Совершенствование механизма государственной поддержки предпринимательства в аграрном секторе Омской области

Джамбулова Ш.Ж.1, Хайрулина Л.Р.1
1 Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Омск

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 4 (Февраль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена теме совершенствования механизма государственной поддержки предпринимательства в Омской области. Предметом исследования выступает анализ социально-экономического развития сельских территорий региона, природно-климатических условий и их влияние на механизм государственной поддержки предпринимательства. Цель исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию механизма государственной поддержки предпринимательства в аграрном секторе Омской области. Для этого необходимо проанализировать нормативную правовую базу, выявить проблемы в действующем механизме государственной поддержки малого и среднего, крупного бизнеса и предложить направления его совершенствования. Исследование осуществлялось с использованием методов экономического анализа, абстрактно-логического метода, функционально-структурного анализа. Проведённое исследование позволило выявить ключевые проблемы в социально-экономическом развитии сельских территорий, их влияние на предпринимательскую деятельность, а также в механизме господдержки субъектов предпринимательства. Среди выявленных проблем такие как: различие в типах сельских территорий, наличие сельских поселений третьего и четвертого типов с неблагоприятными природно-климатическими условиями, депрессивностью районов, негативные тенденции в развитии малого предпринимательства, низкий уровень социальной ответственности бизнеса, локальный характер государственной поддержки предпринимательства [7]. В результате были предложены различные варианты механизма государственной поддержки предпринимательства в регионе. Каждый из вариантов содержит условия взаимодействия властных структур, предпринимателей и жителей сельских поселений, повышения социальной ответственности предпринимателей в устойчивом социально-экономическом развитии сельских территорий. Предложенные рекомендации могут быть использованы на разных уровнях государственного управления в разработке направлений государственной поддержки, совершенствования методики распределения федеральных субсидий по регионам, а также для расширения возможности регионов в оптимальном сбалансированном развитии предпринимательства.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка предпринимательства, аграрный сектор, сельские территории, среднее предпринимательство, крупное предпринимательство



Введение

Кризисные явления на мировой арене вносят существенные коррективы в политическую и экономическую жизнь страны. Введение санкций со стороны части стран стали вызовом не только для руководства страны, но и для деловой среды, предпринимательской деятельности. Для российского предпринимателя открылись новые ниши, которые были заняты продуктами иностранных предприятий. В данных условиях правительством были приняты ряд неотложных мер по импортозамещению. Среди таких мероприятий можно назвать принятие ряда нормативных актов по развитию сельских территорий в регионах, повышению продовольственной безопасности страны. Одним из таких документов стала «Стратегия развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» [1] (далее – Стратегия). В документе важная роль в безопасности страны отводится развитию сельских территорий, в том числе направлениям государственной поддержки предпринимательства агропромышленного сектора.

Направления государственной политики в области регулирования социально-экономического развития сельских территорий и предпринимательства в АПК

Социально-экономическое развитие сельских территорий и предпринимательства в аграрном секторе находятся в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. Как известно, Стратегия является одним из основных направлений в реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года [2] (далее – Концепция). В нормативном акте указано, что «…Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны…».

В документе обобщен положительный опыт реализации ранее принятых федеральных целевых программ и приняты основные направления дальнейшего социально-экономического развития страны, в том числе сельские территории. В таблице 1 обобщены основные нормативные акты, в рамках которых принята и реализуется Стратегия. Как видно из данной таблицы, руководство страны последовательно проводит политику по устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий. Всесторонняя оценка уровня развития сельских территорий, взаимодействия властных структур, предпринимателей и жителей сельских поселений определила политику в отношении государственной поддержки предпринимательства [10, 1].

Таблица 1

Обзор основных нормативных актов Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию страны

Годы
Наименование нормативных актов
Содержание мероприятий
До 2013
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»
Программные мероприятия, направленные на улучшение условий жизни на селе. В рамках программы реализованы мероприятия по улучшению жилищных условий, газификации села, обеспечению питьевой водой, сетью общеобразовательных учреждений, культурно-досуговых, фельшерско-акушерских пунктов, других медицинских учреждений, спортивных сооружений и пр.
До 2014
Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»
В рамках нормативных актов, принятых до 2014 года, реализуются мероприятия по оказанию государственной поддержки предпринимателям, производящим сельскохозяйственную продукцию и продукцию ее переработки
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»
Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
Источник: составлено авторами на основе нормативных актов Президента и Правительства РФ

