Риски и возможные последствия прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий России и Украины
Казарян М.О.1, Кнобель А.Ю.1
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 2 (Январь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Казарян М.О., Кнобель А.Ю. Риски и возможные последствия прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий России и Украины // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 2. – С. 155-166. – doi: 10.18334/rp.17.2.2205.
Аннотация:
Данная статья посвящена оценке рисков и возможных последствий прекращения торгово-экономического сотрудничества для предприятий России и Украины в связи с подписанием Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и политической ситуации вокруг этого процесса. На основании анализа изменения взаимоотношений российских предприятий ВПК, машиностроения, химической, атомной и космической отраслей с украинскими партнерами, а также анализа возможного нарастания сотрудничества украинских предприятий с европейскими компаниями делается вывод о том, что ущерб от текущей военно-политической напряжённости для российских предприятий значительно превосходит прогнозируемый прямой эффект от соглашения.
Ключевые слова: Европейский Союз, торгово-экономическое сотрудничество, импортозамещение, международная торговля, зона свободной торговли
Введение
16 сентября 2014 г. Верховная рада Украины одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским союзом. Для Евросоюза данное соглашение является самым объемным документом, заключенным с третьими странами, а для Украины – крупнейшим по объему и тематическому охвату международным соглашением с перечнем конкретных норм ЕС, которые Украина должна имплементировать в свое законодательство [0, 0]. Эксперты условно выделяют несколько видов рисков для России непосредственно от заключения Соглашения [0]:
1. Риск нелегального реэкспорта европейских товаров через территорию Украины вследствие различия ставок (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 0,5 млрд долл.).
2. Риск вытеснения подешевевшими европейскими товарами украинских товаров (на украинском рынке) и перенаправление украинских товаров на российский рынок (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 0,3–0,45 млрд долл.).
3. Эффект отклонения торговли: переориентация торговых потоков с направлений «Россия – ЕС» и «Россия – Украина» на направление «ЕС – Украина».
4. Риск потери части украинского рынка из-за рассогласованности технических и прочих стандартов (максимальные потери для России оцениваются экспертами в 1,95 млрд долл.) [0].
Хотя начало имплементации экономических положений Соглашения начинается 1 января 2016 г. [1], подписание данного соглашения и политическая ситуация вокруг него уже привели к ухудшению торгово-экономических отношений России с Украиной. Резкое сокращение торговли по большинству товарных групп связано в том числе с наблюдаемым ухудшением политических взаимоотношений, что в свою очередь препятствует выходу продукции на рынок партнера и разрушает традиционные производственные цепочки, усугубляя положение целого ряда компаний. В данной работе представлена оценка рисков торгово-экономического сотрудничества некоторых российских и украинских предприятий машиностроения, ВПК, космической, атомной и химической промышленности, оказавшихся в условиях политической нестабильности и разрыва производственно-кооперативных связей.
Обзор торгово-экономического сотрудничества предприятий России и Украины по отраслям: риски сокращения торговли по политическим причинам
Рассмотрим текущую ситуацию на рынке авиастроения. Самолеты «Ан» собираются в Украине на заводе ГП «Антонов» и на российских авиазаводах в Ульяновске, Самаре и ОАО «ВАСО» в Воронеже. По итогам 2012 г. ОАО «ВАСО» поставило в адрес ГП «Антонов» продукции на общую сумму свыше 218 млн руб., а ГП «Антонов» в адрес воронежского завода – на сумму свыше 142 млн руб. [0]. В настоящее время сотрудничество компаний по производству самолетов практически прекратилось: в Украине по каждому типу самолетов предусмотрены программы импортозамещения [0]. Россия продолжает выплачивать «Антонову» роялти за чертежи, а «Антонов» в свою очередь осуществляет техническое сопровождение гражданских самолетов. По мнению специалистов ОАО «ВАСО», почти все комплектующие, кроме двигателя, можно заменить на отечественные. Однако если отношения с Украиной обострятся, ОАО «ВАСО» рискует потерять компетенцию финальной сборки. В связи с тем, что интеллектуальные права на большинство самолетов «Ан» принадлежат Украине и нет возможности организовать их производство на российских заводах независимо от «Антонова», запускается производство российских аналогов серии «Ил» и «Ту» [0].
