Methodological tools for assessing the competitive potential of agricultural companies in a transformational economy

Moroz O.N.1, Medvedskiy D.A.1
1 Сибирский университет потребительской кооперации

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
In today's competitive environment, agricultural companies are constantly searching for optimal strategies and methods for sustainable development. The assessment of competitive advantages is a key element of market research and serves as the main basis for forming an effective national economic policy. The article provides fundamental guidance for developing effective business entity behavior models and summarizes modern trends in the development of methodological tools for competitiveness. The authors carefully monitored and conducted content, econometric, discriminant, and trend analyses of the domestic agro-industrial complex. The analysis is based on a strategic analysis of the segmentation and positioning of competitive opportunities. The article substantiates conceptual views on assessing company competitiveness and develops the authors' methodology for ranking the competitive resource provision of agricultural companies in the context of globalization and integration. Currently, there is a need to develop a methodology for the integrated assessment of competitive resource provision in agricultural companies due to the lack of diagnostic tools in Russian practice for rating and strategic positioning of competitive opportunities in the agro-industrial sector. The developed methodology for the integral competitive ranking of economic entities in the Russian agricultural sector can be used as a tool for long-term budgeting decisions, portfolio analysis of competitive and strategic alternatives for the Russian agro-industrial complex, identifying growth points and development prospects, and identifying barriers and challenges in the context of global and innovative restructuring.

Keywords: agro-industrial complex, agricultural sector, agricultural economy, transformational economy, strategic analysis, competitive potential, matrix approach, strategic positioning, integrated assessment, competitive ranking

JEL-classification: Q01, Q13, Q18



Введение

В условиях глобальной трансформации экономика России вступает в тесный контакт с острыми проблемами, которые связаны с ростом эффективности АПК и его конкурентного потенциала, который оказывает непосредственное воздействие на обеспечение финансово-экономической независимости и продовольственной безопасности государства. Интенсивное развитие факторов воспроизводства, характеризующих уровень конкурентного потенциала, усиливает устойчивость и жизнеспособность национальной экономики перед возникающими внешними и внутренними угрозами и вызовами [25]. В значительной мере обозначенному обстоятельству содействует инновационная политика государства, ориентированная на устойчивость агропромышленного комплекса, представляющая собой комплексный инструментарий, который направлен на новый путь экономического развития, гарантирующий ускоренное воспроизводство путем оптимизации процессов трансформации и кооперации производственной деятельности, улучшающий покупательскую способность потребительского рынка, обеспечивающий подъем инвестиционной активности и предоставляющий определенные гарантии и конкретные меры поддержки со стороны государства для аграрного сектора экономики [8].

Необходимость обеспечения продовольственной безопасности как элемента национального паритета государства, обусловленная социально-экономической значимостью аграрных предприятий в контексте усугубления макроэкономического климата, связанного с ростом геополитической напряженности, выдвигает глобальную задачу анализа стратегического сегментирования и позиционирования конкурентно-ресурсного обеспечения потенциала отечественного агропромышленного комплекса в условиях глобальной экономической трансформации.

Актуальность научного исследования заключается в исследовании проблем оценки стратегического потенциала, конкурентных позиций, уровня конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных предприятий, формирующихся под воздействием процессов глобальной трансформации, что обуславливает необходимость поиска инновационных теоретико-методологических подходов с целью их устранения. Аналитическое обоснование конкурентного потенциала агропредприятий как драйвера трансформации управления экономикой в новых рыночных условиях требует разработки мероприятий по методическим аспектам перспективного и инвестиционного анализа с целью эффективного привлечения и адаптации инновационных ресурсов в рыночные агрониши.

Цель научного исследования состоит в том, чтобы, на основании выполненного анализа научной литературы относительно методических и методологических инструментов конкурентно-ресурсного обеспечения агропредприятий, резюмировав практику международного масштаба относительно использования рейтинго-аналитического подхода, разработать методику интегрального конкурентного ранжирования для агробизнеса. Кроме того, предполагается разработать методику портфельного анализа стратегического позиционирования, основанную на выявлении и систематизации стратегических критериев инновационного развития агроэкономики.

