Сравнительное исследование уровня развития оценочной деятельности в России и за рубежом
Касьяненко Т.Г.1, Бакалова К.А.1, Сергеева Д.П.1
1 Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 5 (Март 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Касьяненко Т.Г., Бакалова К.А., Сергеева Д.П. Сравнительное исследование уровня развития оценочной деятельности в России и за рубежом // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 5. – С. 645–660. – doi: 10.18334/rp.17.5.35032.
Аннотация:
На основе изучения различных источников, описывающих особенности формирования и развития оценочной деятельности (ОД) в России и за рубежом на примере исследования 23 стран, посредством введения ряда критериев, авторами показано, что по уровню развития оценки собственности все страны могут быть разделены на группы, причем в мировых лидерах оказываются США. Россия, где оценка собственности развивается немногим более двух десятков лет, занимает достойное место среди стран Европы с развитой рыночной экономики.
Материалы исследования могут быть интересны тем, кто занимается изучением организации оценочной деятельности в Российской Федерации и зарубежных странах, студентам, обучающимся профессии оценщика, специалистам в области оценки и преподавателям оценочных дисциплин.
Ключевые слова: оценочная деятельность, оценка собственности, уровень развития ОД, критерии сравнения, стандарты оценки
Введение
Формирование оценочной деятельности (ОД) в странах с рыночной экономикой происходило одновременно с развитием института частной собственности, рынок которой предполагает свободное обращение имущества, что, в свою очередь, повлекло за собой потребность в объективной и адекватной его оценке. Таким образом, помимо страхования, брокерских и финансовых услуг образовался новый институт - независимая оценка собственности, который начал функционировать в России в 90-ые годы ХХ века. Оценка востребована при проведении процедур приватизации и банкротства предприятий, конкурсов, аукционов, заключении договоров аренды, доверительного управления, залога, ипотеки и других операций. Таким образом, ОД стала одним из важнейших элементов инфраструктуры общественных отношений и самостоятельным профессиональным видом деятельности в условиях рыночной экономики.
Оценочная деятельность [1] является одним из аспектов многогранного понятия «оценка», означающего также и процесс профессионального стоимостного оценивания, реализуемого оценщиком, и прикладную экономическую науку (и, соответственно, научную дисциплину) со своей методологией, терминологией, принципами исследования, и профессиональное мнение (суждение) оценщика относительно стоимости того или иного конкретного объекта оценки [2].
Становление и развитие оценки как специального вида деятельности представляет собой составную часть общего процесса реформирования экономики и создания правового демократического государства. Этот процесс включает в себя целый комплекс мер по обеспечению равных прав всем членам общества, в том числе и имущественные права. Оценка необходима как органам государственной власти, например, для целей налогообложения, так и физическим и юридическим лицам, для обеспечения нужд оборота гражданских прав, связанных с различным имуществом. Соответственно, задачей правового государства является создание гарантий защиты этих прав и обеспечение условий для справедливой их оценки, а значит, исследование особенностей регулирования оценочной деятельности является актуальным [3].
Формирование и развитие оценки собственности возможно только в условиях рыночных отношений при четком определении роли и места государства в вопросах регулирования этого вида предпринимательской деятельности через создание системы правового регулирования. Однако степень вмешательства государства в эти процессы различна для стран с развитой рыночной экономикой или развивающихся.
Таким образом, объектом настоящего исследования является оценочная деятельность, а его предметом – особенности регулирования оценочной деятельности в различных странах мира с разным уровнем развития рыночности в экономике.
Механизмы и формы регулирования оценочной деятельности
Процесс регулирования оценочной деятельности осуществляется применением комплекса мер и процедур, обеспечивающих соответствие услуг оценщиков определенным критериям и нацеленных на повышение их качества. Эти критерии устанавливаются при государственном регулировании - госорганами, а в случае саморегулирования - профессиональным сообществом оценщиков, но они могут вводиться ими и совместно. Регулирование осуществляется по трем направлениям:
1. формирование методических требований к процедурам оценки, которые традиционно фиксируются в стандартах оценки;
2. установление морально-этических требований к оценщику, связанных с его независимостью и традиционно находящих свое отражение в кодексах профессиональной этики;
3. разработка требований к уровню профессиональной подготовки и опыту практической работы оценщика, которые отражаются в уровне профессиональных званий через введение профессиональных рейтингов.
