Принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия

Смольянова Е.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Смольянова Е.Л. Принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 93-97.

Аннотация:
В современном научном мире гармонизация часто рассматривается как синоним координации. Ряд экономистов подразумевает под этими категориями вид управленческой деятельности, состоящий в установлении гармонии в совместном труде участников планируемого процесса. Однако данные понятия, по нашему мнению, нельзя отождествлять.

Ключевые слова: промышленная политика, торговая политика, гармонизация торговой и промышленной политики



Гармонизация – это установление гармонии в интересах участников и их групп, способствующее достижению целей деятельности [1].

Координация предполагает установление гармонии в совместных действиях участников. Решению данной проблемы будет способствовать разработка системы принципов, которым должна удовлетворять гармонизация.

Под принципами гармонизации будем понимать исходные положения, определяющие правила деятельности и границы принимаемых решений, обычно существенно не меняющиеся на протяжении длительного периода.

В результате анализа нами были сформулированы следующие основные принципы гармонизации промышленной и торговой политики предприятия. Их перечень не является окончательным и исчерпывающим.

Принцип эффективности

Гармонизация промышленной и торговой политики предприятия должна обеспечивать достижение экономической, социальной и ресурсной эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Экономическая эффективность является основанием для оценки и развития эффективности реализуемой предприятием политики, для сравнительной оценки и выбора прогрессивных систем управления ею. Критерием экономической эффективности реализуемых политик является получение оптимального результата при оптимальном использовании ресурсов. Это означает достижение рентабельной работы организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости.

Промышленная и торговая политика предприятия, находясь в тесной взаимосвязи, вполне самостоятельны, со своими ориентирами, целями, ценностями и показателями. Так, производство с точки зрения максимальной эффективности обычно нацелено на сужение ассортимента продукции с целью снижения издержек, эффективного использования производственных мощностей и повышения конкурентоспособности.

С точки зрения сбыта, чем больше выпускается видов продукции, тем больше шансов нахождения потребителей и получения конкурентных преимуществ. В данном случае гармонизация промышленной и торговой политики состоит в таком выборе ассортимента, который позволил бы наиболее эффективно использовать имеющееся оборудование и обеспечить надежный сбыт продукции.

Гармонизация вышеназванных направлений деятельности предприятия должна обеспечить разработку единой системы показателей, характеризующих результаты, к которым следует стремиться.

Эффективность использования отдельных видов ресурсов характеризуется соотношением объема произведенной продукции или прибыли с соответствующей величиной ресурсов (отдельными видами затрат, связанными с использованием рабочей силы, основных фондов или оборотных средств).

Решение социальных задач находит отражение в социальной эффективности. Она проявляется через уровень удовлетворения потребностей населения в товарах и услугах, обеспеченных их платежеспособным спросом, при рациональном использовании внерабочего и свободного времени населения.

Принцип достижения консенсуса

В настоящее время в научной литературе широкое распространение получила дискуссия по поводу того, какая из сфер деятельности предприятия должна быть превалирующей: производственная или сбытовая, разработке и реализации какой из политик (промышленной или торговой) отдать предпочтение [3].

По нашему мнению, в организации должна быть выработана промышленно-торговая политика на условиях достижения разумного консенсуса. Только соблюдение данного принципа позволит говорить о гармоничном сочетании промышленной и торговой политики предприятия.

Проблема сочетания производственной и сбытовой деятельности обозначена многими учеными. Например, В.П. Грузинов справедливо отмечает, что у предприятия нет продукта, если на него нет потребителя, и нет потребителя, если нет продукта [4]. Из этого следует, что стратегия предприятия должна быть направлена не только на создание продукта, но и на доведение его до потребителя путем применения интегрированного маркетинга. Последний, в свою очередь, требует формирования единой команды, состоящей из специалистов, обладающих способностями как инженеров, так и торговых работников.

Маркетинговая деятельность должна выступить своего рода «гармонизатором» промышленной и торговой политики предприятия, устраняющей противоречия и устанавливающей компромисс между производственными и сбытовыми решениями.

Принцип системности

Система гармонизации промышленной и торговой политики предприятия должна соответствовать ряду требований, основными из которых являются следующие:

‑ целостность, то есть система – это обособленное целое, которое можно делить на компоненты;

‑ соответствие компонентов системы друг другу и ее миссии;

‑ эмерджентность, выражающаяся в том, что цели компонентов не всегда совпадают с целями системы;

‑ целенаправленность, выражающаяся в том, что функционирование системы и ее компонентов направлено на достижение определенной цели;

‑ синергичность, то есть однонаправленное действие компонентов усиливает эффективность функционирования системы;

‑ мультипликативность, означающая, что эндогенные и экзогенные эффекты взаимодействия компонентов обладают свойством умножения составляющих, а не их сложения;

‑ непрерывность функционирования и эволюции;

‑ адаптивность, характеризующая стремление к состоянию устойчивого равновесия;

‑ оптимальность сочетания централизованного и децентрализованного управления;

‑ альтернативность путей функционирования и развития (достижения целей).

Принцип управляемости

В некоторых работах, посвященных проблемам гармонизации различных видов политики предприятия, рассматриваются такие принципы гармонизации, как:

‑ принцип планирования;

‑ принцип координирования;

‑ принцип стабилизации

и др. [3].

По нашему мнению, данные принципы напрямую соотносятся с основными функциями менеджмента. Поэтому считаем целесообразным их объединение в один принцип – принцип управляемости. Он подразумевает, что гармонизация промышленной и торговой политики предприятия представляет собой обоснованный, целенаправленный, координируемый менеджментом организации процесс.

Поскольку гармонизация преследует цели долгосрочного характера, то для ее осуществления на предприятии необходимо наличие не только узкоспециализированных специалистов, но и менеджеров, способных стратегически планировать деятельность предприятия, работать в команде, адекватно реагировать на вызовы внешней среды функционирования предприятия.

Принцип социальной справедливости

Данный принцип заключается в распределении доходов от промышленной и торговой деятельности для обеспечения гармонии внутри коллектива. При этом возникает необходимость и в духовной гармонизации членов одного трудового коллектива. Данный тезис подтверждает огромную роль в производстве человеческих ресурсов.

В современных организациях огромное значение отдается управлению человеческими ресурсами, созданию адекватной организационной культуры, системы мотивации, позволяющей удовлетворить потребности не только низшего, но и высшего порядка. Важная роль также принадлежит процессу отбора и найма персонала, способствующего созданию гармоничного социально-психологического климата в коллективе.

Таким образом, гармонизация представляет собой управляемую деятельность организации, основной целью которой является повышение социально-экономической эффективности хозяйственной деятельности и сбалансированности противоречивых экономических интересов. Она построена на принципах достижения консенсуса между различными направлениями деятельности предприятия, осуществляемая как система, затрагивающая все составляющие ее элементы. Одним из важнейших ее аспектов является гармонизация человеческих ресурсов внутри предприятия и повышение социальной ответственности бизнеса.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 17:58:21