Конкретной задачей научного исследования является исследование фундаментально-прикладных и концептуально-методических подходов к оценке конкурентно-ресурсного обеспечения аграрных предприятий, разработка системно-интегральной методики конкурентного ранжирования и стратегического позиционирования. Достижение поставленной задачи определяется решением следующего:

1. Обобщить современные векторы развития методического инструментария конкурентоспособности, проведя тщательный мониторинг и контент-анализ научно-исследовательских работ.

2. Провести эконометрический, дискриминантный и трендово-аналитический анализ отечественного агропромышленного комплекса на основе разработанного стратегического анализа сегментирования и позиционирования конкурентных возможностей.

3. Обосновать концептуальные взгляды и разработать собственную авторскую методику рейтинговой оценки конкурентно-ресурсного обеспечения агрокомпаний в условиях глобализации и интеграции.

Научная новизна исследования состоит в необходимости разработки методики интегральной оценки конкурентно-ресурсного обеспечения агропредприятий трансформационной бизнес-среды и инновационной экономики в сфере агропромышленного комплекса по причине отсутствия в российской практике инструментария диагностики рейтинго-стратегического позиционирования конкурентных возможностей предприятий агропромышленного комплекса, которая будет учитывать отраслевую персонализацию хозяйствующего субъекта, влияние дискриминант бизнес- и экосреды экономики восстановительного роста, уровень технико-технологической оснащенности, степень экономического и трудового вклада, динамику инвестиционно-инновационной привлекательности, торгово-производственную адаптивность и экологическую систему, что будет способствовать систематизации и целостности принятия перспективных решений в части развития сферы агробизнеса.

Научно-практическая проблема состоит в том, что традиционные способы и подходы экономического обоснования конкурентно-ресурсного обеспечения предприятий АПК основаны на общих закономерностях, что не учитывает отраслевые особенности отечественного агросектора в системе мировой экономической инфраструктуры будущего, поэтому необходима разработка теоретико-методологического инструментария на основе стратегического и инновационного анализа конкурентных возможностей агропромышленных предприятий России в условиях инновационного развития экономики, сочетающая базовые принципиальные компоненты, новые нестандартные решения и оценочные параметры деятельности сельскохозяйственных предприятий, характеризующие аддитивность в условиях постоянно изменяющейся рыночной среды.

Степень разработанности темы можно определить, как достаточно приоритетную ввиду того, что конкурентоспособность как явление и как экономическая категория является предметом постоянного интереса научного сообщества в течение длительного периода времени. Применительно к аграрной сфере экономики, вопросы конкурентного характера рассматриваются в работах отечественных ученых-экономистов Чупиной И.П. [27], Васильевой Н.О. [3], Голубевой С.Г. и Рудаковой Д.А. [5], Далисовой Н.А. и Повелицы А.Э. [6], Мичуриной Ф.З. и Швец Н.С. [17], Улезько А.В. и Алексеевой Н.В. [24], Шогенова Т.М. [28], Кольцова А.Д. и Горбунова В.С. [9], Семко И.А. и Алтуховой Л.А. [22], Коротеевой А.В. [10], Мингалевой Ж.А., Старкова Ю.В. и Тарасова А.В. [16] и др.

Практическая значимость научного исследования проявляется в том, что разработанная методика интегрального конкурентного ранжирования хозяйствующих субъектов российского аграрного сектора экономики может быть применена в качестве прикладного инструментария при принятии решений о долгосрочном бюджетировании, предусматривающая проведение портфельного анализа конкурентно-стратегических альтернатив АПК России, определение точек роста ретро- и перспективы развития, идентификацию барьеров и вызовов в контексте глобальной реструктуризации и инновационной перестройки. Результаты представленного научного исследования могут выступить в качестве фундаментально-прикладной базы, необходимой для принятия оптимального управленческого решения о перспективах стратегического развития агропредприятий в системе мировой экономической инфраструктуры будущего. Разработанными методическими подходами могут быть заинтересованы сельскохозяйственные организации различного масштаба в части повышения корректности и полноты результата аналитического отчета, улучшения управленческой результативности, эффективности инвестирования и инновационной обеспеченности, а также снижения уровня неопределенности в условиях ограниченных финансовых возможностей аграрной экономики нового типа.