Обычно государственное регулирование оценочной деятельности и деятельности саморегулируемых организаций оценщиков в части надзора и нормативно-правового регулирования осуществляется органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством страны.
Разделим механизмы регулирования ОД [2] на две группы: используемые в условиях государственного регулирования ОД и применяемые в условиях саморегулирования.
Формы государственного регулирования оценочной деятельности:
1. Лицензирование, государственная аттестация, сертификация.
2. Законодательное регулирование (наличие Закона об ОД).
3. Наличие (государственного) органа регулирования (например, в России – это Экспертно-консультативный Совет по ОД (ЭКСОД) при Минэкономразвития).
4. Принятие государственных стандартов профессиональной деятельности (например, в России система Федеральных стандартов - ФСО).
5. Требования к содержанию отчета и оценочным процедурам.
Лицензирование является наиболее распространенной формой государственного регулирования профессиональной деятельности [3], касающееся представителей массовых профессий, занятых обслуживанием населения (врачи, адвокаты, нотариусы, архитекторы, брокеры по недвижимости и т.д.). Все требования, связанные с получением лицензии (экзаменационные процедуры, стандарты и пр.), в основном разрабатываются и контролируются профессиональными организациями оценщиков. Это обычно происходит на том уровне развития ОД, когда, получив развитие в условиях свободной конкуренции и имея в своей основе развитую и доступную систему образования, профессия становится массовой.
Однако оценка не считается массовой профессией и расценивается скорее как элитарная, поскольку к услугам оценщиков прибегают в основном не простые граждане, а профессионалы рынка, то есть брокеры, работающие с недвижимостью, банковские служащие, страховые агенты и др. Возможно, поэтому в ряде стран с развитой рыночной экономикой ОД не регламентируется непосредственно государством. Однако при этом в некоторых странах, таких как Италия, Испания, Япония, государство регламентирует ОД посредством введения лицензирования. Это касается и США: когда американские кредитно-сберегательные операторы рынка несколько лет назад понесли значительные финансовые потери на сделках с недвижимостью, было введено лицензирование оценщиков недвижимости.
Саморегулирование оценочной деятельности предполагает наличие:
1. профессиональных стандартов, утверждаемых профессионалами оценки (например, в России - Национальным Советом по оценочной деятельности - НСОД);
2. профессиональных организаций (СРО) (например, в России их насчитывается 14, среди которых самые известные – РОО, СМАО, РКО, АРМО и др., членство в которых обязательно), Устава и Кодекса этики;
3. квалификационных требований, определяемых профессиональными организациями;
4. требований к содержанию отчета и оценочным процедурам;
5. системы получения профессиональных знаний (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации);
6. системы профессиональных званий - профессиональных рейтингов оценщиков, отражающих значимость опыта работы [4].
В настоящее время роль профессиональных организаций оценщиков в США очень важна. Они обеспечивают и высокий уровень профессионального образования, и возможность практикующим оценщикам воздействовать на законодательство, и защиту профессиональной организацией оценщика, обвиняемого в каких-либо нарушениях (в ситуации, когда это может отразиться на профессии в целом).
В нашей стране профессия также нуждается в авторитетных саморегулируемых организациях, способных помогать своим членам, поддерживать их, осуществлять контроль за их деятельностью (путем проведения периодической экспертизы) и, что немаловажно, обеспечивать возможность участия в нормотворческой деятельности. Поэтому сегодня основная роль в развитии оценки в России отдана саморегулируемым организациям (СРО) - профессиональным объединениям оценщиков. Однако государство не полностью отказалось от регулирования рынка оценочных услуг, важных потому, что они обеспечивают сбалансированное развитие рынка в целом и единство экономического пространства. Поэтому даже в условиях саморегулирования в России нормативное правовое регулирование ОД остается в сфере государственных интересов и ответственности [5].
