Разработка стратегии конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Важнейшим фактором конкурентной среды являются потребители услуг. Анализ структуры и предпочтений потребителей служат основой для правильного выбора стратегии конкурентоспособности. В условиях монополистической конкуренции предпочтения потребителей влияют как на установление цен, так и на качественные характеристики предоставляемых услуг.
Ключевые слова: конкурентоспособность, туристический бизнес, туризм, конкуренция, туристско-рекреационные предприятия
Общие подходы к организационно-экономическому обеспечению конкурентоспособности услуг туристско-рекреационной организации заключаются в постановке и решении следующих задач:
‑ определение целей;
‑ анализ факторов внутренней и конкурентной среды;
‑ выбор стратегии конкурентоспособности;
‑ разработка комплекса конкретных мероприятий;
‑ мотивация исполнителей и реализация мероприятий;
‑ контроль над реализацией мероприятий;
‑ корректировка целей и стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды [3, 6].
Внешняя среда
На функционирование каждой туристско-рекреационной организации влияют спрос и предложение, прямо или косвенно воздействующие на конкурентоспособность ее услуг.
На динамику затрат, связанных с обслуживанием отдыхающих, оказывают наибольшее влияние цены на материальные ресурсы (продукты питания, товары народного потребления, электроэнергию, воду и другие). При этом некоторые поставщики имеют возможность устанавливать монопольные цены на предоставляемые ресурсы (например, на водоснабжение и канализацию), а также в некоторых случаях отказывать в предоставлении услуг.
Помимо поставщиков материальных ресурсов, определенное влияние на функционирование организации туристско-рекреационной сферы, возможность обеспечения их конкурентоспособности оказывают также поставщики трудовых и финансовых ресурсов.
Возможности организации по обеспечению привлекательности ее услуг в конкурентной среде под воздействием указанных сил во многом определяются эффективностью организации управления, процесса обслуживания, продвижения услуг на рынке и другими факторами внутренней среды.
Внутренняя среда и показатели ее оценки
Существуют различные подходы к классификации факторов и характеристики внутренней среды организации [8, 1, 2, 3, 6]. На наш взгляд, применительно к туристско-рекреационной сфере, к числу таких факторов относится система управления, система реализации услуг, система обслуживания отдыхающих, система снабжения и обеспечения.
Экономические показатели деятельности предприятия включают рентабельность, платежеспособность, уровень заработной платы, объем капиталовложений и т.д. Для оценки факторов внутренней и конкурентной среды функционирования туристско-рекреационной организации целесообразно использовать метод экспертных оценок [3]. При этом для оценки указанных факторов необходимо провести опрос специалистов и потребителей услуг [6].
Для оценки внутренней среды функционирования туристско-рекреационной организации мы предлагаем использовать следующие группы показателей:
1) группа экономических показателей;
2) группа показателей, характеризующих систему управления;
3) группа показателей, характеризующих систему реализации услуг;
4) группа показателей, характеризующих систему обслуживания;
5) группа показателей, характеризующих систему снабжения и обеспечения деятельности всех других систем.
Конкурентоспособность и конкурентная стратегия
Для определения внутренней конкурентоспособности услуг данного предприятия необходимо проведение аналогичной процедуры оценки функционирования предположительно наиболее опасных конкурентов [6]. Самым сложным этапом в решении этой задачи является сбор информации о конкурентах. На наш взгляд, поскольку получение достоверных данных по всем группам показателей затруднено, целесообразно сконцентрировать усилия на изучении двух наиболее значимых.
На основе выбора и оценки двух параметров можно наглядно представить позиции основных конкурентов в двухмерном пространстве [3]. В дальнейшем можно более углубленно изучить ближайших конкурентов, вычислить коэффициенты эффективности их функционирования и определить, по каким группам показателей они имеют преимущества.
Анализ факторов внутренней и конкурентной среды предшествует разработке стратегии конкурентоспособности услуг организаций туристско-рекреационной сферы. На основе проведенного исследования осуществляется выбор базовой стратегии конкуренции. В общем случае он зависит от целей организации, состояния рынка, а также от положения предприятия на рынке [3, 6].
Выделяются следующие виды конкурентных стратегий [2]:
‑ стратегия минимизации издержек;
‑ стратегия дифференциации, основанная на уникальности и высоком качестве предоставляемых услуг;
‑ стратегия сегментирования рынка, то есть специализация на определенном сегменте спроса;
‑ стратегия инноваций, основанная на внедрении принципиально новых технологий, товаров и услуг, методов сбыта и т. п.;
‑ стратегия немедленного реагирования на потребности рынка.
Реализация выбранной стратегии конкурентоспособности услуг предприятия туристско-рекреационной сферы осуществляется с помощью системного проведения организационно-экономических мероприятий, которое возможно при выполнении ряда условий. Обеспечение реализации стратегии осуществляется при помощи эффективной мотивации персонала, или системы моральных и материальных стимулов.
Корректировка стратегии в зависимости от изменения факторов внутренней и конкурентной среды производится по мере необходимости на основе данных маркетинговых исследований и управленческого учета.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:52:57