Методы исследования: библиометрический анализ научной литературы, опубликованной в рецензируемых изданиях, по направлению исследования; общенаучные методы познания; экономико-статистический и расчетно-аналитический методы; методы стратегического анализа.

Информационная база – индустриальные исследования зарубежных и отечественных ученых в области инновационно-конкурентного менеджмента агропромышленных компаний, стратегического анализа и рейтингования факторов; нормативно-правовые акты поддержки аграрных компаний Российской Федерации; исследования отечественных аудиторских и экспертно-консалтинговых агентств; экспертно-аналитические отчеты и материалы, общедоступные в сети Интернет.

Основная часть

Агропромышленный комплекс – это совокупность отраслей экономики государства и страны, объединяющая сельское хозяйство, ряд отраслей промышленности, напрямую связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Функционал АПК – это производство, перевозка, хранение, переработка, поставка сельхозпродукции, обеспечение хозяйства сельской территории техникой, химикатами и удобрениями, необходимыми для производственных нужд [18]. Стратегическая цель агропромышленного комплекса может быть сформулирована как полное удовлетворение надобностей населения в продовольствии, вырабатываемых из сельскохозяйственного сырья, при минимальных затратах труда и средств производства [19].

Главным критерием эффективности сельскохозяйственного производства в условиях трансформационной бизнес-среды является уровень конкурентно-ресурсного потенциала субъектов хозяйствования. В свете существующих глобальных вызовов, охватывающих социально-экономическую, технико-технологическую, геополитическую и экологическую сферы, первостепенной задачей является обеспечение национальной продовольственной безопасности и сохранение производственно-ресурсной базы агропромышленного комплекса как стратегический вектор отрасли, а также гарантирование финансовой стабилизации сельскохозяйственного производства [17].

Конкуренция представляет собой рыночный инструмент трансформационной экономики, предполагающая естественное соперничество экономических агентов за ограниченное количество ресурсов в целях обеспечения альтернативных условий торговых сделок. Разнохарактерность и глобальность конкурентной борьбы зависят от уровня локализации потребительских рынков, на которых она реализуется. Наиболее распространенными формами конкуренции выступают межстрановые, межрегиональные, межотраслевые, внутриотраслевые и территориальные [24].

Экономическая система, сформированная на принципах конкуренции и рыночных отношений, предполагает существование вариативности форм собственности и хозяйствующих субъектов, таких как предприятия и компании. В данной системе приоритет отдается экономической свободе, которая позволяет предпринимателям активно заниматься бизнесом, состязаясь в развитии производственных процессов, внедрении инновационных решений, освоении современных технологий и создании новых товаров и услуг. Конкуренция выступает катализатором активной предпринимательской деятельности, обеспечивая рост ее эффективности и оказывая воздействие на преодоление стагнации в производстве, становясь фундаментом экономического прогресса и соревновательного процесса производителей [28].

Интеграция и глобализация мирового пространства требует осуществления стратегического позиционирования, которое определяется выгодным положением экономического субъекта на рынке относительно конкурентов, а также эффективностью в достижении миссии на рынке. В современном мире оценка стратегического позиционирования является неотъемлемой частью восстановительного роста. Стратегия помогает понять и продумать возможные риски, также проработать пути достижения цели и дальнейшее развитие, чтобы стать лучшими на рынке [9].

Проведение оценки стратегического позиционирования является элементом современного стратегического управления, которое опирается на ценности человеческого капитала. Данный подход направлен на производственные процессы и потребительские потребности, демонстрируя эластичность в адаптации к различного рода изменениям и реструктуризации, что соответствует требованиям внешнего бизнес-окружения. В совокупности такой анализ позволяет экономическому участнику не только долговременно существовать и приводить в исполнение намеченные цели, но и добиваться конкурентного превосходства.

Понятие «позиционирование» как экономический феномен исследовались большинством ученых-исследователей различных отраслей экономики, преимущественно зарубежных, они же дают различные определения данному понятию (табл. 1).