Почти все зарубежные контракты «Антонова» обеспечивались российской лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко». В 2011 г. «Ильюшин Финанс Ко» и «Антонов» подписали контракт на поставку в период с 2012 по 2014 гг. 10-ти самолетов Ан-158 стоимостью 27–30 млн долл. (стоимость российских комплектующих – порядка 15 млн долл.) [0]. После начала военных действий компании отказались от совместных планов создания на базе Ан-148-100 линейки различных самолетов, например, так и не реализовался контракт на создание военно-транспортного и грузового Ан-178 на сумму 150 млн долл. [0]. По проекту Ан-148 общий портфель заказов до 2017 г. составлял 240 самолетов по цене 25–30 млн долл. (стоимость российских комплектующих – порядка 19 млн долл.) [0].
Что касается опыта сотрудничества Украины и ЕС в области кооперации авиастроения, в ходе переговоров о совместном производстве самолетов, получив доступ к проектной документации военно-транспортного самолета Ан-70, специалисты Airbus создали аналогичную модель А-400М [0]. В настоящее время самолеты украинского производства в ЕС не экспортируются, так как они не прошли соответствующую сертификацию, однако «Антонов» ведет переговоры о сотрудничестве с Польшей и Германией.
Ухудшилась ситуация и на рынке вертолетостроения: в 2014 г. было запланировано производство запорожским заводом «Мотор Сич» около 400 вертолетных двигателей для российских заказчиков, но в связи с запретом Украиной экспорта товаров военного и двойного назначения в РФ контракт не был исполнен. Кроме того, «Мотор Сич» полностью прекратила поставки для российской компании «Тактическое ракетное вооружение» малоразмерных газотурбинных двигателей для крылатых ракет. В настоящее время сотрудничество «Мотор Сич» с российскими партнерами сохранилось только в рамках оснащения вертолетов гражданского назначения и боевых вертолетов, которые Россия производит на экспорт [0], а именно продолжается сотрудничество «Мотор Сич» и «Вертолеты России» в рамках пятилетнего контракта, подписанного в ноябре 2011 г., на поставку ежегодно 270 вертолетных двигателей на общую сумму 1,5 млрд долл. [0]. Также завод рассматривает возможность поставки украинских авиадвигателей в РФ через третьи страны. В планах завода – расширение сотрудничества со странами ЕС. 9 января 2015 г. в Австрии прошел испытания самолет DA50 с новым двигателем АИ-450 производства компании «Мотор Сич» [0]. Предполагается, что в середине 2016 г. самолет DA50 войдет в серийное производство и продажи достигнут 50-ти и более самолетов в год.
Стоит обратить внимание, что многие двигатели, которые серийно изготавливали на «Мотор Сич», делаются также и на заводе «Климов» в Санкт-Петербурге. Согласно текущему плану, к 2016 г. предприятие выйдет на плановую мощность и начнет поставлять по 350 двигателей в год, а затем объемы увеличатся до 500 штук в год и полностью покроют спрос российских предприятий. Однако, по мнению военных экспертов, полное прекращение сотрудничества России с «Мотор Сич» приведет к снижению производства вертолетов в связи с тем, что потребуется несколько лет для поиска альтернативных источников электронных компонентов и других высокотехнологичных комплектующих, хотя часть этой продукции в ближайшее время можно будет импортировать из Китая и Белоруссии [0].
Сложная ситуация для предприятий Украины наблюдается на рынке вагоностроения. В 2014 г. из Украины в Россию было экспортировано 700 вагонов, что на 85% ниже, чем в 2013 г. [0]. Причем сокращение связано не с политическими причинами, а с отсутствием необходимости пополнения парка в условиях переизбытка вагонов российского производства. Крупнейшее вагоностроительное предприятие Украины – «Азовмаш» – второй по размерам поставщик грузовых вагонов в России после «Уралвагонзавода», было вынуждено сократить объемы производства в 2014 г. на 93%, а в настоящее время не работает [0]. В 2014 г. убыток Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) составил 357,57 млн гривен, тогда как в 2013 г. его чистая прибыль составляла 339,38 млн гривен. Для приведения производства в соответствие с европейскими стандартами КВСЗ собирается вложить в ближайшие три года сотни миллионов гривен [0].
Основные направления военно-технического сотрудничества Украины и России включают двигателестроение, авиационную промышленность, строительство ракет-носителей. В марте 2014 г. Украина ввела эмбарго на поставку продукции военного назначения в Россию. При этом порядка 70% поставщиков, выпускающих комплектующие для украинской оборонной промышленности, находятся в России. «Зоря» – «Машпроект» (г. Николаев), производящее газотурбинные силовые установки, более 90% продукции отправляет на экспорт, в основном в РФ [0]. В случае прекращения сотрудничества для России существуют риски срыва производства 17 боевых кораблей Военно-Морского Флота на сумму 4,1 млрд долл. из-за непоставки украинских двигателей (производство российских аналогов планируют организовать в Рыбинске) [0].
