«Кластер» и «полюс конкурентоспособности» как важнейшие элементы повышения конкурентоспособности региона
Большаков А.Л.1
1 Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 4 (Февраль 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Тема исследования связана с необходимостью уменьшения использования природных ресурсов в качестве определяющего конкурентного преимущества и поиска новых путей повышения совокупного потенциала стран и регионов. Все чаще используется инновационный подход к региональному развитию, основанный на достижениях науки и техники. В связи с этим кластеры и «полюса конкурентоспособности» приобретают все большую роль в современном мире.
Целью является сравнение основных характеристик «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» и выявление их влияния на конкурентоспособное развитие регионов. Для достижения постеленной цели было необходимо выполнить следующие задачи: рассмотреть «Кластер» и «Полюс конкурентоспособности», выявить их основные характеристики; провести сравнительных анализ «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности»; определить влияние «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» на конкурентоспособное развитие региона; предложить меры по поддержке развития «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности».
В статье на основе имеющегося отечественного и зарубежного опыта и практики рассмотрены «Кластер» и «Полюса конкурентоспособности» с точки зрения их влияния на развитие регионов. сформулированы определения, основные характеристики и влияние на конкурентоспособность региона. Предложены основные меры по поддержке развития «Полюсов конкурентоспособности».
Результаты проведенной работы, могут быть использованы для более детального понимания роли «Кластера» и «Полюса конкурентоспособности» в перспективном развитии регионов, а также создать необходимые меры их поддержки.
Ключевые слова: конкурентоспособность, региональная экономика, кластер, развитие, регион, «Полюс конкурентоспособности»
Введение
Кластерный подход регионального экономического развития в настоящее время можно встретить во многих развитых и развивающихся странах. Он становится одним из важнейших способов развития региональной экономики и повышения ее конкурентоспособности.
В современных рыночных условиях и при повышающейся конкуренции между странами поиск эффективных путей повышения национальной и региональной конкурентоспособности является одной из самых приоритетных задач. Очень важным в выборе направления развития территории является определение тех конкурентных преимуществ, которые либо являются уникальными для данной области, либо ярко выражены в ней.
В связи с вынужденной необходимостью сокращения использования природных ресурсов в качестве определяющего конкурентного преимущества, на первый план выходит поиск новых путей повышения совокупного потенциала стран и регионов. Инновационный подход развития становится одним из самых эффективных и прогрессивных способов укрепления позиций региона.
Последние годы одной из самых эффективных форм экономической концентрации и объединения на территории производительных сил, нацеленной на инновационное развитие, являются кластеры и «полюса конкурентоспособности».
Под кластером нами понимается группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций и структур (банки, НИИ, конструкторские бюро, органы власти, вузы и др.), действующих в одной или нескольких родственных отраслях, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга [9].
Кластер может объединить усилия органов государственной власти и местного самоуправления, представителей бизнеса, науки и общественных организаций, образовательные учреждения и исследовательские институты с целью создания взаимовыгодного и перспективного сотрудничества. Слаженная работа всех вышеперечисленных структур способна увеличить эффективность производств, обеспечить выпуск конечной продукции, обладающей высоким качеством и значительной конкурентоспособностью.
В силу неоднозначности и большого числа кластерных характеристик, которые используются в качестве признаков классификации, существует множество различных типологий кластеров [1].
Важно отметить, что кластеры удачно вписываются в стратегии регионального развития, что позволяет использовать их потенциал для решения задач, связанных с необходимостью создания высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест для снижения безработицы, привлечения инвестиций в региональное развитие, а также внедрением новых технологий в производственный процесс.
Однако необходимо учитывать тот факт, что кластеры по своей сути являются рыночными образованиями и направлены в первую очередь на развитие бизнеса, т.е. предприятий, входящих в кластер.
Комплексное развитие территории является залогом стабильного и сбалансированного повышения конкурентоспособности в региональном и национальном аспекте. «Полюса конкурентоспособности» могут послужить эффективной движущей силой вышеуказанных процессов.
Идея создания и перспективного развития полюсов конкурентоспособности принадлежит Франции, которая столкнулась с необходимостью повышения конкурентоспособности на мировом уровне посредством оказания государственной поддержки предприятий, готовых внедрять инновации и повышать качество выпускаемой продукции.
Основа концепции полюса конкурентоспособности заключается в обмене имеющимися знаниями и опытом, реализации общих проектов, создании сети субъектов, территориальном сотрудничестве, совместном использовании средств и ресурсов.
Концентрация участников в рамках полюса создает привлекательность для компаний за его пределами. Работа в рамках полюса позволяет повысить эффективность сотрудничества между участниками посредством организации встреч, что увеличивает синергетический эффект от подобного взаимодействия.
Партнерство – одна из ключевых составляющих полюса конкурентоспособности, оно создает новую культуру взаимодействия предприятий – обмен опытом и практикой.