Таблица 1

Дефиниции понятия «Позиционирование»: зарубежный и отечественный опыт

Автор
Трактовка определения
Зарубежные ученые-экономисты
Эл Райс, Дж. Траут [23]
Разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения конкурентов.
Ф. Котлер [11]
Обеспечение товару не вызывающего сомнений, чётко отличного от других, желательного места на рынке и в сознании целевых потребителей, и действия по разработке предложения компании и её имиджа, направленные на то, чтобы занять обособленное благоприятное положение в сознании целевой группы потребителей.
Действия по обеспечению товару конкурентоспособного положения на рынке и разработка соответствующего комплекса маркетинга.
М. Портер [21]
Осуществление отличных от конкурентов видов деятельности или выполнение схожей деятельности, но другими путями.
Д. Аакер [1]
Процесс создания образа и ценности у потребителей из целевой аудитории таким образом, чтобы они понимали, зачем существует компания или бренд по отношению к конкурентам.
Д. Кревенс [12]
Предложение компанией потребительской ценности каждому целевому сегменту.
Ж.Ж. Ламбен [13]
Разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов.
Ж. Ландреви, Ж. Леви, Д. Линдон [14]
Политика влияния компании на восприятие потребителями ее предложения.
Российские ученые-экономисты
В.Е. Хруцкий [26]
Соотнесение наиболее важных параметров предлагаемого изделия или представляемой услуги с нуждами и запросами потребителей, с аналогичными параметрами продукции конкурентов и с изменениями во внешней среде.
Р.Б. Ноздрева [20]
Система определения места новой продукции в ряду товаров, уже обращающихся на рынке, с учетом восприятия потребителями всего ряда конкурирующих между собой изделий.
А.М. Годин [4]
Выбор того места на рынке, которое займёт бренд по отношению к конкурентам, и, кроме того, определение потребностей и их восприятия.
В.Н. Домнин [7]
Действия продавца (производителя) по управлению мнением потребителя.
Н.Н. Молчанов [15]
Набор маркетинговых мероприятий по информированию целевых групп покупателей о конкурентных преимуществах товара фирмы, формированию благоприятного имиджа фирмы и товара в сознании покупателя.

Анализ представленных интерпретаций термина «позиционирование» позволяет сделать вывод о том, что по своему характеру он обозначает стратегию, позволяющую выделить продукт или иную сущность на фоне потенциальных конкурентов, закрепив за ним уникальное положение в восприятии целевой потребительской аудитории.

Широкое обилие трактовок термина «Позиционирование» позволило сформировать авторское понятие «Стратегическое позиционирование». По-нашему мнению, это обеспечение конкурентного превосходства агропредприятий с учетом эффекта масштаба, зависящего от полезности агропродукции для заинтересованного контрагента и потребителя в системе мировой экономической инфраструктуры будущего.

В современном экономическом климате аграрного сектора наблюдается систематический поиск перспективных подходов инновационного развития со стороны производителей сельскохозяйственной продукции, что обусловлено наличием острой конкуренции на аграрном рынке. Научно-исследовательские работы, посвященные повышению конкурентного потенциала сельхозпредприятий, выявили необходимость углубленного изучения методических приемов к оценке уровня их конкурентно-ресурсного обеспечения [22].

Вопросы повышения уровня конкурентоспособности являются стратегическими, так как конкурентно-ресурсный потенциал определяет жизнеспособность экономического субъекта в условиях трансформационной бизнес-среды. Использование на предприятиях агросферы различных методов менеджмента и анализа позволяет достигать высоких эффектов и точных результатов в виде повышения качества выпускаемой продукции, совершенствования процесса производства, минимизации потерь [2]. Для успешного достижения указанных эффектов необходимы объективные методологические инструменты конкурентно-стратегических альтернатив в системе портфельного анализа. Одними из самых популярных являются следующие:

1. Матричный метод Бостонской консалтинговой группы, который базируется на исследовании двумерной матрицы. По горизонтальной оси откладываются темпы роста или падения объемов продаж в линейном масштабе, а по вертикальной оси отображается удельный вес продукции на рынке. Ключевое преимущество данного метода заключается в максимальной точности оценки за счет использования фактических данных о реализованных объемах продукции. Однако, следует отметить, что метод не позволяет определить причины наблюдаемых явлений и затрудняет процесс принятия управленческих решений.