Разработка стандартов оценки является одной из основных форм государственного регулирования ОД. В стандартах даются определения фундаментальных понятий, относящихся к оценке имущества, и устанавливаются основные принципы осуществления оценочной деятельности. В них определяются требования и к порядку проведения оценочных процедур, и к осуществлению процесса оценки. В ряде стран стандарты ОД вошли частично или полностью (инкорпорированы) в национальные законы и нормативные акты [6].
Потребность в формулировке общих для всех оценщиков в глобальном плане принципов, идей и правил появилась еще в 60-70-х годах. Именно поэтому в 1981 году был образован Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ) [4], задачей которого стало создание международных стандартов с учетом мнений специалистов разных стран и выявление различий в формулировках или в применении Стандартов.
Сегодня во всем мире насчитывается большое количество международных стандартов оценки, и самые известные – IVSC [7], Red Book [9], USPAP (стандарты оценки США) и другие. Каждый из них применяется больше чем в одной стране. Также существует огромное количество национальных (государственных) стандартов оценки, применяемых только в одной стране, например в Аргентине. Зачастую в таких случаях речь идет о малоразвитой системе оценки в данной стране. Считается, что в тех случаях, когда законодательство страны предусматривает отступление от международных стандартов, должны разрабатываться национальные стандарты оценки как «дополнительные». Они должны отражать:
– правовое поле страны, особенности внутренней политики и принятые профессиональным сообществом принципы практической деятельности;
– национальные цели, как политические, так и общественные;
– языковые особенности и влияние различных местных обычаев.
В СРО оценщиков в рамках саморегулирования ОД действуют квалификационные требования к своим членам, и вводится соответствующая система профессиональных званий. В Великобритании это член (действительный или ассоциированный) королевского института чартерных сюрвейеров, в США - член Института оценки или аккредитованный сертифицированный оценщик Американского общества оценщиков [5]. В странах Европы в настоящее время действует еще и система сертификации качества услуг по оценке недвижимости.
Что касается повышения квалификации оценщиков, то в России [6] оно проводится не реже 1 раза в 3 года, начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего квалификацию в области оценочной деятельности. Эту форму обучения реализуют образовательные учреждения, которые прошли согласование программ высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программ переподготовки работников в области ОД в Минимуществе РФ [10].
Выбор критериев оценки степени регулирования оценочной деятельности
В соответствии с изложенным выше, составим комбинированный список критериев, свидетельствующих о наличии той или иной формы регулирования ОД в исследуемых 23 странах (табл. 1). Считаем, что чем больше элементов регулирования задействовано, тем выше уровень регулирования ОД в конкретной стране. Вот эти критерии:
1. Государственное регламентирование оценочной деятельности в форме лицензирования / саморегулирование как альтернатива.
2. Законодательное регулирование ОД – наличие Закона об ОД.
3. Наличие профессиональных государственных стандартов и положений, обязательных к исполнению.
4. Наличие органа регулирования оценочной деятельности.
5. Наличие квалификационных требований.
6. Требования к содержанию отчета и оценочным процедурам.
При этом мы посчитали, что говорить о предпочтительности государственного регулирования или саморегулирования – нецелесообразно, так как каждая страна, в зависимости от уровня развития рыночности ее экономики или решаемых внутренних задач, вправе сама выбирать форму регулирования ОД - лицензирование или саморегулирование. Успехи в развитии ОД очевидны для обеих ситуаций: и при лицензировании (например, в США), и при саморегулировании (например, в России). Ввиду этого все страны в таблице 1 разделены на 2 группы: там, где осуществляется лицензирование, – группа А, и там, где саморегулирование, – группа В.
Кроме того, заметим, что критерий наличие профессиональных организаций оценщиков (в условиях лицензирования) или СРО (в ситуации саморегулирования) – выполняется всегда, даже если ОД в стране только зарождается. Поэтому данный признак исключен из списка.
В таблице 1, кроме оговоренных критериев, представлены данные о численности населения каждой страны и длина периода развития ОД в данной конкретной стране в годах (по материалам национальных изданий).