На основе анализа социально-экономического состояния сельских поселений в регионах выработаны цели, принципы и задачи государственной политики в области их устойчивого развития, роли и места предпринимательства в данных процессах. Малое, среднее предпринимательство, крупный бизнес являются наиболее важной частью экономики страны, которые наполняют бюджеты разного уровня, обеспечивают занятость населения, позволяют решать другие государственные задачи [11]. В связи с чем одной из целей устойчивого развития сельских территорий стало развитие предпринимательства, точнее эффективная государственная поддержка предпринимательства в аграрном секторе [9].

По уровню социально-экономического развития, природно-климатическим условиям регионы страны поделены на четыре типа. Такой дифференцированный подход может быть применен не только к субъектам Российской Федерации, но и к отдельному региону. Очевидно, что подходы к государственной поддержке предпринимателей должны быть различными в каждом конкретном регионе, а также внутри конкретного региона [5, 2].

Особенности и направления государственной поддержки предпринимательства и ее роль в социально-экономическом развитии сельских территорий в Омской области

В данной статье изучен вопрос об особенностях социально-экономического развития сельских территорий в Омской области, его влияния на предпринимательскую деятельность, а также сделана попытка разработать направления государственной поддержки предпринимательства в аграрном секторе в регионе.

Регион обладает крупнейшим агропромышленным комплексом. В 2015 году объем производства сельскохозяйственной продукции вырос по сравнению с 2014 годом на 101,1%. При этом производство мяса и молока сократилось соответственно на 3,5% и 0,9% соответственно, яиц увеличилось на 7,4% [3].

Для Омской области характерен рост предпринимательской активности в аграрном секторе. Регион занимает лидирующее положение среди других регионов страны по объемам привлечений государственной поддержки. В 2015 году их объем увеличился в три раза по сравнению с 2014 годом. Из бюджетов разного уровня на развитие сельского хозяйства было привлечено в 2015 году 4,4 млрд рублей. Отмечается также высокая отдача от ассигнований (на 1 рубль инвестиций получено 4 рубля налоговых доходов) [4]. Омская область признана одним из серьезных регуляторов продовольственного рынка в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации. Ее продукция вывозится более чем в 60 регионов страны, страны СНГ, дальнего зарубежья. Наиболее востребованные виды продукции – сгущенное молоко и сыры [5].

По особенностям социально-экономического развития и природно-климатическим условиям можно отметить, что регион включает в себя все четыре типа территории. Южные, западные и восточные районы характеризуются как первый тип с преимущественно аграрной специализацией сельской местности, относительно благоприятными социальными условиями развития. Для пригородных районов (второй тип) характерны полифункциональная сельская экономика и благоприятные социальные условия развития сельских поселений [3].

Северные районы могут быть поделены на третий и четвертый типы сельских территорий по освоению, сельскохозяйственному использованию, потенциалу и ограничениям в развитии. Для данных территорий характерны социально-экономическая депрессия, неблагоприятные социальные и природно-климатические условия.

На характер социально-экономического развития, предпринимательской деятельности территорий Омской области существенное влияние оказывают ментальность населения. В северной части региона проживают коренные жители, исторически сформировавшие свои поселения. В южной половине региона сельские жители состоят из переселенцев из Поволжья, Украины, других регионов европейской части России. Ментальность жителей сельских поселений, как показывает практика, оказывает влияние на предпринимательскую деятельность [10]. Если в северных районах жители села склонны к ведению личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств в силу разбросанности поселений, природно-климатических условий, то во всех остальных районах области население в меньшей степени готовы к ведению индивидуального предпринимательства и предпочитают наемный труд. Как следствие, в таких сельских территориях преобладают сельскохозяйственные предприятия [4].

В настоящее время государственная поддержка предпринимателей в Омской области носит локальный характер. Не учитываются вопросы развития сельских территорий, не используются такие инструменты, как взаимодействие властных структур и предпринимателей, социальная ответственность бизнеса [2]. Известны примеры, когда крупный бизнес использует вахтовый метод привлечения рабочей силы, что негативно сказывается на социально-экономическом развитии сельских поселений. Село остается не привлекательным для проживания в силу низкого уровня социальных благ, таких как образование, здравоохранение, дороги, газификация и пр., что немаловажно для молодежи [6].