2. Метод, основанный на оценке продукции агропредприятия. В качестве главного оценочного показателя конкурентных преимуществ производимой продукции выступает соотношение ее стоимости и качества. Продукция, показывающая оптимальное сочетание представленных параметров, считается наиболее конкурентоспособной. Достоинством метода выступает возможность вести напрямую учет конкурентоспособности товара. Недостаток метода заключается в предоставлении ограниченной информации о сильных и слабых сторонах работы отрасли в целом и на конкретном предприятии.

3. Метод, основанный на теории эффективной конкуренции, согласно которому успех предприятия в большей степени зависит от эффективности взаимодействия все его структурных подразделений. Измерение результатов каждого подразделения осуществляется посредством анализа рациональности использования имеющихся ресурсов. Центральными преимуществами метода являются комплексность, исключение дублирования показателей и объективность полученных результатов [10].

4. Метод комплексной оценки конкурентоспособности хозяйствующих субъектов обеспечивает возможность точного сравнения компаний с различными показателями численности, рентабельности и характера деятельности производства на основе заданных критериев. Метод позволяет оценить степень устойчивости организаций по их ключевым направлениям бизнес-функционирования. Главное превосходство метода –заключается в том, что без проведения дополнительных исследований в сочетании с кратчайшими сроками можно провести анализ конкурентных позиций аграрного предприятия, выявив его преимущества и недостатки [2].

Однако представленные методические подходы основаны на общих закономерностях (внешних факторах), что не учитывает отраслевые особенности отечественного агросектора в системе мировой экономической инфраструктуры будущего и трансформационной бизнес-среды. Определение конкурентно-ресурсного потенциала экономического субъекта является обязательным компонентом современного стратегического анализа. Для всесторонней и точной оценки конкурентных преимуществ предприятия рекомендуется использовать системный подход, учитывая методические аспекты портфельного анализа. Изучение конкурентного превосходства в агроотрасли требует выбор конкурентно-стратегических альтернатив и выработка собственной успешной стратегической позиции.

В текущих условиях для экономики России актуальна задача совершенствования теоретической базы конкурентного потенциала, внесения изменений и уточнений, предусматривающих особенности взаимодействия хозяйствующих субъектов в современных условиях. Необходимы всесторонние исследования факторов, влияющих на прогресс, формирование оптимальных способов достижения высоких показателей социально-экономического развития хозяйствующих субъектов.

В связи с данными обстоятельствами, нами разработана и апробирована на примере агропромышленного комплекса в целом авторская методика стратегического позиционирования конкурентного потенциала АПК (FCBT-анализ) в системе мировой экономической инфраструктуры будущего России, основанная на выявлении и систематизации стратегических критериев инновационного развития аграрной экономики (табл. 2).

Таблица 2

Авторская методика стратегического позиционирования конкурентного потенциала АПК (FCBT-анализ)

F (Forecasts/Прогнозы)
С (Challenges/Вызовы)
· Укрепление продовольственной и финансово-экономической безопасности, обеспечение внутренней стабильности продовольственного рынка;
· Формирование перспектив роста для экспорта;
· Вовлечение в оборот новых земель;
· Создание единой цифровой платформы;
· Рост научно-технологических разработок;
· Повышение инновационно-инвестиционной привлекательности АПК.
· Оптимизация инвестиционных и операционных затрат;
· Налаживание и перестройка логистических цепочек поставок;
· Необходимость пересмотра ассортимента и оптимизации портфеля агропродукции;
· Снижение покупательной способности у аграриев;
· Замещение ушедших с рынка сельхозтоваропроизводителей;
· Неформальные блокирующие препятствия для банковских расчетов, страхования и логистики.
B (Barriers/Барьеры)
T (Trends/Тренды)
· Кадровый голод и продовольственный кризис (Афганистан, Эфиопия, Нигерия, Южный Судан, Сомали и Йемен);
· Гринвошинг;
· Недостаточная роботизация отрасли;
· Неблагоприятное состояние природных ресурсов;
· Неравновесное взаимодействие ритейла со средними и мелкими производителями;
· Сокращение инвестиционной активности и геополитические агрориски;
· Торговые барьеры.
· Интенсивная политика импортозамещения;
· Поиск более маржинальных культур для выращивания;
· Увеличение доли АПК России на мировом агрорынке;
· Изменение принципов господдержки;
· Развитие нано- и биотехнологий и экологизация;
· Цифровая трансформация и глобализация;
· Инновации в области производства, хранения и переработки сельхозпродукции.
Источник: составлено авторами.

