Финансовая информация и ее роль в современной экономике

Черникова Л.И., Суворова Т.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Черникова Л.И., Суворова Т.П. Финансовая информация и ее роль в современной экономике // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 32-35.

Аннотация:
Вторая половина ХХ века, особенно последняя его четверть, ознаменована масштабными качественными изменениями в финансово-экономической, информационной, институциональной, организационной и технологической среде. В экономической литературе эти процессы именуются глобализацией, финансизацией, сервисизацией, информатизацией, виртуализацией, сетизацией. Среди них особое место занимает параллельное и почти одновременное проявление информатизации и финансизации.

Ключевые слова: информационная экономика, информация, финансы, сервисная экономика, финансовая информация



Информатизация и концепция информационного общества пришли на смену неоклассической парадигме вещных богатств индустриального общества.

Распространение информации тождественно ее самовозрастанию, что исключает применение к этому феномену понятия редкости, а ее потребление не вызывает ее исчерпаемости как производственного ресурса [1].

«Финансы ради финансов» или финансизация

В «Новой экономической энциклопедии» информатизация характеризуется как организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов [2].

Наряду с информатизацией в последние десятилетия в развитых странах наблюдается феномен «финансы ради финансов». Он проявляется в изменении роли финансов и финансовых отношений в жизнедеятельности экономических агентов, усилении позиций финансовых институтов и финансовой интеграции не только субъектов национального хозяйства, но и национальных экономик. Этот процесс в экономической литературе именуется финансизацией.

Считается, что термин «финансизация» ввел в экономический оборот С. Амин. По его мнению, финансизация выражается в высоких процентных ставках, «плавающих» обменных курсах, свободе спекулятивных трансфертов, повсеместной приватизации [3].

Информация и информатизация общества, с одной стороны, финансы и финансизация экономики, с другой стороны, в последние десятилетия оказывают влияние на всю жизнедеятельность человека. Они трансформируют многие экономические явления, выступают катализатором движения капитала. В России эти процессы совпали во времени с социально-экономической трансформацией постсоветского периода. Это обусловило их невысокую динамику и медленное протекание в стране. Однако уже сегодня они прослеживаются во всех сферах жизнедеятельности.

Информация в целом и финансовая информация в частности становятся определяющими сущностными характеристиками современного общества. Их изучение является важной научно-практической задачей.

Финансовая информация как ключевой элемент рынка

В массиве информации особое место занимает информация финансового характера. Однако ни в энциклопедических изданиях, ни в фундаментальных исследованиях авторам не удалось найти ее определение. Это говорит о недооценке данной категории современными учеными.

По нашему мнению, финансовая информация представляет собой сведения финансового характера, имеющие предметное содержание и предназначенные для снятия неопределенности и принятия финансовых решений.

Финансовая информация чрезвычайно важна и объективно необходима на уровне хозяйствующих субъектов – нефинансовых организаций. Ее своевременность, насыщенность и достоверность способствуют росту объемов продаж и массы прибыли, активному продвижению на рынке и усилению позиций в деловом сообществе, снижению рисков и уменьшению неопределенности.

В рамках корпоративного менеджмента качественная финансовая информация востребована в стратегическом и инвестиционном менеджменте, маркетинге и логистике, управлении затратами и результатами и, конечно, в финансовом менеджменте.

Финансовая информация позволяет предприятиям и организациям разнообразить политику заимствований, способствует снижению стоимости займов и оптимизации затрат.

Благодаря финансовой информации хозяйствующий субъект получает эталон для оценки своего положения относительно конкурентов на региональном, национальном и международном рынках. Это позволяет ему определять стратегию развития и корректировать все составляющие стратегического менеджмента.

Содержательная информация финансового характера позволяет оптимизировать поставки и, благодаря ее коммуникативной функции, развивать и совершенствовать партнерские отношения. Для выполнения этого множества функций в корпоративном управлении важны все виды финансовой информации:

‑ сведения нормативно-регулятивного характера;

‑ финансовые сведения справочного характера;

‑ статистические данные финансового характера;

Для любого экономического агента важна информация о процессах, происходящих в смежных областях. Информация, ограниченная лишь внутренними оценками, повышает риски и способствует принятию решений, тормозящих развитие.

Для принятия оптимальных решений необходима систематизированная и структурированная информация о рынках и их участниках, основанная на оценках независимых экспертов. При этом, учитывая изменчивость современного рынка, «правил игры» на нем, состава участников и их роли, она должна постоянно актуализироваться, зачастую меняться в режиме реального времени.

Информация должна быть простой и понятной, формироваться на основе общепризнанной шкалы оценок, позволяющей определить состояние и тенденции развития того или иного субъекта, сегмента, рынка, региона.

Масштабное аккумулирование информации, ее профессиональная обработка, оценка и структурирование, лаконичное представление и своевременная актуализация обусловливают необходимость информационных агентств, независимых аналитиков и рейтинговых компаний. Им отводится важная роль в формировании рынка финансовой информации.

Признаки и классификация финансовой информации

Поскольку финансовая информация представляет собой одну из разновидностей экономической информации, для нее характерны признаки последней, а также специфические черты. К признакам финансовой информации можно отнести:

‑ большие массивы данных;

‑ цикличность движения, обусловленная особенностями кругооборота капитала;

‑ многообразие источников и потребителей;

‑ преимущественно стоимостные измерители;

‑ параллелизм в обеспечении: высокая цена ошибок обусловливает необходимость и оправданность 4-5-кратного запараллеливания данных,

‑ наличие логических зависимостей, что позволяет формализовать бизнес-процессы и их составляющие на основе эконометрики или финансовой математики,

‑ вариабельность оценок в зависимости от применяемых цен (фактических, сопоставимых, отпускных, трансфертных и т.п.), расчетной валюты, стандарта оценки, учетной политики и т.д.,

‑ волатильность (изменчивость) динамических характеристик,

‑ особая значимость в средствах визуализации не столько графика изменений, сколько тренда (вектора) изменений,

‑ специфические правила чтения информации, предусматривающие методологию технического, финансового и др. анализа.

По мнению авторов, разновидности финансовой информации могут быть классифицированы по следующим критериальным признакам:

‑ по функциональной роли,

‑ по технологии получения и хранения,

‑ по способу отображения,

‑ по форме представления,

‑ по отношению к хозяйствующим субъектам,

‑ по значимости для принятия решения,

‑ по источнику формирования и способу получения,

‑ по временному периоду,

‑ по измерителям,

‑ по привилегиям доступа,

‑ по признаку платности,

‑ по степени обработки.

Это и стало причиной того, что значимость информации в современном обществе и ее разнообразие обусловили формирование в структуре финансового рынка сегмента, специализирующегося на финансовой информации.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:51