Крупные компании лежат в основе создания полюса, а также участвуют в мобилизации других участников. Их роль велика, так как они финансируют проекты, создают рабочие места, определяют стратегию развития полюса.
Вместе с этим важно понимать необходимость присутствия малых и средних компаний в полюсе конкурентоспособности, поскольку они легче адаптируются и внедряют инновации. Для изменения уже устоявшейся системы работы крупной компании требуется использование значительных финансовых, материальных затрат, а также это процесс имеет довольно длительные временные рамки.
Среди особенностей «полюса конкурентоспособности» можно выделить следующие [2]:
1) при создании полюсов конкурентоспособности роль инициатора принадлежит государству. Государство определяет ключевые направления развития полюсов конкурентоспособности, утверждает совместные проекты, выделяет финансирование, официально регистрирует географическую зону полюса;
2) государственное финансирование полюсов конкурентоспособности возможно через придание полюсу конкурентоспособности особого статуса и его законодательное закрепление;
3) разрабатывая научно-технологическую стратегию, государство может использовать полюса конкурентоспособности как один из основных инструментов ее реализации по заданным направлениям;
4) важнейшим элементом полюсов конкурентоспособности является диалог между его участниками: государственными органами, бизнесом, исследовательскими институтами, банковской сферой, университетами, консалтинговыми фирмами;
5) полюса конкурентоспособности открыты для взаимодействия и сотрудничества с компаниями и структурами, которые заинтересованы в развитии определенного направления и готовы совместно работать;
6) в финансировании создания и развития полюсов конкурентоспособности основную роль играет государство, однако бизнес среда также, по возможности, должна участвовать в этих процессах;
7) в современной государственной инновационной и промышленной политике полюса конкурентоспособности могут являться важнейшим элементом для достижения высокого уровня конкурентоспособности на региональных и мировых рынках высокотехнологичной продукции;
8) основное сотрудничество между участниками полюса конкурентоспособности развивается в направлении инновационных проектов и использовании достижений науки и техники;
9) характерной чертой полюсов конкурентоспособности является сосредоточение усилий на использовании инновационных технологий, «ноу-хау», выпуск высокотехнологичной продукции, зачастую прошедшей полную производственную цепочку;
10) полюса конкурентоспособности могут являться «локомотивами роста», основными движущими силами, которые смогли бы определить и ускорить реализацию инновационных стратегий регионов и страны в целом.
Поскольку в настоящее время общепринятое понятие «полюса конкурентоспособности» не сформировалось, автор предлагает ввести следующее определение «полюса конкурентоспособности»: совокупность участников (исследовательские институты, органы власти, частный бизнес, малые, средние и крупные предприятия), размещенных в установленных границах определенного региона, основной целью которых является добровольное совместное инновационное развитие и повышение конкурентоспособности территорий, а инициатором и контрольным органом являются органы государственной и муниципальной власти.
Введение авторского определения полюса конкурентоспособности целесообразно и необходимо в связи с тем, что оно закрепляет ряд отличительных его особенностей.
Участники полюса конкурентоспособности объединяются и совместно включаются в процессы сотрудничества на добровольной основе, поскольку заинтересованность участников в объединении усилий является одним из основополагающих принципов эффективного взаимодействия.
Наличие четко определенных границ полюса конкурентоспособности позволяет придать ему определенный статус, применять льготное налогообложение и другие механизмы поддержки.
Определение цели создания полюса конкурентоспособности является залогом его дальнейшего эффективного развития. Полюс конкурентоспособности направлен не только на развитие предприятий и компаний, входящих в него, но и на комплексное развитие территории, на которой он располагается.
Четко определенные границы создания полюса конкурентоспособности позволяют определить структуры, которые будут осуществлять контроль его деятельности. Отсутствие контроля зачастую ведет к нецелевому и неэффективному государственному финансированию и тормозит процессы развития полюса конкурентоспособности.
Опыт Франции наглядно продемонстрировал необходимость постоянного контроля и поддержки формировании полюсов конкурентоспособности, подтверждением чего служит положительный результат многолетней политики повышения международной конкурентоспособности страны.
На территории России создание и развитие полюсов конкурентоспособности значительно осложнится и может привести в итоге к нулевым результатам при отсутствии четко определенных мер поддержки. Государство должно взять на себя обязанность и ответственность за разработку мер поддержки полюсов конкурентоспособности и осуществление контроля ее реализации. Оно должно являться гарантом реализации политики повышения конкурентоспособности страны.
Важным моментом является законодательное закрепление мер поддержки полюсов конкурентоспособности, исполнение которых будет носить обязательный характер, с определенными сроками и ответственными лицами.
Информационная и медийная поддержка полюса конкурентоспособности является важным элементом его популяризации и повышения его известности с целью привлечения инвестиций в его развитие, высококвалифицированных кадров, новых предприятий и потребителей продукции. Данная поддержка может включать создание интернет-сайтов для каждого полюса, организацию телевизионных программ с представителями и участниками полюса, создание на инвестиционном портале субъекта Российской Федерации раздела полюса конкурентоспособности, где будут содержаться цели и задачи его создания, нормативно-правовая база, отечественный и зарубежный опыт создания полюсов, а также различного рода методические материалы по их формированию и развитию.
