Организация инфраструктуры предпринимательства в рамках Евразийского экономического союза между Россией и Белоруссией

Кожан В.И.1,2
1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
2 Московский государственный образовательный комплекс

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 17, Номер 1 (Январь 2016)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кожан В.И. Организация инфраструктуры предпринимательства в рамках Евразийского экономического союза между Россией и Белоруссией // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 1. – С. 81-88. – doi: 10.18334/rp.17.1.2199.

Аннотация:

В статье представлено положение и основные элементы инфраструктуры организации предпринимательской деятельности в рамках Евразийского экономического союза на примерах предприятий России и Белоруссии. Определены факторы среды прямого и косвенного воздействия на развитие предпринимательских структур двух стран.

Исследовательская работа по организации инфраструктуры предпринимательской деятельности должна проводиться регулярно, в связи с непостоянством ее величины, изменением и дополнением различных факторов и сфер обслуживания. Такая исследовательская работа актуальна для построения стратегии развития предпринимательской деятельности как на микро, так и на макроуровнях.

Ключевые слова: контрактная система, централизация закупок, нормирование закупок, Закон 44-ФЗ, Закон 94-ФЗ



Введение

Современные теоретические представления об основах функционирования предпринимательских структур в едином экономическом пространстве сформированы еще до начала процессов мировой интеграции, и относятся они в основном к предпринимательским структурам развитых стран.

При рассмотрении предпринимательских структур в России и Белоруссии можно выделить спонтанный характер их возникновения. Развитие предпринимательства на постсоветском пространстве происходило в условиях нестабильности многих сфер деятельности государства, которые зачастую были не продуманы и противоречили сами себе, а также огромное влияние оказывала неразвитая инфраструктура предпринимательства.

Под инфраструктурой предпринимательства понимается сложная организационно-экономическая система государственных, общественных и частных организаций, которые обслуживают интересы субъектов предпринимательской деятельности. Сложность предпринимательской инфраструктуры как системы обусловлена разнообразием функций, которые выполняют ее составные элементы. Основными элементами предпринимательской инфраструктуры являются (рис. 1):

– организационно-техническая (производственная) инфраструктура – включает все, что организует производственный процесс;

– рыночная инфраструктура – организация коммерческой деятельности предприятий (услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров);

– финансово-кредитная инфраструктура – система учреждений, оказывающих финансово-кредитные услуги;

– информационно-техническая инфраструктура – услуги по сбору и предоставлению специализированной информации.

Рисунок 1. Составные элементы предпринимательской инфраструктуры

Источник: составлено автором

При рассмотрении самой инфраструктуры предпринимательской деятельности необходимо выделить такое звено и понятие, как предпринимательская структура. Это состав субъектов рыночных отношений, целью функционирования которых в рамках одной организационно-хозяйственной структуры является получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата деятельности.

Предпринимательские структуры, как элемент рыночной экономики, возможно классифицировать по любому классификационному признаку, присущему данному способу организации хозяйственной жизни общества.

В законодательстве Российской Федерации и Республики Беларусь классификация предпринимательских структур представлена по юридическому статусу (юридические и физические лица), по цели деятельности (коммерческие и некоммерческие) и по размеру предприятия (микро-, малые, средние и крупные).

Признаки юридического лица в законодательстве двух стран идентичны:

– организационное единство;

– обособленное имущество;

– самостоятельная ответственность по всем своим обязательствам своим имуществом.

По организационно-правовым формам юридические лица классифицируются в зависимости от характера правомочий учредителей.

Критерии определения предприятий по размеру представлены в законодательстве каждой страны самостоятельно.

В указанных документах определены критерии только для малых и средних организаций, границы крупных предпринимательских структур в нормативно-правовых документах стран-партнеров не регламентируются и выявляются по остаточному принципу.

Сравнительный анализ предпринимательских структур в России и Беларуси представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ предпринимательских структур

в России и Беларуси

Критерии
Российская Федерация
Республика Беларусь
1. Возникновение юридического термина
1991 год
1991 год
2. Характер возникновения
Спонтанный
Спонтанный
3. Организационно-правовые формы коммерческих организаций, минимальный размер УК
ООО – 10 тыс.руб.
ЗАО - 10 тыс.руб.
ОАО – 100 000 тыс.руб.
хозяйственные товарищества,
производственные и потребительские кооперативы,
унитарные предприятия
ООО – 1600 евро;
ЗАО – 3000 евро;
ОАО - 12500 евро; унитарные предприятия - 800 евро; ОДО, хозяйственные товарищества, производственные кооперативы, казенные предприятия – 400 евро; крестьянские (фермерские) хозяйства – 150 евро.
Источник: составлено автором

Принципиальных отличий в организации предпринимательских структур России и Беларуси нет.

На формирование и функционирование предпринимательской инфраструктуры двух стран оказывают влияние факторы макросреды:

– экономические (динамика ВВП, инфляция, курс валюты, ставки банковского процента, платежеспособный спрос и т.д.);

– политические (изменение законодательства, выборы правящей партии, государственное регулирование конкуренции);

– социальные (демографические изменения, изменения в базовых ценностях, стиле и уровне жизни, религиозные факторы, влияние СМИ);

– технологические (развитие технологий, НИОКР, новые патенты и т.д.);

– географические (природные условия).