Таблица 1
Анализ факторов влияния на уровень развития оценочной деятельности в странах мира
№
|
Критерий
Страны |
Численность населения на 2015 г., чел.
|
Опыт оценочной
деятельности
|
С
|
D
|
E
|
F
|
Сумма
баллов | |
Лет
|
Баллов
| ||||||||
Группа А –
лицензирование ОД
Средний балл – 4,9 | |||||||||
1
|
Бразилия
|
207 092 269
|
77 (?)
|
4
|
0
|
1
|
1
|
1
|
7
|
2
|
Германия
|
79 807 229
|
27
|
1
|
1
|
0
|
1
|
1
|
4
|
3
|
Италия
|
60 469 133
|
Н/д
|
0
|
0
|
1
|
1
|
1
|
3
|
4
|
Молдова
|
3 550 164
|
13
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
5
|
Польша
|
38 445 993
|
24
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
6
|
Сингапур
|
5 474 431
|
47
|
2
|
1
|
0
|
0
|
1
|
4
|
7
|
США
|
325 482 515
|
85
|
5
|
1
|
1
|
1
|
1
|
9
|
8
|
Франция
|
66 915 892
|
25
|
4
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
9
|
Чехия
|
325 482 515
|
23
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
4
|
10
|
Япония
|
126 250 911
|
50
|
2
|
0
|
1
|
0
|
1
|
4
|
Группа В –
саморегулирование в сфере ОД
Средний балл – 4,5 | |||||||||
11
|
Австралия
|
23 697 214
|
21
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
4
|
12
|
Австрия
|
8 440 610
|
23
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
4
|
13
|
Великобритания
|
64 928 713
|
154 (?)
|
5
|
0
|
1
|
1
|
1
|
8
|
14
|
Казахстан
|
17 041 018
|
24
|
1
|
1
|
1
|
1
|
0
|
4
|
15
|
Канада
|
35 784 340
|
77
|
4
|
0
|
0
|
1
|
1
|
6
|
16
|
Китай [11]
|
1 375 509 171
|
27
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
17
|
Новая Зеландия
|
4 578 800
|
30
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
18
|
Норвегия
|
5 080 081
|
Н/д
|
0
|
0
|
1
|
1
|
0
|
2
|
19
|
Россия [12]
|
146 341 091
|
22 (?)
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
20
|
Таиланд
|
68 191 577
|
29
|
1
|
Н/д
|
1
|
1
|
0
|
3
|
21
|
Украина
|
42 612 528
|
24
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
22
|
Финляндия
|
5 429 021
|
45
|
2
|
0
|
1
|
0
|
1
|
4
|
23
|
Швеция
|
9 576 925
|
Н/д
|
0
|
1
|
0
|
1
|
1
|
3
|
Источник: составлено авторами по [3], [10], [13].
Таблица 2
Сравнительное исследование уровня развития оценочной деятельности в странах мира по континентам
Примечание: Распределение баллов по длине периода существования оценочной деятельности:
1
|
20-35
|
4
|
66-80
|
2
|
36-55
|
5
|
80
и выше
|
3
|
56-65
|
|
|
Чтобы учесть эффект длительности развития ОД в стране (в баллах) [7], использована кодировка, представленная внизу под таблицей 2. Но этот фактор учтен и в таблице 1.
Остальные факторы для удобства представления в таблице 1 обозначены следующим образом:
С – имеет место законодательное регулирование (наличие Закона об ОД);
D – существуют профессиональные стандарты оценки;
E – существует орган регулирования ОД;
F – имеются квалификационные требования.
Если критерий для конкретной страны удовлетворяется, то в таблице 1 стоит 1, если нет – 0.
К сожалению, авторы не смогли найти важную информацию о числе оценщиков в каждой стране исследования на 1 тыс. населения. Также не было возможности установить число научных публикаций в сфере оценке в странах исследования, что могло бы говорить о научной активности (зрелости) профессионального сообщества.
Последняя графа «Сумма баллов» (табл. 1) позволила сформировать таблицу 2, где все страны распределены по континентам и частям света (и подсчитан их средний балл), а также таблицу 3 с делением стран на группы по количеству набранных баллов.
Результаты и выводы
1. Анализ таблиц показывает, что «впереди планеты всей» по уровню развития оценочной деятельности стоят США, где существует лицензирование оценщиков недвижимости. Там широко развита законодательная база, а регулирование ОД осуществляется государственным органом. Кроме того, помимо лицензирования, существуют достаточно жесткие требования к квалификации оценщика, что говорит о поддержании высокого уровня профессионализма в этой сфере [14]. Также одним из самых регулируемых в мире традиционно считается рынок оценочных услуг в Германии [3, 15]. Отметим, что для стран группы А средний балл составляет 4,9.
