Региональная энергетическая политика: основные виды и направления

Костинбой А.С.1
1 Псковский государственный университет, г. Псков

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 6 (Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы методологии формирования региональной энергетической политики. Целью данной политики является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Анализ региональной практики позволил выявить основные виды региональной энергетической политики: развития экономики, повышения энергоэффективности и обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива. Для политики каждого вида определены цели и направления реализации. Данная работа будет полезна исследователям в области региональной экономической политики.

Ключевые слова: кластеры, региональная энергетическая политика, повышение энергоэффективности, местные возобновляемые виды топлива, инвестиционные площадки



Введение

Энергетическая политика является актуальной не только для регионов, специализирующихся на топливной промышленности, но и для ненефтегазовых регионов, т.е. регионов с незначительным удельным весом топливной промышленности. Целью региональной энергетической политики является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения. Достижение данной цели требует повышения уровня разработанности энергетической политики, важнейшими элементами которой являются основные виды и направления.

Виды энергетической политики на федеральном уровне

На первом этапе рассмотрим виды энергетической политики, реализуемые на федеральном уровне. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года представлены следующие виды энергетической политики. Глобальная энергетическая политика имеет целью достижение мирового лидерства в энергетическом секторе. Следующий вид энергетической политики – это политика повышения энергоэффективности. Общий потенциал энергосбережения в РФ оценивается в 350 млн тонн условного топлива. Вопросы энергоэффективности российской экономики представлены в работах [3, 8]. Авторы делают вывод, что по данному показателю экономика РФ опережает такие страны, как Китай, Болгария, Беларусь и др. Однако сохраняется значительное отставание от стран-лидеров по энергоэффективности экономики: Швейцарии, Ирландии, Дании, Латвии и Великобритании. В целях устранения энергетических барьеров социально-экономического развития РФ и использования потенциала энергосбережения планируется снизить энергоемкость ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года.

По данным Всемирного банка, повышение энергоэффективности – наименее затратный для правительств вариант улучшения энергообеспеченности своих стран [9]. Повышение энергоэффективности как одна из приоритетных задач модернизации экономики страны рассматривается в работе С.В. Кузнецова [4]. Для ее решения необходимы разработки новых видов топлива, наращивание добычи полезных ископаемых и стремление к лидерству во внедрении инноваций – как в традиционной, так и альтернативной энергетике.

На федеральном уровне также представлена энергетическая политика развития экономики. Целью политики данного вида является использование потенциала энергетики в качестве драйвера социально-экономического развития государства.

Следующий вид энергетической политикиэто политика развития возобновляемых источников энергии. Целью политики этого вида является стимулирование использования предприятиями всех отраслей экономики возобновляемых источников энергии, а также энергоэффективных технологий. Использование возобновляемых источников энергии является наиболее динамичным направлением развития мировой энергетики, что подтверждается непрерывным ростом инвестиций в данный сектор. В 2011 году инвестиции в развитие ВИЭ составили 279 млрд долларов США [7].

Виды энергетической политики на макрорегиональном уровне

Рассмотрим далее виды энергетической политики, реализуемые на макрорегиональном уровне. В Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года представлены те же виды политики, что и на федеральном уровне, за исключением глобальной энергетической политики. Кроме этого, на макрорегиональном уровне представлена политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных ресурсов.

Данный вид энергетической политики имеет тесную связь с политикой развития возобновляемых источников энергии. В дальнейшем будем называть данный вид энергетической политики – «политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива».

В рамках данного вида энергетической политики осуществляется стимулирование использования древесных отходов для получения тепловой и электрической энергии для собственных нужд предприятий, а также для коммунальных служб населенных пунктов. Перспективным также является производство топливных гранул, предназначенных как для региональных потребителей, так и для экспорта.

Виды и направления региональной энергетической политики

Рассмотрим далее виды энергетической политики, используемые субъектами Федерации. Анализ практики проведения энергетической политики в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях, а также в республике Карелия, позволил выявить основные виды и направления региональной энергетической политики (табл. 1).

Одним из направлений энергетической политики развития экономики является модернизация энергетической инфраструктуры. Это направление представлено во всех регионах СЗФО. Обусловлена данная ситуация как большим удельным весом основных фондов отрасли, так и высоким уровнем их износа (табл. 2).

