Инвестиционный климат и развитие бизнеса в России

Кравец А.В.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 2 (Январь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

В статье рассматривается региональная привлекательность рынка инвестиций в России. Рассмотрены основные проблемы привлечения инвестиционных ресурсов в экономику России, пути повышения инвестиционной привлекательности регионов РФ. Данная статья может быть интересна научным работникам изучающих инвестиционные процессы на уровне страны, региона, занимающимися изучением инвестиционного климата и инвестиционной привлекательности региона.

Ключевые слова: предпринимательство, инвестиции, инвестиционный климат, бизнес, технология, инвестиционная привлекательность, регион, отрасль, региональная инвестиционная политика



Введение

Привлечение инвестиций в регион (отрасль) оказывает положительное влияние на экономику страны в целом. В случае их рационального использования это способно положительно влиять на развитие производства, освоение новых технологий, повышение конкурентоспособности производимых товаров на мировом рынке, на состояние российского предпринимательства в целом.

Проблема привлечения инвестиций в экономику России является очень актуальной. Экономика России переживает не лучшие времена и находится в достаточно сложном состоянии.

Одним из решений данной проблемы может стать деятельность региональных властных и экономических элит по повышению инвестиционной привлекательности регионов с учетом конкурентных преимуществ последнего – формированием инвестиционного климата.

Инвестиционный климат – степень благоприятности для потенциальных инвестиций в данный момент времени на рассматриваемой территории (страна, регион).

Факторы инвестиционного климата

К ключевым факторам, которые формируют инвестиционный климат страны (региона) можно отнести:

- макроэкономическую сбалансированность (федеральный, региональный бюджеты, монетарная и фискальная политика), показатели и прогноз инфляции;

- наличие и запасы природных ресурсов, насколько возможен доступ к ним, степень монополизации;

- наличие и степень доступности объектов инфраструктуры (автодороги, железные дороги, авиалинии, средства коммуникации);

- территориальное распределение рабочей силы и ее квалификацию;

- барьеры входа на рынок, уровень конкуренции;

- политическую стабильность, качество государственного управления, лоббизм, уровень преступности и коррупции.

Анализ статистических данных Росстата показывает неравноценный вклад в ВВП России регионов (доля ВРП в ВВП России – рис. 1).

Рисунок 1. Доля ВРП федерального округа в ВВП России в 2014 году (без учета Крымского федерального округа).

Источник: составлено автором на основании статистического сборника Россия в цифрах, 2015: Краткий статистический сборник / Росстат. – М.: Росстат, 2015. – С. 40-47.

Самый большой вклад в ВВП осуществляют Центральный (35,13%), Уральский (14,16%) и Приволжский (15,8%) федеральные округа и, в противоположность этому, вклад в ВВП России со стороны Дальневосточного (5,2%) и Северо-Кавказского (2,52%) федеральных округов – самый низкий.

Основными задачами экономики страны в настоящее время являются выход из финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивого роста. Их решение во многом определяется стимулированием инвестиционной деятельности и, прежде всего, инвестиций в реальный сектор как главного фактора модернизации и роста экономики. Особенно значимо это для северных регионов, где велик моральный и физический износ производственного аппарата, а финансирование инвестиций не полностью обеспечивает его обновление и необходимые технологические и структурные изменения в экономике. Более того, масштабных инвестиций в основной капитал требует решение давно назревшей проблемы диверсификации производства.

Можно выделить следующие три типа прямых инвестиций:

- первый тип – это инвестиции, ориентированные на рынок и обслуживающие местные и региональные рынки. Целью этих инвестиций является проникновение, поддержание местных производителей товаров и услуг с последующей их реализацией на внутренних рынках;

- второй тип – это инвестиции, ориентированные на ресурсы, которые приходят в регион с целью получения доступа к сырьевым ресурсам или дешевой рабочей силе. Такие инвестиции приходят в регионы, богатые нефтью и газом;

- третий тип – это инвестиции, ориентированные на эффективность и связанные, в первую очередь, с диверсификацией производства, с эффектом от масштаба и совмещения производства нескольких продуктов, наличием квалифицированной рабочей силы. Данный тип инвестиций связан с положительными внешними эффектами (экстерналиями), исходящими от других компаний, уже присутствующих в регионе (Федорович В.О., Федорович Т.В., Конципко Н.В., 2015).