Таблица 3
Рейтинг уровня развития оценочной деятельности (в баллах)
Источник: составлено авторами на основе таблиц 1 и 2.
На рисунке представлено распределение стран по уровню развития их ОД по итогам балловой оценки, полученной в таблице 1 и сводной таблице 3.
Рисунок. Графическое представление распределения стран
по уровню развития их ОД
Источник: составлено авторами на основе таблицы 3.
2. Выявлено, что в большинстве развитых зарубежных стран в сфере оценочной деятельности применяется модель саморегулирования с минимальным вмешательством государства.
Так, в ряде стран с развитой рыночной экономикой, таких как Великобритания, Китай, Канада, Швеция, Таиланд, Норвегия отсутствует контроль со стороны государства. Здесь оценочная деятельность не урегулирована строго законом и в основном наблюдается саморегулирование с помощью профессиональных сообществ оценщиков. К странам с частичной долей вмешательства государства в регулирование оценочной деятельности относятся Италия и Япония. Модель саморегулирования получила средний балл 4,5 (табл. 1).
3. На последнем месте из списка рассмотренных стран по уровню регулирования оценочной деятельности стоят Тайланд, Италия, Швеция и Норвегия. Практически во всех этих странах существуют свои профессиональные национальные стандарты оценки, которые не являются законодательно утвержденными и носят лишь рекомендательный характер. Рынок оценочных услуг в Италии признается экспертами самым непрозрачным в Европе. Там не требуется и обязательное посещение оценщиками специальных курсов по изучению методологии оценки.
4. Для ответа на вопрос, какой вид регулирования более благоприятен для развития данной профессии, констатируем следующее. С одной стороны, саморегулирование влечет за собой понимание общих интересов для оценщиков, разработку рычагов влияния на свою деятельность, в том числе и посредством профессиональных стандартов. С другой стороны, существует опасность формирования некой «обособленной», «закрытой» системы для общества, где имеет место прикрытие каких-то противоправных действий (например, проведение заказных оценок), искусственное создание барьеров вступления в отрасль и пр. Если же говорить о сочетании государственного регулирования и саморегулирования, то такой вариант представляется наиболее плодотворным, хотя и существует опасность неизбежного смещения центра влияния (преобладание либо государственного регулирования, либо саморегулирования), то есть риск возникновения нестабильности системы оценки в целом.
5. Однако стремительное развитие ОД в России (по сравнению с большинством зарубежных стран оценочная деятельность в нашей стране начала развиваться относительно недавно) обязано, на наш взгляд, именно сочетанию элементов государственного регулирования и саморегулирования. Профессия оценщика получила большую популярность в стране, и, несомненно, такое сочетание задает хорошую основу для эффективного развития и функционирования системы оценки в целом.
[1] Термин «оценочная деятельность» в России был закреплен Федеральным законом № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» [1], который был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. Однако сама оценочная деятельность началась в начале 90-х годов.
[2] Согласно Концепции развития оценочной деятельности в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства РФ № 369-p 6 апреля 2000 г.), основными механизмами регулирования оценочной деятельности в РФ являются:
– лицензирование оценщиков;
– аттестация специалистов в области оценочной деятельности;
– система стандартов и положений оценочной деятельности;
– утверждение учебных программ по переподготовке специалистов в области оценочной деятельности;
– сертификация услуг;
– страхование гражданской ответственности оценщиков.
[3] Лицензия - специальное разрешение со стороны государства на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий с целью обеспечения определенного уровня качества обслуживания граждан, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В России лицензирование осуществлялось в ред. Федерального закона № 80-ФЗ от 02.07.2005 г. Отменено лицензирование ОД в 2007 г. с принятием Федерального закона № 157-ФЗ.