Среди мер поддержки формирования полюсов конкурентоспособности на региональном уровне необходимыми являются:
1) назначение куратора реализации проекта создания полюса в Правительстве субъекта Российской Федерации;
2) обеспечение включения реализации проекта полюса в Стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием цели, задач, мероприятий и результатов осуществления проекта;
3) выбор и активное привлечение инвесторов для создаваемого полюса на территории субъекта Российской Федерации;
4) установление особенностей налогообложения участников полюса в соответствии с полномочиями органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
5) предоставление информационной, организационной и правовой поддержки для участников полюса органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
6) содействие в установлении внешнеэкономических связей, необходимых для реализации проекта создания полюса на территории субъекта Российской Федерации;
7) организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований при реализации проектов по созданию полюса;
8) организация коммуникационных площадок и заседаний рабочих групп участников полюса с целью текущего и перспективного мониторинга.
Заключение
1. Поддержка создания и развития полюсов конкурентоспособности имеет большое значение. Очень важно использовать имеющийся отечественный и зарубежный опыт кластерной политики, формирования полюсов конкурентоспособности с целью минимизации трудностей, возникающих при данных процессах.
2. Одной из важнейших составляющих является взаимосвязанная работа органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, науки и образовательных учреждений при разработке и реализации мероприятий поддержки.
3. Эффективная и последовательная поддержка формирования «Полюсов конкурентоспособности» позволит не только повысить региональную конкурентоспособность, но и увеличить влияние России на мировой арене.
[1] Меньшенина И.Г., Капустина Л.М. Кластерообразование в региональной экономике: Монография. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 154 с.
Источники:
2. Черноуцан Е.М. Полюса конкурентоспособности как важнейший инструмент реализации нового курса промышленной и региональной политики Франции // Проблемы государственной политики регионального развития России: Сборник материалов конференции. – М.: Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, 2008. – 1080 с. – С. 861-866.
3. Анимица Е.Г., Дворядкина Е.Б. Промышленная политика и модели регионального развития // Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVIII—XXI вв.: Сборник материалов конференции. – Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, 2006. – 432 с. – С. 299–303.
4. Анимица Е.Г. Региональное управление: Курс лекций. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2010. – 340 с.
5. Анимица Е.Г. Характер взаимодействия модернизации и регионального развития // Материалы I Всероссийского симпозиума по региональной экономике: Доклады секционных заседаний. В 2 т. Т. 1. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2011. – С. 13–15.
6. Афанасьев М., Мясникова Л. Мировая конкуренция и кластеризация экономики // Вопросы экономики. – 2005. – № 4. – С. 75-86.
7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник. – 3-е изд. – М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 495 с.
8. Романова О.А., Оглоблин А.А., Лаврикова Ю.Г. Концепция создания высокотехнологичного кластера «Титановая долина». – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 118 с.
9. Лаврикова Ю.Г. Кластеры как рыночный институт пространственного развития экономики региона: Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. – Екатеринбург, 2009. – 358 с.
10. Маршалл А. Принципы экономической науки: в 3 т. – М.: Прогресс, 1993.
11. Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3 т. Т. 1. – М.: Прогресс, 1983. – 416 с.
12. Пилипенко И.В. Региональная модель геоэкономической стратегии повышения конкурентоспособности России: перспективы развития региональных инновационных систем в Томской и Новосибирской областях // Безопасность Евразии. – 2005. – № 2. – С. 418-430.
13. Региональная экономика: Учебник. – М.: ИНФА-М, 2007. – 666 с.
14. Региональная экономика и региональная политика: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2004. – Вып. 7. – 151 с.
15. Концепция создания Уральского автомобильного кластера / О.А. Романова, Ю.Г. Лаврикова, П.Ф. Чернавин [и др.]. – Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008. – 107 с.
16. Структурная трансформация экономики городов старопромышленного региона / Е.Г. Анимица, Н.Ю. Власова, Е.Б. Дворядкина [и др.]. – Екатеринбург: УрГЭУ, 2001. – 140 с.
17. Татаркин А.И. Инновационное развитие России: от политических призывов к антикризисным действиям // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент. – 2010. – № 20. – С. 68-74.
18. Татаркин А.И., Обухов А.Ю., Макарова И.В. Антикризисная политика старопромышленного региона // Экономика. Налоги. Право. – 2010. – № 3. – С. 56-63.
19. Enright M.J. Why Clusters are the Way to Win the Game? // World Link. – 1992. – № 5. – P. 24-25.
20. Ketels C. European Clusters // Structural Change in Europe 3 – Innovative City and Business Regions. – Bollschweil: Hagbarth Publications, 2003. – P. 148–159.
Страница обновлена: 28.10.2024 в 07:55:28