Стимулирование инвестиционных процессов является одним из важнейших условий выхода из экономического кризиса российских предприятий. Стимулирование инвестиционного процесса становится основным приоритетом для нашей страны, которая стремится лидировать в условиях глобализации. Для этого необходимо укреплять материально-техническую базу важнейших стратегических предприятий, наращивать инвестиционный потенциал регионов.

Однако региональная неоднородность инвестиционной привлекательности регионов России стала одной из основных особенностей периода рыночного реформирования экономики страны (Бувальцева В., Чечин В., 2015).

Это связано, во-первых, с существенными региональными различиями в исходных природно-сырьевых, промышленных, технологических и географических условиях на момент перехода к рынку, а во-вторых, с уровнем политического и экономического патернализма (или суверенитета) субъектов РФ.

Динамику регионального распределения инвестиций в основной капитал по федеральным округам Российской Федерации показывает рисунок 2.

Рисунок 2. Доля инвестиций в основной капитал федерального округа по отношению к общероссийскому показателю в 2014 году (без учета Крымского федерального округа).

Источник: составлено автором на основании статистического сборника Россия в цифрах, 2015: Краткий статистический сборник / Росстат. – М.: Росстат, 2015. – С. 40-47.

Данный рисунок показывает, что наибольшие вложения в основной капитал в 2014 году осуществлялись в Центральном федеральном округе (25,4%), Приволжском федеральном округе (17,42%), Уральском федеральном округе (17,17%), и, соответственно, самые низкие показатели имеют Северо-Кавказский федеральный округ (3,82%), Дальневосточный федеральный округ (6,06%) и Южный федеральный округ (9,44%).

Следовательно, конкурентные преимущества и недостатки отдельных субъектов РФ, порождаемые рядом объективных причин, влияют на степень инвестирования в замену основных производственных фондов фирм и корпораций, расположенных в соответствующих регионах.

Развитие крупного бизнеса в нашей стране привело к формированию значительных различий между регионами по степени присутствия крупного бизнеса (Кузнецова О.В., 2013; с. 349-358).

Отсутствует крупный бизнес в большей части республик Северного Кавказа. Причиной этого является низкий уровень развития промышленности. Данные республики в советское время были аграрными, и, соответственно, привлекательных активов для крупного бизнеса у них не было. Второй причиной является сложная социально-политическая обстановка в настоящее время.

На противоположной стороне от регионов, где крупный бизнес практически отсутствует, находятся прежде всего наиболее экономически развитые регионы Поволжья, Урала, Республики Башкортостан, Татарстан, Свердловская и Самарская область (как и в целом по Европейской части Российской Федерации).

В этот тип регионов попадают субъекты, где соблюдаются следующие условия (Кузнецова О.В., 2013; с. 349-358):

- наличие активов в сырьевых отраслях, благодаря которым обеспечивается экономическое благополучие данных регионов;

- данные активы связаны с более высокими стадиями переработки (например, добыча нефти – ее переработка – производство полимеров);

- в целом высокий уровень развития данных регионов, наличие условий для производства сложной продукции;

- благоприятные условия для перерабатывающих отраслей, высокоразвитая транспортная инфраструктура, высокая емкость рынка.

Все остальные регионы занимают промежуточное положение между названными ранее крайними типами, где крупный бизнес либо практически отсутствует, либо его присутствие незначительно.

Различная инвестиционная активность бизнеса в регионах отражается на социальной ситуации. Так, прослеживается прямая зависимость динамики инвестирования в основной капитал в регионе со среднедушевыми доходами населения данного региона (рис. 3).

Приняв среднедушевые доходы (за месяц) в Российской Федерации за 100%, мы увидим, что в тех федеральных округах, где осуществляется существенное инвестирование в основной капитал, среднедушевые доходы населения в месяц превышают данный показатель в целом по России.

Выходом из сложившегося положения автору данной статьи видится повышение роли государственного регулирования, выражающегося в следующей последовательности шагов:

- определение и регулирование определенных правил поведения как для инвесторов (предпринимателей), так и для государственных и региональных структур во всех регионах страны;

- обеспечение четких, прозрачных и гарантированных прав на собственность (включая права на интеллектуальную собственность), прозрачный доступ к ресурсному потенциалу региона и факторам производства, рыночной инфраструктуре;

Рисунок 3. Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц) федерального округа по отношению к среднероссийскому показателю в 2014 году (без учета Крымского федерального округа).