Что касается космической отрасли, то объемы производства завода «Южмаш» (порядка 80% заказов приходило из РФ) ракетно-космической техники в 2014 г. по договорам с РФ сократились более чем в 60 раз, соответственно с 106 млн долл. в 2011 г. до 1,75 млн долл. в 2014 г. [0]. По данным «Роскосмоса», для компенсации последствий от разрыва кооперации в космической отрасли с Украиной и локализации производства в РФ до 2018 г. потребуется около 33 млрд руб. [0].
Краткосрочные риски для российских предприятий атомной промышленности заключаются в свертывании российско-украинской кооперации в производстве ядерных реакторов, котлов и энергоблоков для АЭС, долгосрочные – в полном или частичном отказе Украины от российского топлива в связи с переходом на американское ядерное топливо и переводе систем безопасности украинских АЭС на систему безопасности ЕС, практически блокирующий строительство новых и эксплуатацию действующих реакторов российского типа на Украине.
В настоящее время, за исключением импорта ядерного топлива и услуг по отработанному ядерному топливу, Украина практически не сотрудничает с российскими предприятиями атомной промышленности [0]. 28 августа 2014 г. ОАО «Турбоатом», ГП «НАЭК «Энергоатом» и ГП «Завод «Электротяжмаш» подписали протокол переговоров об импортозамещении энергетического оборудования для АЭС Украины [0]. Риски «Росатома» по запуску энергоблока №4 Белоярской АЭС оправдались: срыв планов по закупке арматуры на Украине привел к переносу энергопуска с сентября на конец 2014 г., а в конечном счете «Росэнергоатом» решил использовать оборудование российского производства [0]. Существуют также риски потери «Росатомом» заказа на строительство нового ректора на Южно-Украинской АЭС на сумму примерно на 5 млрд долл. В сентябре 2015 г. Украина расторгла соглашение о достройке «Росатомом» двух энергоблоков Хмельницкой АЭС на сумму 3 млрд долл. [0]. Потери «Атомэнергомаша» (машиностроительный дивизион «Росатома») в связи с приостановлением поставок оборудования для модернизации Старобешевской ТЭС в Донецкой области Украины оцениваются в 600 млн руб.
В рамках стратегического курса Украины на ядерно-энергетическую независимость от России в декабре 2014 г. было продлено до 2020 г. сотрудничество Украины с главным конкурентом «Росатома» в Европе – американским «Вестингаузом», который уже покрывает более 7% украинского импорта ядерного топлива [0]. В связи с этим риски потери Россией украинского рынка оцениваются от 600 млн долл. до 1,2 млрд долл. в год или более 50% общего топливного экспорта «Росатома». Впрочем, пока опыт использования американского топлива на российских реакторах преимущественно негативный. При его эксплуатации в 2012 г. на Южно-Украинской АЭС были выявлены конструкционные проблемы, и Госинспекция ядерного регулирования Украины запретила его использование.
Примером позитивной динамики российско-украинского сотрудничества выступает рост поставок оборудования для российских АЭС, а также гидро- и электростанций украинского завода ОАО «Турбоатом». В соответствии с долгосрочной стратегией развития к 2017 г. ОАО «Турбоатом» рассчитывает экспортировать в страны Таможенного союза оборудования и услуг более чем на 660 млн долл. в год [0]. С другой стороны, завод параллельно расширяет сотрудничество и со странами ЕС, с которыми в 2014 г. были подписаны контракты в объеме до 40 млн долл., в том числе на 8 млн долл. – с Венгрией, на 4 млн долл. – с Болгарией, около 1 млн долл. – с Финляндией [0]. Если рассматривать возможности замены импортируемой Россией продукции «Турбоатома», то, по оценкам экспертов, России для налаживания производства газотурбинного оборудования, аналогичного оборудованию «Турбоатома», потребуется от 2 до 3 лет.
Основу российского экспорта в Украину продуктов неорганической химии формирует аммиак (90%), причем значительная часть его поставок проходит транзитом по аммиакопроводу Тольятти –Одесса. В 2012 г. «Тольяттиазот» экспортировал по трубопроводу 1,526 млн тонн аммиака в Украину, при том что квота Украины на 2012 г. составила 1,6 млн тонн аммиака [0]. Недовыработка связана с тем, что с 16 декабря 2011 г. по 18 января 2012 г. Украина приостановила прокачку аммиака по своей территории, а «Тольяттиазот» сообщил о вынужденной остановке производства и понесенных 500 млн руб. убытка. В то же время украинские власти повысили тарифы на прокачку аммиака для российского «Тольяттиазота» в 6 раз. Таким образом, основными рисками для российского предприятия являются возможное наложение санкции со стороны Украины, а также опасность повреждения трубопровода вследствие боевых действий в Донбассе.