В основе методики заложен матричный подход, способствующий комплексно осуществить оценку изучаемого объекта для рационального стратегического регулирования и планирования дальнейшего развития:

– Прогноз (Forecast) содержит систему научно аргументированных концепций, определяющих потенциальные стратегические векторы и предполагаемые результаты развития агропромышленного комплекса в долгосрочной перспективе.

– Вызовы (Challenges) отражают ярко выраженные проблемы и трудности, с которыми сталкивается аграрная отрасль.

– Барьеры (Barriers) представляют собой факторы как объективного, так и субъективного характера, сдерживающие планомерное развитие агросектора.

– Тренды (Trends) включают в себя конкретные перспективные направления развития агросферы в современных реалиях.

Одним из факторов, определяющих конкурентный потенциал аграрной экономики, является конкурентоспособность предприятий АПК. Способность таких предприятий удерживать стабильные позиции на внутренних и внешних продовольственных рынках в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе во многом определяется имеющимся существенным потенциалом развития сельхозпроизводства.

Поскольку арсенал методической оценки конкурентного потенциала сельскохозяйственных организаций системы АПК имеет много аспектов в разных областях научной деятельности, нами предлагается авторская методика интегрального конкурентного ранжирования агропредприятий (CRAC – competitive ranking of agricultural companies), учитывающая отраслевую персонализацию хозяйствующего субъекта, влияние факторов бизнес- и экосреды новой экономики, уровень технико-технологической оснащенности, степень экономического и трудового вклада, динамику инвестиционно-инновационной привлекательности, торгово-производственную адаптивность и экологическую систему, что будет способствует систематизации и целостности принятия перспективных решений в части развития сферы агробизнеса.

Данная методика была разработана и адаптирована под специализацию аграрного сектора на базе детального изучения научно-исследовательских работ отечественных ученых-экономистов Мичуриной Ф.З. и Швец Н.С. [17], а также Мингалевой Ж.А., Старкова Ю.В. и Тарасова А.В. [16], в ходе которых были разработаны методические подходы к оценке конкурентоспособности и стратегических альтернатив хозяйствующих субъектов.

Расчет предлагается проводить с использованием как количественных, так и качественных показателей, что позволит комплексно оценить конкурентный потенциал рассматриваемой компании (табл. 3).

Таблица 3

Алгоритм расчета составляющих индикаторов методики интегрального конкурентного ранжирования агропредприятий (CRAC)

№ п/п
Показатель
Формула расчета
Составляющие
1
Конкурентное ранжирование агрокомпаний ( )

– индикатор финансово-хозяйственного субпотенциала
– индикатор кадрово-интеллектуального субпотенциала
– индикатор технико-технологического субпотенциала
– индикатор инвестиционно-производственного субпотенциала
– индикатор торгово-экономического субпотенциала
– индикатор эколого-природного субпотенциала
n – число показателей в числителе
2
Индикатор финансово-хозяйственного субпотенциала ( )

Р – рентабельность
П – платежеспособность
К – кредитоспособность
– экспортная деятельность
– финансовая устойчивость
– вероятность риска банкротства
n – число показателей в числителе
1 Показатель рентабельности включает в себя: Рентабельность продаж ( ), Рентабельность продаж по EBIT ( ), Норма чистой прибыли ( ), Коэффициент покрытия процентов к уплате ( ), Рентабельность активов ( ), Рентабельность собственного капитала ( ), Фондоотдача ( ).

2 Показатель платежеспособности включает в себя: Коэффициент текущей ликвидности ( ), Коэффициент быстрой ликвидности ( ), Коэффициент абсолютной ликвидности ( ).

3 Показатель финансовой устойчивости включает в себя: Коэффициент автономии ( ), Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ( ), Коэффициент обеспеченности запасов ( ), Коэффициент покрытия инвестиций ( ).