Источник: составлено автором на основании статистического сборника Россия в цифрах, 2015: Краткий статистический сборник / Росстат. – М.: Росстат, 2015. – С. 40-47.

- развитие институциональной структуры гражданского общества, которая будет отслеживать прозрачность и открытость рыночного обмена в регионах, и соблюдение корпоративной этики;

- развитие организационно-технической инфраструктуры, которая необходима для разработки независимой и объективной оценки и реализации инвестиционных проектов в регионах;

- обеспечение защиты прав бизнеса на основе действующей нормативно-правовой базы.

Инвестиции в экономику страны имеют важное значение. Они позволяют привлекать новый управленческий и производственный опыт, дополнительные социальные ресурсы. Привлечение инвестиций всегда связано с новыми технологиями, новыми моделями управления, а также с адаптацией экономики региона и страны к технологическим и социальным изменениям (Селезнев А., 2015).

Заключение

Рост активности бизнеса и в целом экономический рост в нашей стране зависит в первую очередь от экономической политики регионов и их инвестиционной привлекательности. Необходимо отметить и тот факт, что регионы России должны быть не просто местом, где размещены факторы производства – труд, земля и капитал, но и территорией сосредоточения научных, образовательных и информационных факторов как поля для развития человеческого капитала, инноваций. Именно это является источником конкурентного преимущества и фактором экономического роста (Тюкавкин Н.М., Тарелкин А.А., 2015).

Все это может проявиться только в том случае, когда на территории региона начинает развиваться высокотехнологичное производство, а решающую роль в производстве играет инновационная среда. Реализовать это можно на основе развития кластеров – системы взаимосвязей фирм и организаций, выполняющих функции точек роста в регионах. Применение кластерного подхода позволяет развивать малое и среднее предпринимательство, осуществлять тесное взаимодействие между фирмами, создавать общие рынки труда, технологий (Федорович В.О., 2007).

Для этого необходимо:

1. Развивать инструментарий поддержки со стороны государства крупных и средних инвестиционных проектов, которые смогут обеспечить мультипликативный эффект для экономики России и которые будут способствовать решению социальных и инфраструктурных проблем.

2. Сокращение списка отраслей, в которых ограничена или запрещена деятельность иностранных инвесторов (с учетом того фактора, что «открывать» отрасли для иностранцев можно только те, которые не связаны с обеспечением национальной безопасности).

3. Формирование привлекательного инвестиционного климата в тех регионах, которые в первую очередь нуждаются в прямых инвестициях.

4. Переход к предоставлению отчетности только в электронном виде, вплоть до отказа от бумажной формы отчетности в отношении малого бизнеса.

5. Адресная поддержка социально уязвимым слоям населения, формирование социальных ориентиров, которые будут положены в основу стратегического развития страны.


Источники:

1. Бувальцева В., Чечин В. Развитие института инвестора в России как основного участника рынка ценных бумаг // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 61–75.
2. Замараев Б., Киюцевская А. Российская экономика в контексте мировых трендов // Вопросы экономики. – 2015. – № 2. – С. 32-48.
3. Инвестиционные стратегии крупного бизнеса в экономике регионов / О.В. Кузнецова [и др.]. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 440 с.
4. Селезнев А. Об особенностях и содержании политики привлечения прямых иностранных инвестиций // Экономист. – 2015. – № 8. – С. 3-11.
5. Тюкавкин Н.М., Тарелкин А.А. Промышленные предприятия на рынке инвестиций // Креативная экономика. – 2015. – Т. 9. – № 5. – С. 577-586.
6. Федорович В.О. Инструментарий оценки эффективности функционирования инновационных организаций как средство прогнозирования их устойчивого развития // Национальные инновационные системы: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Сибирская академия финансов и банковского дела, 2007. – 510 с. – С. 252-262.
7. Федорович В.О., Федорович Т.В., Конципко Н.В. (2015). Анализ величины экономической выгоды корпорации при реализации различных подходов к расчетам амортизационной премии // Экономический анализ: теория и практика. – 2015. – № 15. – С. 26-40.

Страница обновлена: 21.09.2024 в 16:38:40