За первое полугодие 2014 г. компания «ЕвроХим», обеспечивающая в 2013 г. 20% потребностей украинского рынка удобрений, получила выручку от продажи удобрений на украинском рынке в размере 4,3 млрд руб. (что составило 4,5% выручки за первое полугодие 2013 г.) [0]. На снижение выручки повлияло сокращение поставок в связи с политической и экономической нестабильностью на Украине, а также принятое Межведомственной комиссией по международной торговле решение о повышении антидемпинговых пошлин на ввоз аммиачной селитры для российских экспортеров до 36,03% против 10,78% ранее.
Заключение
1. Ущерб от текущей военно-политической напряженности, в частности разрыв производственно-кооперационных связей и риски невыполнения контрактов преимущественно в области машиностроения и космоса, атомной, химической промышленности и ВПК, в сумме можно оценить более чем в 20 млрд долл. в год. Это значительно превосходит оценки прямого эффекта от Соглашения об ассоциации Украины и ЕС.
2. Переориентация экспорта предприятий Украины с России на страны ЕС носит ограниченный характер во многом из-за несоответствия технических стандартов и требованиям сертификации. Положительным примером нарастающего сотрудничества предприятий Украины и стран ЕС выступает атомная промышленность.
[1] Оценку последствий соглашения на экономику Украины можно встретить в работе Movchan V., Giucci R. (2011) [0].
Источники:
2. MovchanV., Giucci R. Quantitative Assessment of Ukraine’s Regional Integration Options: DCFTA with European Union vs. Customs Union with Russia, Belarus and Kazakhstan [Electronic resource]. – 2011. – PP/05/2001. – (Policy Paper Series). – Mode of access: http://www.ier.com.ua/en/publications/consultancy_work?pid=3107
3. EU-Ukraine Association Agreement: Guideline for Reforms [Electronic resource] / O. Sushko [et al.]. – 2012. – KAS Policy Paper No. 20. – Mode of access: http://www.kas.de/wf/doc/kas_32048-1522-2-30.pdf?120911173352
4. Ассоциация Украины с Европейским союзом: последствия для России: информационно-аналитический доклад / Фонд перспективных исследований и инициатив, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Центр ситуационного анализа РАН, Фонд поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова. – М.: ИМЭМО, 2014. – 64 с.
5. «Ильюшин финанс» и «Антонов» подписали твердый контракт на 10 Ан-158 [Электронный ресурс] // Ведомости. – 2011. – 21 июня. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/news/2011/06/21/lizingovaya_kompaniya_ilyushin_finans_i_ukrainskij_antonov
6. Самофалова О. Есть чем заменить [Электронный ресурс] // Взгляд. – 2014. – 17 июня. – Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2014/6/17/691580.html
7. Самофалова О. Отказываясь строить АЭС с Россией, Украина сильно рискует [Электронный ресурс] // Взгляд. – 2015. – 16 сентября. – Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2015/9/16/767210.html
Коцубинская М. «Росатом» может потерять 1,6 млрд руб. на Украине [Электронный ресурс] // РБК. – 2014. – 10 июня. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949991695069
8. Роскосмос подготовил план замещения украинских комплектующих [Электронный ресурс] // Взгляд. – 2014. – 28 июля. – Режим доступа: http://vz.ru/news/2014/7/28/697517.html
9. Крецул Р. Украина напрасно рассчитывает на помощь Запада в производстве Ан-70 [Электронный ресурс] // Взгляд. – 2015. – 27 мая. – Режим доступа: http://www.vz.ru/society/2015/5/27/747670.html
10. Новая разработка «Антонова» Ан-178 может до лета подняться в небо – авиастроитель [Электронный ресурс] // Военный информационный портал Military Navigator. – 2015. – 5 апреля. – Режим доступа: http://www.milnavigator.com/novaya-razrabotka-antonova-an-178-mozhet-do-leta-podnyatsya-v-nebo-aviastroitel
11. Тельманов Д. Ничего патриотичного, только бизнес [Электронный ресурс] // Газета.ru. – 2015. – 19 февраля. – Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2015/02/19_a_6418029.shtml
12. Годовой отчет «Тольяттиазот» за 2012 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.toaz.ru/files/470/%D0%93%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%B7%D0%B0%202012%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%BC.pdf
