается с приращением. Данный процесс проявляется в эффекте повторения затрат туристов, что сказывается на экономику страны (региона) как косвенного воздействия. Такое явление будет определяться эффектом мультипликации, получаемым от одного туриста, превышающим сумму, израсходованную им в месте пребывания на покупку услуг и товаров.
Деньги туристов начинают полностью работать на экономику страны, когда туристское предприятие покупает местные товары. Что дает использовать часть доходов, полученных из выручки от продажи туристических услуг и товаров, на выплаты заработной платы работникам, создание фонда накопления и направляется на налоги. Таким образом, увеличение дохода и управление производством туристского продукта усиливает мультипликацию туристского расхода. Но чем больше товаров импортируется из других регионов, тем эффект мультипликации меньше.
Сочетание прямого и косвенного воздействия проявляется через влияние туризма на платежный баланс, которое выражается в виде разницы между расходами иностранных туристов в стране и расходами резидентов этой же страны за рубежом, учитывая занятость населения и региональное развитие.
Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Республика Татарстан показывает положительную тенденцию по основным показателям развития туризма. Ежегодный прирост туристского потока в среднем составляет 12,1%, что видно из рисунка 1 [1].
Рисунок 1. Динамика общего турпотока в Республики Татарстан
за 2005-2015гг, тыс. чел.
Источник: Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
На туристов из стран дальнего зарубежья и СНГ приходится 10% общего турпотока [2]. Основной поток туристов и экскурсантов идет из ближайших регионов России, а также из Москвы, но увеличивается и поток иностранцев. Основными категориями являются экскурсанты, прибывающие на автобусах и теплоходах, а также деловые туристы.
Рассмотрев существующее состояние развития сферы туризма, можно сделать вывод, что ресурсные возможности РТ позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры увеличить прием иностранных туристов в несколько раз. Туристская инфраструктура региона характеризуется динамичным развитием.
Туристский поток из Казани осуществляется регулярными рейсами 14 авиакомпаний в 25 городов России, в 9 городов стран СНГ, 5 городов дальнего зарубежья, Казанским отделением Горьковской железной дороги и достаточным количеством автотранспортных предприятий. Рассмотрим динамику количества пассажиропотока аэропорта «Казань» и обслуживания круизных туристов в порту города Казани на рисунке 3 [3].
Рисунок 2. Ежегодный туристский поток в регионах России
Источник: Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
Рисунок 3. Количество обслуженных туристов в речном порту и пассажиров аэропорта г. Казани
Источник: Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму
Этому способствовали на наш взгляд, признание туристской отрасли приоритетным направлением развития экономики, совершенствование туристской инфраструктуры, улучшение инвестиционного климата в сфере туризма, увеличение количества коллективных средств размещения, обеспечение услугами лечебно-оздоровительного, делового и профессионального характера, что видно из данных таблицы.
Как уже было отмечено выше, основным показателем, характеризующим экономический эффект от индустрии туризма, является объем оказанных услуг в денежном выражении. Согласно данным рисунка 4, в Республике Татарстан наблюдается заметный рост объема платных туристских услуг. Так, за 2005-2015 годы объем платных услуг населению возрос в 3,8 раза, объем туристских услуг возрос в 6,3 раза.
Анализ результатов деятельности туриндустрии Республики Татарстан показали, что объем налоговых отчислений в бюджеты всех уровней Республики Татарстан от услуг в сфере туризма с использованием прямого и мультипликативного эффекта, а также доли сферы туризма в валовом региональном продукте с учетом смежных отраслей, составил в 2015 году [1]:
590,0 млн руб – прямой эффект (туристские, санаторно-оздоровительные, гостиничные);
4382,9 млн руб – мультипликативный эффект (туристские, санаторно-оздоровительные, гостиничные);
6997,8 млн руб – мультипликативный эффект (включая смежные отрасли).
Ежегодный рост объема оказанных услуг в индустрии туризма, безусловно, показывает положительный результат, однако в валовом региональном продукте его доля пока еще составляет всего 1,4%.
Положительная тенденция сказывается на развитии внутреннего туризма России в связи с возросшими геополитическими рисками, обострением международной обстановки, введением против России санкционного режима и внутренних ограничений. Нельзя не отметить и тот факт, что с активизацией координирующей работы органов государственной власти, муниципалитетов и предприятий индустрии туризма наблюдается серьезный провал в секторе выездного туризма.
Таблица
Динамика численности лиц в разрезе целевых групп, тыс. чел.
* данные за 9 месяцев 2015 года
Источник: Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год [3].
Рисунок 4. Объем реализации услуг в сфере туризма
Источник: Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2015 год [3].
Так, только за 2014-2015 годы зарубежные курорты не дополучили, по нашим оценкам, более 10 млрд долларов. За счет уменьшения граждан РФ, выезжающих в зарубежные страны, последние недополучили 580 млрд рублей. Мы считаем, что этот объем выпадающих туристских услуг подлежит импортозамещению. В сложившихся макроэкономических и геополитических условиях предприятия индустрии туризма должны стремиться удовлетворить спрос потенциальных российских туристов в пределах РФ, обеспечивая тем самым условия для развития внутреннего туризма. В этом случае импортозамещение в туризме рассматривается как ориентация субъектов межотраслевой индустрии туризма на развитие внутреннего туризма, донесения информации до потенциальных потребителях туристских услуг и поддержка компаний, работающих на внутреннем рынке туризма. Свою роль играет и инфраструктурная доступность региона для туриста [4, с.5].