На рисунке представлена диаграмма развития предпринимательства в аграрном секторе Омской области за 2000–2014 годы. Из рисунка видно, что динамика развития сельскохозяйственных предприятий (крупного бизнеса) имеет темпы роста выше, по сравнению с личными подсобными хозяйствами и фермерскими хозяйствами. Между тем, если доля сельскохозяйственных организаций в 2000 году была чуть более 50% (50,19%), то в 2014 году стала 42,38% (табл. 2). Снижение доли сельскохозяйственных организаций произошло за счет роста доли фермерских хозяйств (5,90% – 2000 год и 14,14% – 2014 год). По каждому из типов хозяйств наблюдается неустойчивое развитие за исследуемые годы.

В большей степени это касается фермерских хозяйств. Одной из причин такой динамики является сложившаяся в настоящее время ситуация, когда фермеры, которые начали свою предпринимательскую деятельность в 90-е и в начале 2000 годов, пришли к тому возрасту, что им уже трудно вести свое хозяйство, а на смену им нет молодых предпринимателей. В 2014 году наметилась тенденция к снижению доли малого предпринимательства (личных подсобных хозяйств и фермерских хозяйств), что свидетельствует о наличии проблем в социально-экономическом развитии сельских территорий, недостаточности либо отсутствии социальной инфраструктуры, об оттоке молодежи [8].

Рисунок. Диаграмма развития предпринимательства в Омской области

за период с 2000 по 2014 годы

Источник: составлено авторами по статистическим данным

Росстата по Омской области [6]

Таблица 2

Динамика доли хозяйств сельских территорий Омской области за период 2000–2014 годов, %

Источник: составлено авторами по данным Росстата по Омской области: Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. – Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/ru/statistics/enterprises/agriculture/

Таким образом, можно сделать вывод о том, что малое, среднее предпринимательство, крупный бизнес в регионе находятся во взаимосвязи с социально-экономическим развитием сельских поселений, зависит от природно-климатических условий, ментальности населения. Немаловажное значение имеет социальная ответственность бизнеса. В агропромышленном секторе Омской области, как и в других регионах, получили развитие кооперативы разной направленности. Кредитные кооперативы, снабженческо-сбытовые, производственные кооперативы могут стать одним из инструментов в поддержке малого предпринимательства в аграрном секторе, а также для жителей села. Развитие кооперации имеет немаловажное значение в разработке механизма государственной поддержки предпринимательства.

В данных условиях механизм государственной поддержки предпринимательства в Омской области должен носить комплексный характер и включать в себя не только методы распределения бюджетных субсидий, но и условия взаимодействия властных структур с предпринимателями, социальную ответственность бизнеса, использования кооперации в обеспечении устойчивого развития сельских территорий Омской области.

Заключение

Для достижения целей Стратегии в устойчивом развитии сельских территорий в Омской области предлагается следующие варианты механизма государственной поддержки предпринимательства.

1. Инвестирование в крупные хозяйства на следующих условиях: крупный бизнес должен:

– осуществлять поддержку личных подсобных хозяйств, фермерских хозяйств в виде оказания различных услуг (зооветеринарных, инженерных, и др.), продажу семян, кормов, мяса, стройматериалов и др. по себестоимости либо по низким ценам.

– принимать участие в развитии социальной инфраструктуры (дороги, водоснабжение, газификация, здравоохранение, образование, культура и пр.).

Развивая крупный бизнес, возникает возможность использовать такие инструменты, как взаимодействие властных структур и бизнеса в решении вопросов социально-экономического развития сельских территорий, повышения социальной ответственности крупного бизнеса в сельских поселениях, его участия в социальных проектах. Недостаток данного варианта заключается в том, что для крупного бизнеса фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства, социальные проекты станут «балластом» и такая государственная поддержка будет их «настораживать».

2. Инвестиции направить на развитие кооперации (снабженческо-сбытовые, производственно-перерабатывающие и пр.). Финансирование осуществлять через кредитные кооперативы всем категориям хозяйств на расширение производства и освоение новых видов сельскохозяйственной продукции.

Снабженческо-сбытовые кооперативы (либо другие формы организаций) инвестировать для создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства (мини перерабатывающие заводы, заготовительные организации, организации в виде оптовых складов для приобретения кормов, запчастей, семян и прочих материалов для малого бизнеса).

