Конкурентные позиции муниципального образования и подходы к их классификации
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (126), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Российская практика муниципального управления показывает, что в настоящее время вопросы обеспечения конкурентоспособности муниципальных образований начинают все больше выступать в качестве приоритетных.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкуренция, муниципальное управление
Осознав, что нельзя ограничивать сферу своей деятельности только текущими вопросами, вопросами выживания, муниципальные органы управления сосредотачиваются над вопросами стратегического развития муниципальных образований: создание и реализация стратегических концепций, планов, программ развития муниципальных образований. Так как эти процессы происходят в быстро меняющейся внешней среде, муниципальные образования в процессе стратегического планирования используют отдельные элементы стратегического анализа, маркетинговые инструменты и подходы.
Необходимость осознания своих конкурентных преимуществ и путей их укрепления для выработки результативной и действенной стратегии обусловлена самой спецификой рыночной конкурентной среды. Поскольку различные аспекты, связанные с конкурентоспособностью территорий вообще и муниципальных образований в частности, являются в современных условиях достаточно новыми, они не имеют широкого практического применения и недостаточно полно изучены исследователями. Пока нет единого подхода к определению конкурентоспособности муниципального образования, высказываются и апробируются различные точки зрения на составляющие конкурентных позиций такого образования.
Конкурентные позиции и источники их формирования
Конкурентные позиции муниципального образования – определяющие элементы его конкурентоспособности. На состояние конкурентных позиций влияют различные факторы конкурентоспособности, дающие как преимущества, так и ограничивающие возможности муниципального образования в конкурентной борьбе.
Любая конкурентная позиция, с одной стороны, обладает преимуществами, с другой – на неё воздействуют ограничения и отрицательные факторы. Конкурентные преимущества муниципального образования могут укрепить его положение и способствовать социально-экономическому развитию, ограничения и отрицательные факторы сдерживают развитие. Их влияние нужно либо устранить, либо хотя бы ослабить. Впрочем, ограничения и отрицательные факторы при определенных условиях могут быть обращены в преимущества, то есть использованы в качестве стимулов для развития тех или иных комплексов и привлечения ресурсов.
Для понимания сущности конкурентных позиций, а также управления ими необходима их классификация с точки зрения различных подходов. Итак, относительно источников формирования конкурентных позиций их можно подразделить на основные и развитые.
Основные – природно-климатические условия и ресурсы, географическое положение, неквалифицированная или малоквалифицированная рабочая сила. То есть объективные условия, наличие или отсутствие которых не зависит от деятельности человека. Эти условия даны территории изначально и являются важным преимуществом. Остальные факторы строятся во многом на основе имеющихся ресурсов с учетом географического положения. Хотя основные факторы в течение длительного времени, как правило, стабильны, их роль и значение может меняться. Это происходит в том случае, когда сокращаются потребности в определенных ресурсах, возникают новые, более выгодные варианты удовлетворения спроса.
Развитые – это факторы, которые создаются на территории в результате целенаправленной деятельности людей: современная инфраструктура; развитая научно-информационная среда; высококвалифицированные кадры; научно-исследовательский и геологоразведочный потенциал и т.д. В свою очередь развитые факторы можно подразделить на имеющиеся в настоящее время и потенциальные – те, которые необходимо и возможно создать в обозримом будущем.
Для достижения конкурентных преимуществ важны как основные, так и развитые факторы. При этом необходимо учитывать важную особенность развитых факторов. Если не проводить постоянную работу по их совершенствованию, эти преимущества обесцениваются.
Широта действия конкурентные позиции
С точки зрения широты действия конкурентные позиции можно подразделить на следующие группы:
- суперрегиональные – конкурентные позиции, характерные для страны в целом или группы регионов. При этом для территорий-конкурентов внутри страны или группы регионов эти позиции не являются значимыми: они одинаковы для них;
- региональные – конкурентные позиции, характерные для всего региона и муниципальных образований, его составляющих;
- общемуниципальные конкурентные позиции характерны для муниципального образования в целом. Они обусловлены социально-экономическими, научно-техническими, природными и экологическими факторами. Общемуниципальные конкурентные позиции определяют место муниципального образования в территориальном разделении труда и направлены во внешнюю среду;
- внутримуниципальные конкурентные позиции и конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности направлены внутрь самого муниципального образования. Внутримуниципальные конкурентные позиции – это конкурентные позиции территорий внутри муниципального образования;
- конкурентные позиции социально-экономических сфер жизнедеятельности определяются способностью предприятий и организаций различных отраслей и сфер деятельности на территории муниципального образования осуществлять деятельность в конкурентной среде.
Факторы, влияющие на конкурентные позиции
По типу воздействующих факторов можно выделить внешнее и внутреннее воздействие на конкурентные позиции муниципального образования.
Конкурентные позиции, обусловленные внешними факторами, в основном формируются на макроуровне и наиболее высоких уровнях управления. К ним можно отнести конкурентоспособность страны, региона, отрасли, направленность государственной социальной, экономической, финансовой, фискальной политики и прочее.
Конкурентные позиции, обусловленные внутренними факторами, формируются на уровне муниципального образования и в большей степени зависят от муниципальных органов управления. В свою очередь они подразделяются на следующие виды.
Структурные конкурентные позиции зависят от организационной структуры управления муниципального образования, миссии, уровня специализации и концентрации производственной и социально-культурной сфер, мониторинга социально-экономических процессов, информационной и нормативно-методической базы управления.
Ресурсные конкурентные позиции определяются уровнем обеспеченности всеми видами ресурсов муниципального образования.
Управленческие – это уровень конкурентоспособности менеджеров в системе органов местного самоуправления, оптимизация управленческих процессов, их научная обоснованность, а также система управления качеством.
Конкурентные позиции, характеризующие эффективность функционирования муниципального образования как системы, – это уровень жизни населения, уровень инвестиционной привлекательности территории, имидж муниципального образования.
Главная задача органов местного самоуправления
Динамичное развитие муниципального образования в условиях рынка становится реальным при наличии благоприятных конкурентных позиций. Приток ресурсов, прежде всего инвестиций, в муниципальное образование целиком определяется его социально-экономической привлекательностью. Здесь решающее значение приобретают конкурентоспособность муниципального образования и возможности ее повышения. Предпринимательский капитал направляется туда, где можно разместить конкурентоспособные производства, приносящий доход бизнес. В свою очередь рост капиталовложений в экономику территории является основой для роста благосостояния жителей, который оценивается в первую очередь уровнем занятости и уровнем доходов на душу населения. Оживление экономической деятельности ведет к увеличению занятости населения и росту его доходов. Следовательно, формирование конкурентоспособной экономики муниципального образования, обеспечивающей необходимый уровень и качество жизни населения, можно считать главной задачей органов местного самоуправления.
Таким образом, понятие конкурентоспособности становится ключевым для управления развитием муниципального образования. Это один из основных факторов, находящихся под воздействием местных властей и решающим образом влияющий на ход развития города и качество жизни населения. Нацеленность управления развитием муниципального образования на рост конкурентоспособности предполагает четкое представление о том, что же именно составляет его конкурентоспособность.
Страница обновлена: 05.09.2024 в 11:38:55