3
Индикатор кадрово-интеллектуального субпотенциала ( )

– дефицит кадров
– интеллектуальный потенциал
– научно-исследовательский уровень
n – число показателей в числителе
4
Индикатор технико-технологического субпотенциала ( )

– состояние инфраструктуры
– модернизация материально-технической базы
– технологическая автоматизация и роботизация труда
n – число показателей в числителе
5
Индикатор инвестиционно-производственного субпотенциала ( )

– инвестиционная деятельность
– производственная активность
– уровень качества выпускаемой продукции
n – число показателей в числителе
6
Индикатор торгово-экономического субпотенциала ( )

– рыночное участие
– продуктовый маркетинг
– стратегический менеджмент
– деловая активность
– репутационная активность
К – клиентоориентированность
n – число показателей в числителе
4 Показатель деловой активности включает в себя: Коэффициент оборачиваемости оборотных активов ( ), Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности ( ), Коэффициент оборачиваемости активов ( ).

7
Индикатор эколого-природного субпотенциала ( )

– эколого-ориентированное развитие
– методы бережливого производства
n – число показателей в числителе
Источник: составлено авторами.

Методика включает в себя 6 составляющих индикаторов, служащих целевыми ориентирами при установлении отраслевых параметров конкурентного потенциала:

– Индикатор финансово-хозяйственного субпотенциала выражает комплекс возможностей для осуществления высокорезультативной деятельности производственных процессов через оптимальное использование доступных финансовых ресурсов.

– Индикатор кадрово-интеллектуального субпотенциала показывает совокупность интеллектуального капитала работников АПК, их достижения, навыки и умения, направленные на стабильное развитие предприятия.

– Индикатор технико-технологического субпотенциала отражает материально-техническую базу компании, объединяющую в себе как физические активы, так и технологические процессы.

– Индикатор инвестиционно-производственного субпотенциала объединяет в себе источники, средства и потенциальные возможности, характеризующие максимальный вклад инвестиций в улучшение эффективности работы агропромышленного комплекса.

– Индикатор торгово-экономического субпотенциала является сочетанием существующих внутренних активов для производства продукции с высоким конкретным потенциалом и внешних возможностей ее сбыта на международных рынках.

– Индикатор эколого-природного субпотенциала включает в себя природные ресурсы и факторы, влияющие на экологически устойчивое развитие АПК.

Каждый индикатор формируется на основе совокупности составляющих показателей, которые образуют его прочную методологическую основу и обеспечивают наиболее полное и точное отражение его сущности. Для объективной и рациональной оценки значение интегрального показателя, каждого индикатора и отдельных составляющих методики определяется путем вычисления среднего арифметического соответствующих числовых значений.

Для выполнения количественной оценки рекомендуется применять методы экспертной оценки. Каждый из выделенных показателей оценивается по пятибалльной шкале. Значение «5» соответствует высшему показателю оценки, «4» – повышенному, «3» – оптимальному, «2» – низкому, «1» – предельно низкому и «0» – критическому.

Заключение

Представленный методический инструментарий способен запустить инвестиционно-инновационные и иные процессы эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, будет стимулировать развитию конкуренции и предпринимательской деятельности, тесной кооперации науки и бизнеса, а также оптимальной эксплуатации ограниченных ресурсов. Эффективность совершенствования отдельного субъекта хозяйствования агросектора прямо связана с его уровнем конкурентного потенциала, являющимся принципиальным фактором способности предприятия реализовать свои внутренние резервы в целях формирования и применения потенциальных возможностей. Ввиду этого, повышение конкурентоспособности сквозь призму поддержания устойчивого развития сельскохозяйственного сектора, возможно при наличии определенных конкурентных преимуществ, охватывающих социально-экономическую и экологическую области. Вместе с тем наращение и развитие таких преимуществ предусматривает расширение экономической деятельности, поддержание отдельных объектов управления, а также привлечение к участию новых конкурентоспособных производств и рынков сбыта.

Разработанная методика стратегического позиционирования конкурентного потенциала АПК (FCBT-анализ) является современным и эффективным инструментом инновационного стратегического менеджмента, которая предоставляет возможность качественного и целостного выполнения прогнозного, трендового и барьерного анализа, а также всестороннего изучения вызовов, характерных для современного типа аграрной экономики. Данный подход позволяет располагать актуальными информационными сведениями, определять потенциальные возможности развития, моделировать изменения и тенденции, минимизировать риски, принимать обоснованные, взвешенные и нестандартные управленческие решения, а также совершать долгосрочное планирование деятельности.