Кооперативы обеспечат поддержку малому предпринимательству в области зооветеринарных, инженерных услуг, услуг по налогообложению, бухгалтерскому учету, правовым вопросам и пр. Недостаток данного варианта заключается в том, что возникнут сложности в организации кооперативов. Вероятность того, что в кооперативы будут вступать малые предприниматели, мала.

3. Инвестировать в новые виды производства и переработки сельскохозяйственной продукции (овцеводство, овощеводство, сбор и переработка дикоросов и пр.). Для реализации данного проекта потребуется выявить потенциальные возможности каждого из районов Омской области.

Финансирование должно быть направлено:

– на организацию производства новых видов сельскохозяйственной продукции;

– на обучение и подготовку специалистов, которые потребуются в новых видах производства;

– на создание инфраструктурной среды осуществления новых видов производств;

– для овцеводства – создание минизаводов по переработке шерсти и шкур. В частности, мясо баранины имеет высокий спрос, а шерсть и шкуры не находят спроса, поэтому потребуется организовать производства по изготовлению изделий из шерсти овец, выделке шкур и пошиву из них дубленок.

4. Каждый из предложенных вариантов создаст условия для развития предпринимательства в сельских территориях региона, увеличивая налоговые доходы, а также обеспечивая занятость населения. Немаловажное значение имеет также создание дополнительных условий для взаимодействия властных структур и бизнеса, роста социальной ответственности предпринимателей на фоне государственной поддержки предпринимательства,в направлении устойчивого социально-экономического роста сельских территорий в Омской области.

[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.11.2010 № 2136-р «Об утверждении Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года».

[3] Сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области.

[4] Минсельхоз России направит в Омскую область 2,5 млрд. рублей на реализацию инвестпроектов в сфере АПК [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. – 2016. – 11 января. – Режим доступа: http://www.mcx.ru/news/news/show/46896.78.htm

[5] Омская область в числе девяти регионов страны примет участие в «молочных» интервенциях [Электронный ресурс] // Омская Губерния. – 2016. – 18 января. – Режим доступа: http://www.omskportal.ru/ru/government/News/2016/01/18/1453088619819.html

[6] Таблица «Продукция сельского хозяйства Омской области (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)» [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Омской области. – 2015. – 9 октября. – Режим доступа: http://omsk.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/omsk/resources/934679004e20f5b08f04cf3bf8d20d64/sh-prod-2014utv.htm


Источники:

1. Боговиз А.В., Кублин И.М., Тинякова В.И. Перспективы развития малого бизнеса в аграрном секторе // АПК: Экономика, управление. – 2014. – № 11. – С. 33-37.
2. Газетдинов Ш.М. Концептуальные основы развития малого и среднего предпринимательства в аграрном секторе экономики // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. – С. 469.
3. Кораблева А.А. Анализ состояния и экономические механизмы возрождения сельскохозяйственного производства Омской области // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2013. – № 2. – С. 38-46.
4. Кораблева А.А. Исследование методологических аспектов экономической безопасности региона // Вестник Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии. – 2013. – № 6. – С. 118-125.
5. Карпов В.В., Кораблева А.А. Методические основы моделирования механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2014. – № 4. – С. 63-73.
6. Милоенко Е.В. Формирование социальной инфраструктуры сельских территорий региона как критерий качества жизни населения // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 312-315.
7. Орлянская А.А., Хубулова В.В. Механизмы региональной политики сглаживания пространственных диспропорций в аграрном депрессивном регионе // Региональная экономика: теория и практика. – 2015. – № 1. – С. 52-60.
8. Садыков Р.М. Личное подсобное хозяйство в обеспечении продовольственной безопасности региона // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 1. – С. 134-143.
9. Сладкова Т.В. Роль государственной поддержки агропромышленного комплекса в повышении конкурентоспособности сельскохозяйственной отрасли в России // Российское предпринимательство. – 2015. – Т. 16. – № 7. – С. 976-988.
10. Симонян Р.Г. Теория развития малого аграрного бизнеса, кредитование как инструмент его государственного регулирования // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. – С. 444.
11. Текуева М.Т. Социальное инвестирование как фактор повышения социально-экономического уровня сельских территорий // Экономика и предпринимательство. – 2014. – № 8. – С. 282-286.

Страница обновлена: 28.10.2024 в 05:23:59