В среднем по регионам СЗФО удельный вес отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» на конец 2014 года составил 10,2%, а степень износа - 44,2%. В отдельных регионах степень износа превышает 50%. Данная ситуация обуславливает актуальность задачи модернизации отрасли. Развитие энергетической инфраструктуры в регионах также связано с инженерным оборудованием инвестиционных площадок в муниципальных образованиях, которые рассматриваются в качестве эффективного инструмента региональной инвестиционной политики. Наличие инженерного оборудования является для инвесторов одним из самых важных факторов при принятии решения о реализации инвестиционных проектов по созданию новых производств. Так, в Псковской области каждый из 24 муниципальных районов имеет две-три инвестиционные площадки [6]. Основным приоритетом в регионе является развитие энергетической инфраструктуры двух важнейших инвестиционных площадок регионального значения:

1. Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Моглино» (создана на территории Псковского района в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 года, № 729). На развитие инфраструктуры ОЭЗ «Моглино» выделено 3,2 млрд руб. бюджетных инвестиций [10].

2. Индустриальный парк «Ступниково», г. Псков. Специализация: предприятия машиностроения, электроники и электротехники; предприятия пищевой промышленности; предприятия фармацевтической промышленности; предприятия транспортно-логистического комплекса.

Таблица 1

Виды и направления энергетической политики

Вид энергетической политики
Направления реализации политики
Политика развития экономики
– модернизация энергетической инфраструктуры и формирование основ для устойчивого развития муниципальных районов;
– реализация мероприятий по газификации
Политика повышения энергоэффективности
– модернизация объектов топливно-энергетического комплекса;
– использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа;
– оптимизация системы расселения и энергетической инфраструктуры
Политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива
– перевод котельных на местные виды топлива;
– поддержка развития предприятий производителей местных видов топлива;
– увеличение доли местных видов топлива в энергетическом балансе на основе развития лесопромышленного комплекса;
– модернизация коммунальной энергетики;
– формирования кластера, включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения, потребления местных видов топлива, а также производство оборудования
Источник: составлено автором

Таблица 2

Основные фонды отрасли «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» (на конец 2014 года, %)


Для основных фондов
Степень износа основных фондов
Российская Федерация
7,8
39,6
СЗФО
10,2
44,2
Республика Карелия
11,8
44,0
Республика Коми
3,9
31,8
Архангельская область
2,2
49,1
Вологодская область
8,5
43,8
Калининградская область
10,5
33,9
Ленинградская область
14,9
52,3
Мурманская область
9,0
48,0
Новгородская область
11,3
45,3
Псковская область
7,3
42,0
г. Санкт-Петербург
14,1
41,9
Источник: [11]

Приоритетным направлением реализации энергетической политики развития экономики является также газификация регионов. Газификация позволяет кардинально улучшить качество жизни населения, особенно в сельской местности и малых городах, а также существенно увеличить инвестиционную привлекательность территории. Кроме этого, газ заметно выигрывает по эффективности у иных видов топлива. Энергетическая политика развития экономики по направлению «реализация мероприятий по газификации» имеет экономические и социальные цели.

Экономические цели:

– повышение конкурентоспособности экономики, создание условий для развития экономики с учетом энергетической и экологической безопасности;

– развитие газораспределительной сети области.

Социальные цели:

– повышение уровня коммунального обустройства муниципальных образований области за счет создания условий для газификации домовладений и котельных;

– улучшение социально-экономических условий жизни населения;

– сокращение финансовой нагрузки на население за счет снижения локальных тарифов на тепловую энергию.

Следующий вид региональной энергетической политики – это политика повышения энергоэффективности. Целью данной политики является формирование эффективной системы, стимулирующей энергосбережение и повышение энергетической эффективности, обеспечивающей снижение энергоемкости валового регионального продукта при сохранении качественного и надежного энергоснабжения потребителей. В региональных документах, так же как и в федеральных, определено снижение энергоемкости ВРП к 2020 году на 40% на основе создания организационных, экономических, научно-технических и других условий, обеспечивающих высокоэффективное использование энергоресурсов.

К числу важнейших направлений повышения энергетической эффективности относятся модернизация объектов топливно-энергетического комплекса и газификация котельных районов. Следует отметить, что повышение энергоэффективности является актуальным как для энергетической отрасли, так и для экономики в целом (табл. 3). Анализ показывает, что за достаточно длительный период (2005-2013 годы) энергоэффективность производства электрической и тепловой энергии практически не изменилась.