[4] В 1985 году была опубликована первая редакция Международных стандартов оценки (МСО), далее в 1994 г. Полный свод Международных стандартов оценки – МСО 2000 был принят МКСО [7] 1 июля 2000 года. Эволюция МСО продолжается. Практически ежегодно вводятся новые разделы, изменяются и устраняются старые. Последняя версия относится к 2011 году. В Европе Европейские стандарты оценки 2000 (European Valuation Standards 2000 - EVS 2000) [8] были приняты Европейской группой ассоциаций оценщиков - ЕГАО (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA). В Брюсселе 8 ноября в рамках генеральной ассамблеи ЕГАО состоялась презентация ЕСО 2000. Их последняя версия, известная в России по переводу РОО, относится к 2009 г.
[5] В России, например, система аттестации оценщиков и сертификации оценочных фирм, основанных на законодательстве РФ, в настоящее время развивается в рамках российского общества оценщиков (РОО) «Положением об уровнях квалификации действительных членов РОО и аттестационной (сертификационной) комиссии РОО (АК)», утвержденное решением конференции РОО 26.11.1996 г. (публикация «Российский оценщик», 1997 г., № 1-2, С. 2-4). Оно устанавливает четыре уровня квалификации членов РОО:
– действительный член РОО (присваивается практически всем оценщикам, имеющим профессиональное образование (не менее 100 часов);
– сертифицированный оценщик,
– эксперт по оценке,
– мастер (магистр) оценки.
[6] Программа повышения квалификации в РФ рассчитана на 104 часа и включает как обязательные дисциплины (объем не менее 72 часов), так и дисциплины по выбору (в объеме не менее 32 часов).
[7] К сожалению, здесь обнаружилась диспропорция в оценке данного периода в Великобритании и России, где период социалистического развития был исключен из рассмотрения (но задал разрыв), несмотря на длительную историю развития оценки в царской России.
Источники:
2. Касьяненко Т.Г., Маховикова Г.А. Оценка стоимости бизнеса: Учебник. – М.: Юрайт, 2014. – 411 с. – С. 40.
3. Верхозина А.В; Федотова М.А. Сравнительный анализ международного и российского законодательства в области оценочной деятельности. – М.: Интерреклама, 2003. – 368 с. – С. 9-18; 21–35.
4. Ронова Г.Н., Осоргин А.Н. Оценка недвижимости: Учебно-методический комплекс. – М.: ИЦ ЕАОИ, 2008. – 356 с. – С. 101-102.
5. Ряховская А.Н., Федотова М.А., Ветрова И.Ф. Проблемы саморегулирования в России // Эффективное антикризисное управление. – 2010. – Т. 63. – № 4. – С. 38-46.
6. Касьяненко Т.Г. О стандартизации оценочной деятельности: международный и национально-государственный аспекты // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3. – С. 181-185.
7. International Valuation Standards Council. Annual Report. 2012-2013 [Electronic resource] // IVSC. – 2013. – Mode of access: https://www.ivsc.org/files/file/download/id/543
8. The European Group of Valuers' Associations (TEGoVA) website.
9. Royal Institution of Chartered Surveyors website.
10. Салтыков А.П. Исторический опыт оценочной деятельности России как основа организации системы оценки объектов недвижимости // Молодой ученый. – 2010. – Т. 1. – № 1-2. – С. 256-259.
11. Чжан С., Сунь Ц., Ян Ю. Анализ законодательной базы Китая в области оценки имущества // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 18. – С. 3115-3124. – doi: 10.18334/rp.16.18.1956
12. Котляров М.А. Реформа регулирования оценочной деятельности в России // Финансы и кредит. – 2008. – № 25. – С. 61-64.
13. Чибисов Р. Сравнение рынка оценочных услуг. Россия и зарубежье [Электронный ресурс] // RWAY. – 2009. – (Бюллетень RWAY; № 168). – Режим доступа: http://rway.ru/Bulletines/Item.aspx?id=1397
14. Real estate appraisal [Electronic resource] // Wikipedia. – Mode of access: http://en.wikipedia.org/wiki/Real_estate_appraisal
15. Fitzer T. Valuation in an international country (Germany) [Electronic resource] // Gazarian Real Estate Center. – 2011. – October 27. – Mode of access: http://www.gazarian.info/2011/10/valuation-in-germany.html
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:19:05