По экспертным оценкам, рост на 9,5 млн дополнительных внутренних туристов дали российским субъектам туристической индустрии увеличение выручки от туризма в 2014 году на 458 млрд руб., этот объем в 3,3 раза больше, чем предусмотрено государственным финансированием ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011-2018 годы) [5], и на 1,8 раза меньше бюджетных ассигнований на реализацию 7-летней Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [6].
Дальнейшими шагами государства в индустрии туризма, на наш взгляд, должны стать разработки таких правовых и макроэкономических условий для субъектов сферы туризма, которые позволили бы инвестировать средства, полученные от импортозамещения, на дальнейшее развитие отрасли. Как мы видим, эти объемы весьма внушительны.
Выход на уровень устойчивого развития в сфере туризма, на наш взгляд, связан рядом условий, таких как [7, с. 944]:
1. создание благоприятной предпринимательской среды. Государство должно стремиться разрабатывать стратегию развития территории с выделением конкурентных преимуществ с учетом предпринимательских инициатив, учитывая предпринимательскую инфраструктуру, снабжать необходимой информацией, оказывать консалтинговые услуги, обеспечивать подготовку высококвалифицированных туристских кадров. И нельзя забывать также о формирование культуры сотрудничества;
2. конкурентоспособность турпродукта или направления деятельности. Формирование спроса со стороны потребителей позволило бы определить ассортимент турпродукта, качество и соответствующую цену;
3. разработка, совершенствование сертификации и маркировки турпродуктов, туристических услуг для применения в различных направлениях туристской деятельности. Для устойчивого развития туризма также необходимы разработки системы сертификации для предприятий, лицензирование туроператорской и турагентской деятельности, обязательное наличие профильного образования и стаж работы специалистов в данной отрасли. Это оказало бы благоприятное воздействие на повышение уровня работников туриндустрии, соответствующей культурной атмосферы, наличие позитивного имиджа;
4. одним из факторов мотивации, побуждающей туриста к путешествию, является создание необходимого имиджа предприятия и страны. Здесь должны учитываться такие туристские потребности, как развитость туристской инфраструктуры страны, природные и психологические факторы, уровень сервиса, безопасность, гостеприимство и т.д. По определению ЮНВТО, имидж страны складывается из совокупности эмоциональных и рациональных представлений людей, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа;
5. создание брэндинга и продвижения торговой марки. Не менее важно использовать маркетинг привлекательности. Политика продвижения брэнда основывается на усиленном воздействии на определенные сегменты рынка торгового знака марки, рекламной аргументации, мероприятий и материалов стимулирования сбыта, оформления мест продажи услуг, а также в сфере рекламной деятельности, которые выделяют данную услугу среди конкурентов, создают ее образ, подчеркивают позицию и индивидуальность.
В этом случае устойчивое развитие туризма помогает ориентироваться на долгосрочный период, при котором достигается баланс всеми заинтересованных сторон (туристы, местное население) в реализации целей развития и использования туристских ресерсов.
Анализ мировых тенденций развития туризма свидетельствует о целесообразности формирования туристских потоков, связанных не только с природными, культурно-историческими характеристиками региона, но и с созданием новых туристских продуктов, направлений для привлечения туристов разной активности и доходности [8, с. 44].
Заключение
Как показали многочисленные исследования [9-14], государство, воспринимая туристическую отрасль как одно из приоритетных направлений экономической политики, должно способствовать развитию деятельности в сфере туризма и формированию благоприятных условия для ее устойчивого функционирования, стимулируя и поддерживая стратегические направления, содействуя формированию образа России как привлекательной для туризма страны и обеспечивая продвижение отечественных турпродуктов на международном уровне, а также оказывать непосредственную защиту и поддержку российских туристов, турагентов и туроператоров.
Источники:
2. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние индустрии туризма на социально-экономическое развитие региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 3. – С. 89-92.
3. Итоги работы Государственного комитета Республики Татарстан по туризму за 2014 год [Электронный ресурс] // Государственный комитет Республики Татарстан по туризму. – 2014. – Режим доступа: http://tourism.tatarstan.ru
4. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Влияние импортозамещения в индустрии туризма на социально-экономическое развитие отрасли туризма и гостеприимства // Международный научно-исследовательский журнал. – 2015. – № 4-2. – С. 5-8.
5. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации» (2011–2018 годы)», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2011 № 644.
6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р.
7. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Проблемы развития предпринимательской деятельности в индустрии туризма и гостеприимства // Экономика и предпринимательство. – 2015. – № 5-2. – С. 942-944.
8. Арсланова Г.Х., Хисматуллин М.М. Роль государства в развитии индустрии туризма и гостеприимства // Проблемы экономики, организации и управления в России и мире: Сборник материалов конференции. – Прага: World press s.r.o., 2015. – 263 с. – С. 18-18.
9. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.
10. Хафизов Д.Ф., Хисматуллин М.М. Организация предпринимательства в социально культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. – Казань: Бриг, 2015. – 256 с.
11. Вашуров М.В., Хисматуллин М.М. Городской и сельский туризм в аспекте дестинационного развития туристско-рекреационного потенциала Республики Татарстан // Вестник Казанского государственного аграрного университета. – 2014. – Т. 9. – № 2. – С. 5-10.
12. Арсланова Г.Х. Влияние импортозамещения на развитие индустрии туризма в Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 12. – С. 39-43.
13. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Стратегия развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. – 2014. – № 1. – С. 90-94.
14. Гарифуллина Р.С., Хисматуллин М.М. Безопасность жизнедеятельности российских туристов: проблемы и перспективы // Вестник НЦБЖД. – 2014. – № 1. – С. 19-21.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:23:40