Таблица 3

Удельный расход условного топлива на электростанциях общего пользования

Показатель
2005
2013
на один отпущенный киловатт-час электроэнергии, г.
333
324
на одну отпущенную гигакалорию теплоэнергии, кг.
145
147
Источник: [12]

Следующее направление региональной энергетической политики повышения энергоэффективности – это использование в качестве основного топлива для объектов теплоэнергетики природного газа. Мы уже рассмотрели реализацию мероприятий по газификации с точки зрения развития экономики. При этом надо учитывать, что при переводе мазутных и угольных котельных к работе на газе коэффициент их полезного действия увеличивается на 25-40%, что обеспечивает существенное повышение энергоэффективности экономики региона.

При этом уровень газификации в регионах СЗФО существенно различается. Так, в Ленинградской области показатель равен 65,2%, а в республике Карелия лишь 5,2% (в среднем по России этот показатель составляет 65,4%). При анализе уровня газификации необходимо учитывать, что достаточно высокие показатели обеспечиваются в основном за счет городов. Так, в Псковской области показатель газификации составляет 50,6%, в том числе в городах и поселках городского типа 71,16%, а в сельской местности лишь 12,9%.

Существенные резервы повышения эффективности имеются в электроэнергетике регионов. Электроэнергетическая инфраструктура в регионах формировалась в основном в период плановой экономики. За время рыночных реформ произошли существенные структурные изменения в экономике регионов, существенно снизился удельный вес промышленности и сельского хозяйства [5]. Кроме этого, уменьшилась как доля, так и численность сельского населения. Так, в СЗФО за период 1990-2014 гг. численность сельского населения снизилась с 2710 тыс. до 2201 тыс. человек.

Несоответствие энергетической инфраструктуры структуре экономики и системе расселения приводит как к дополнительным эксплуатационным затратам, так и к существенным дополнительным потерям. Так, инфраструктурная сеть Псковской области, в том числе и электросетевое хозяйство, создавалась под дисперсную систему расселения, которая в настоящее время является одной из основных проблем развития региона.

Площадь Псковской области составляет 55,3 тыс. кв. км, область включает 24 муниципальных района и 2 городских округа. В регионе насчитывается 8379 населенных пунктов, 28 из которых – это города и поселки городского типа. Важной особенностью региона является большой удельный вес населенных пунктов без постоянно проживающего населения (рис. 1).

Рисунок 1. Структура сельских населенных пунктов в Псковской области по числу жителей

Источник: составлено автором

Как видно из рисунка 1, удельный вес населенных пунктов без постоянного проживания составляет 23% (1919 пунктов), при этом примерно в половине (47%) всех сельских населенных пунктов проживает до 10 чел., таким образом, эти два типа поселений составляют 70% общего числа сельских населенных пунктов. На оставшиеся 30% приходятся населенные пункты с числом жителей от 10 до 100 чел. (25%) и более 100 чел. (5%).

Для сравнения, в соседней Новгородской области, имеющей примерно такую же площадь территории (54,5 тыс. кв. км), насчитывается 10 городов, 11 поселков городского типа и 3728 сельских населенных пунктов. При этом число сельских населенных пунктов без постоянного населения составляет 695, а количество мелких населенных пунктов с числом жителей 10 и менее человек – 1542 (рис. 2).

Рисунок 2. Число мелких населенных пунктов в Псковской и Новгородской областях

Источник: составлено автором

Дисперсная система расселения Псковской области обуславливает необходимость содержания большого по протяженности электросетевого хозяйства региона. По этой причине ежегодные потери электроэнергии составляют в среднем около 14%, что выше среднероссийского показателя, равного 12%. В связи с этим одним из важных направлений повышения эффективности энергетики региона является оптимизация системы расселения. Данная задача сформулирована в Стратегии социально-экономического развития Псковской области до 2020 года. Ее решение планируется осуществить за счет развития сети опорных сельских населенных пунктов.

Большое внимание анализируемые регионы уделяют политике обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива. Целью этой политики является содействие развитию эффективной энергетики на территории региона с целью увеличения доли местных источников топлива в общем энергобалансе. Следует отметить, что в регионе СЗФО имеется достаточное количество местных возобновляемых видов топлива, прежде всего торфа и неделовой древесины. Так, запасы торфа в Новгородской области оцениваются в 1,8 млрд т.

В рамках региональной целевой программы «Повышение эффективности использования местных топливно-энергетических ресурсов» планировалось увеличить производство топливного торфа до 30 тыс. т и довести долю использования местных видов топлива в общем балансе потребления топливно-энергетических ресурсов области для обеспечения теплоснабжения до 5-6%.