13. Замдиректора ГП «Электротяжмаш»: о проблемах завода, новых заказах и памятнике Ленину [Электронный ресурс] // Городской дозор. – 2015. – 18 марта. – Режим доступа: http://dozor.kharkov.ua/file/Kostyuk/interview/1159915.html
14. Гибель «Азовмаша»: Юрий Иванющенко бросил свои предприятия на произвол судьбы [Электронный ресурс] // Деловой ресурс Forbes Украина. – 2015. – Режим доступа: http://forbes.ua/business/1388821-gibel-azovmasha-yurij-ivanyushchenko-brosil-svoi-predpriyatiya-na-proizvol-sudbyТ
15. Крюковский вагонзавод получил 358 млн гривен убытков [Электронный ресурс] // Деловой ресурс Forbes Украина. – 2015. – Режим доступа: http://forbes.ua/news/1390985-kryukovskij-vagonzavod-poluchil-358-mln-griven-ubytkov
16. Рогозин пообещал перенести производство двигателей для военных кораблей из Николаева в Рыбинск [Электронный ресурс] // Интерфакс. – 2014. – 12 августа. – Режим доступа: http://www.interfax.ru/business/390851
17. Еврохим намерен перенаправить поставки удобрений с Украины на другие рынки [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический центр RUPEC. – 2014. – 14 августа. – Режим доступа: http://www.rupec.ru/news/29995/
18. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. – 2015. – № 3. – С. 87–108.
19. Харсеев О. Украинские вагоны не доехали до России [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. – 2014. – 31 марта. – Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2441875
20. Торяник В. «Турбоатом» наращивает объемы реализации продукции [Электронный ресурс] // Медиа группа Объектив. – 2015. – 3 июня. – Режим доступа: http://www.objectiv.tv/030615/114566.html
21. Харьковский «Турбоатом» налаживает поставки в Европейский Союз? [Электронный ресурс] // Новостной портал mykharkov.info. – 2014. – Режим доступа: http://mykharkov.info/news/xarkovskij-turboatom-nalazhivaet-postavki-v-evropejskij-soyuz-94135.htm
22. Газета трудового коллектива флагмана отечественного энергомашиностроения ОАО «Турбоатом» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «Турбоатом». – 2014. – № 15. – Режим доступа: http://www.turboatom.com.ua/content/documents/27/2673/files/2014-09-15.pdf
23. Официальный сайт компании «Мотор Сич».
24. ВАСО сокращает закупки украинских агрегатов для Ан-148 и Ан-158 [Электронный ресурс] // Портал Trans-Port. – 2013. – 7 февраля. – Режим доступа: http://trans-port.com.ua/44566-vaso-sokrashhaet-zakupki-ukrainskikh-agregatov.html
25. Энергоблок БН-800 Белоярской АЭС будет запущен в срок [Электронный ресурс] // Пронедра. – 2014. – 16 октября. – Режим доступа: http://pronedra.ru/atom/2014/10/16/baes-zapusk/
26. Симонова М. Первый самолет новой России не взлетит без украинских деталей [Электронный ресурс] // РБК. – 2014. – 18 июля. – Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/18/07/2014/937490.shtml
27. Коцубинская М. «Росатом» может потерять 1,6 млрд руб. на Украине [Электронный ресурс] // РБК. – 2014. – 10 июня. – Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/industry/562949991695069
28. Украинский «Южмаш» частично приостановил работу из-за нехватки заказов [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 2015. – 28 января. – Режим доступа: http://ria.ru/economy/20150128/1044789356.html#ixzz3buGyhz3j
29. «Турбоатом» изготовил оборудование для АЭС российского проекта [Электронный ресурс] // РИА Новости Украина. – 2015. – 13 ноября. – Режим доступа: http://rian.com.ua/economy/20151113/1000230824.html
30. Авиапром на примере харьковского завода: научиться жить без России [Электронный ресурс] // РИА Новости Украина. – 2015. – 8 апреля. – Режим доступа: http://rian.com.ua/analytics/20150408/365957919.html
31. Роскосмос не будет закупать украинские ракеты «Зенит» [Электронный ресурс] // Русская служба BBC. – 2015. – 2 февраля. – Режим доступа: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2015/02/150202_roskosmos_zenit_plans
32. Российская «Ильюшин финанс» заинтересована в продолжении работы с ГП «Антонов» [Электронный ресурс] // ЦТС – Центр транспортных стратегий. – 2014. – 8 августа. – Режим доступа: http://cfts.org.ua/news/rossiyskaya_ilyushin_finans_zainteresovana_v_prodolzhenii_raboty_s_gp_antonov_21413
Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:23:00