Вместе с тем, разработанная методика интегрального конкурентного ранжирования аграрных предприятий (CRAC) способствует не только осуществлению корректного сравнения организаций с разным масштабом деятельности, имеющих разнохарактерные направления функционирования, характеризующиеся дисбалансом показателей финансовых результатов и т.д., но и опираться на получившиеся информационные данные представленной методики конкурентного ранжирования для разработки эффективной стратегической политики, направленной на укрепление уязвимых мест и принятие целесообразной траектории дальнейшего развития.


References:

Aaker D. A. (2011). Strategic market management

Butorina E., Gribov V.V., Bogdanova N. (2020). The experience of using SWOT analysis to increase the competitiveness of an industrial enterprise The role of technical regulation and standardization in the digital economy era. 219-226.

Chupina I. P. (2017). Competitive advantages of agro-industrial enterprises in the food market. Agrarian Bulletin of the Urals. (10). 16.

Dalisova N. A., Povelitsa A. E. (2021). Methodological aspects of forming a strategy to increase the competitiveness of an agricultural enterprise. Menedzhment sotsialnyh i ekonomicheskikh sistem. (2). 23-28.

Domnin V. N. (2004). Branding: new technologies in Russia

Fetyukhina O. N., Baranova I. V., Bunchikov O. N. (2018). Managing the competitiveness of agricultural enterprises in the region in the context of import substitution

Godin A. M. (2016). Branding

Golubeva S. G., Rudakova D. A. (2021). Assessment of competitiveness of agricultural enterprises and directions of its increase. Aktualnye problemy ekonomiki i menedzhmenta. (4). 43-51.

Kandakova G.V., Malitskaya V.B., Kusmagambetov S.M. (2015). The oretical aspects of clusters in the agricultural sector. Audit and financial analysis. (4). 337-342.

Khrutskiy V. E., Tolmachev R. A. (2009). Staff assessment. Criticism of the theory and practice of the balanced scorecard application

Koltsov A. D., Gorbunov V. S. (2018). Modern features of the company's strategic positioning in a competitive market. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh nauk i tekhnologiy Integral. (2). 19.

Koroteeva A. V. (2013). Methodological approaches to assessing the competitive position of agricultural organizations Student Scientific Forum: Economic Sciences.

Kotler F., Keller K. L. (2010). Marketing Management

Krevens D. V. (2008). Strategic marketing

Lamben Zh. Zh. (2004). Market-oriented management: strategic and operational marketing

Landrevi Zh. (2006). Mercator®: marketing theory and practice

Michurina F. Z., Shvets N. S. (2016). The concept of competitiveness of the regional agro-industrial complex

Mingaleva Zh.A., Starkov Yu.V., Tarasov A.V. (2019). Enterprises competitiveness improvement based on the choice of strategic development alternatives. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 19 (2). 155-164. doi: 10.18500/1994-2540-2019-19-2-155-164.

Molchanov N. N., Dudakov G. S., Evstafev D. S. (2025). Innovation marketing

Moroz O. N., Medvedskiy D. A. (2025). Technical profiling of the Russian agro-industrial complex amidst destabilization of the geo-economic balance. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 15 (1). 651-672. doi: 10.18334/epp.15.1.122459.

Moroz O. N., Medvedsky D. A. (2004). Forecast, analytical and trend analysis of the development of the agro-industrial complex of Russia in the main agri-food markets as an area of state strategic guidelines IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. (1). 012004. doi: 10.1088/1755-1315/1405/1/012004.

Nozdreva R. B. (2016). Marketing

Porter M. (2007). Competitive strategy: A methodology for analyzing industries and competitors

Semko I. A., Altukhova L. A. (2011). Methodology of comprehensive assessment of the level of competitiveness of agricultural business structures. Russian Journal of Entrepreneurship. (10-1). 125-131.

Traut D., Rays E. (2007). Positioning: the battle for minds

Ulezko A. V., Alekseeva N. V. (2015). Ensuring the competitiveness of small agricultural enterprises

Vasileva N. O. (2021). Competitive advantages of an agricultural enterprise n the digital economy: theoretical and practical aspect. Russian economic online journal. (3). 7.

Страница обновлена: 11.06.2025 в 20:48:38