Исследование политики повышения энергоэффективности в рамках реализации региональных программ энергосбережения регионов северо-западного федерального округа РФ выполнено в работе [2]. Проведенный авторами анализ региональных документов выявил широкий диапазон целевых показателей доли использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, в Архангельской области к 2020 году планируется довести долю потребления ВЭС до 30,59%, в то время как в Калининградской области лишь до 1,83%. В настоящее время ВИЭ без учета гидростанций используются в незначительных объемах. Согласно данным Госкомстата по РФ, в целом показатель равен 0,14%, а по СЗФО – 0,15%. При этом потенциал использования возобновляемых источников энергии в СЗФО составляет 12%.

Плюсы и минусы использования ВИЭ рассмотрены в статье Е.И. Алехановой [1]. Автор справедливо отмечает, что развитие возобновляемой энергетики в европейских странах во многом обусловлено тем обстоятельством, что Европа – дефицитный по углеводородам регион. В то же время Россия – крупнейший в мире производитель нефтегазового сырья. В этих условиях энергетика, основанная на ВИЭ, в большинстве случаев не выдерживает конкуренции с традиционными источниками энергии по экономическим показателям, что увеличивает стоимость вырабатываемой энергии и снижает инвестиционную привлекательность объектов альтернативной энергетики. В то же время повышение устойчивости развития экономики региона обуславливает необходимость снижения ее зависимости от роста цен на энергоресурсы и транспортных тарифов.

Одним из направлений решения данной проблемы является развитие коммунальной энергетики, основанной на местных возобновляемых источниках энергии. В качестве эффективного направления повышения конкурентоспособности местных видов топлива следует рассматривать формирование кластеров, в рамках которых обеспечивается производство, транспортировка и использование местных видов топлива. Кроме этого, перспективным является использование машиностроительной базы регионов для производства оборудования для входящих в кластер предприятий.

Так, в республике Карелия осуществляется формирование лесного кластера, который, наряду с предприятиями энергетики, включает предприятия следующих отраслей: лесозаготовительная, деревообрабатывающая, мебельная, целлюлозно-бумажная, машиностроение, транспорт, финансы и кредит, бизнес-консалтинг, страхование, информационные услуги, химическая промышленность, строительство, полиграфия, а также научные организации.

В Псковской области повышение конкурентоспособности местных видов топлива планируется осуществить за счет формирования нового высокотехнологичного кластера, включающего в себя добычу, переработку, систему транспортировки и хранения, потребления местных видов топлива, а также производство котельного оборудования.

Заключение

1. В регионах проводятся следующие виды региональной энергетической политики: политика развития экономики, политика повышения энергоэффективности и политика обеспечения энергетической безопасности региона за счет местных возобновляемых видов топлива.

2. У ряда регионов есть свои особые виды энергетической политики. Так, у Ленинградской области можно выделить политику развития отрасли специализации, а Новгородская область выделяет политику снижения антропогенного воздействия энергетики.


Источники:

1. Алеханова Е. И.  Роль энергетики в развитии «зеленой» экономики республики Карелия // Труды Карельского научного центра Российской академии наук. – 2015. – № 3. – С. 143-152.
2. Erastov A.E., Makarov V.M., Novikova O.V. Reach the target use of renewable energy as a factor of improving energy efficiency regional economy // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2015. – № 5. – С. 31-42.
3. Климова Г.Н., Литвак В.В. Универсальный показатель энергетической эффективности // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11-5. – С. 1190-1194.
4. Кузнецов С.В. Комплекс «наука–образование–инновации» в пространственном развитии макрорегиона (на примере Северо-Запада России) // Инновации. – 2012. – № 6. – С. 63-67.
5. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Межрегиональные кластеры как инструмент экономического развития территорий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. – 2016. – № 1. – С. 47-57.
6. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Формирование инвестиционной стратегии на муниципальном уровне // Псковский регионологический журнал. – 2014. – № 19. – С. 16-30.
7. Фортов В.Е., Попель О.С. Энергетика в современном мире. – Долгопрудный: ИД «Интеллект», 2011. – 168 с.
8. Хабибрахманов Р.Р., Рыжкова Л.В. Факторы, определяющие энергоемкость отечественной экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2012. – № 12. – С. 112.
9. Энергетика [Электронный ресурс] // World Bank. – 2013. – 5 июня. – Режим доступа: www.worldbank.org/ru/region/eca/brief/energy
10. Особая экономическая зона «Моглино» [Электронный ресурс] // Сайт ОЭЗ «Моглино». – Режим доступа: http://www.moglino.com/#!about
11. Регионы России. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2015. – 1266 с.
12. Промышленность России: Статистический сборник. – М.: Росстат, 2014. – 326 c.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 07:07:31