Из всех вышеперечисленных факторов внешней среды наибольшее влияние на состояние предпринимательских структур России оказывают экономические и правовые условия в стране. Причем правовые условия, законодательство относятся к среде прямого воздействия, а экономические условия – к среде косвенного воздействия. В силу этого обстоятельства указанные условия по-разному влияют на деятельность предпринимательских структур.

В настоящий момент можно говорить о недостаточной стабильности в экономике страны. Меры, предпринимаемые Правительством РФ и Банком РФ по росту доходов бюджета страны за счет увеличения налоговых сборов, увеличению доходов бюджета, повышение ее размера золотовалютных резервов, направлены на сохранение макроэкономической стабильности, замедление инфляционных процессов.

Влияние среды косвенного воздействия – финансово-кредитной инфраструктуры предпринимательства - выражается в том, что банки не пытаются расширять спектр оказываемых услуг, а пытаются приспособиться к новым экономическим условиям. Широкое распространение получат новые кредитные продукты.

Нельзя также не отметить влияние географического фактора на развитие предпринимательских структур в России. Основные финансовые потоки страны сконцентрированы в Москве, что не позволяет оперативно привлекать и размещать необходимые денежные средства в региональные предпринимательские структуры.

Пространственная дифференциация условий экономической деятельно­сти, в том числе во внешнеэкономической сфере, усиливающаяся территориальная неравномерность развития интеграционных отношений вызывают к жизни новые разнообразные формы международных экономических связей, одной из которых является приграничное сотрудничество.

Развитие приграничного сотрудничества – своего рода «малая» интеграция, которая является важной составной частью «большой» интеграции – региональных объединений нескольких заинтересованных стран.

Нереализованность потенциала приграничных связей наглядно демон­стрирует ситуация на региональных рынках труда и в сфере услуг. Нехватка рабочей силы, прежде всего квалифицированной, в приграничной зоне России сегодня сочетается с достаточно высоким уровнем безработицы в соседнем с ней приграничье.

Несмотря на существующее миграционное законодательство, затрагивающее страны – участницы ТС, оно по-прежнему не является эффективным инструментом уравновешивания рынков труда. Это происходит в большей степени из-за невысокой инициативности органов местного управления и самоуправления, имеющегося несоответствия в системах налогообложения двух стран и т.д.

Сегодня можно говорить о том, что приграничные отношения Беларуси со странами-соседями и, в первую очередь, с Россией находятся в своеобразной стадии анабиоза. Главной причиной этого, по-видимому, является существую­щая традиционная модель сотрудничества, которая практически перестала ока­зывать существенное влияние на модернизацию приграничной экономики – потенциал ее развития в виде существенной разницы цен на товары и услуги по обе стороны границы на сегодняшний день практически исчерпан.

Далека от совершенства и система взаиморасчетов и платежей. Почти все белорусские фирмы не имеют возможности проводить «белый» наличный и безналичный расчет. В результате чего создаются и используются различные схемы бартерного обмена и межрегионального взаиморасчета.

Заключение

1. Организация и функционирование предпринимательской деятельности в рамках ЕврАзЭс имеет следующие типовые подходы:

– первоосновы все правил ЕврАзЭс носят запрещающих характер для любых ограничений свободной деятельности предпринимателей – участников международной интеграции;

– основные направления экономической политики в ЕврАзЭс включают в себя поддержку свободной конкуренции и продвижение различных форм предпринимательской деятельности.

2. Основными помехами развитию инфраструктуры предпринимательства в России остаются низкий спрос внутри страны, недостаток оборотных средств, нехватка квалифицированных кадров.

3. По-прежнему сохраняется высокая зависимость экономики от стоимости нефти, так как высокий уровень цен на нефть поддерживает высокий уровень ликвидности и дешевого внутреннего финансирования для российских компаний. Вместе с тем, отечественные предприятия начали проводить активные меры по повышению качества продукции, по росту производительности труда и улучшению условий производства, постепенному переходу на Международные стандарты качества ISO 9001:2008, что дает основания полагать о качественном развитии экономики РФ.


Источники:

Белорусско-русское пограничье: Этнологическое исследование (2005). М.: Издательство РУДН.
Магомаева, Л.Р. (2011). Классификация предпринимательских структур по признакам организационных форм и видам финансирования. Актуальные вопросы экономических наук, 22-2, 174-181.
Румянцева, Е.Е. (2002). Развитие предпринимательства в Белоруссии и других странах СНГ. Проблемы прогнозирования, 1, 101-111.
Тимофеева, Р.А. (2008). Чем брать будем? классификация предпринимательских структур. Российское предпринимательство, 4-1, 78-81.
Шишкин, Д.Г., Гершанок, Г.А. (2012). Значение и классификация предпринимательских структур (С. 67). Российское предпринимательство, 22, 63-69.

Агарков, С.А., Кузнецова, Е.С., Грязнова, М.О. (2011). Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. М.: Академия Естествознания.
Гладилин, И. (2012, 1 июня). Белоруссия остается ближайшим союзником России. Режим доступа: http://www.km.ru/forum/v-rossii/2012/06/01/vneshnyaya-politika-rossii/belorussiya-ostaetsya-blizhaishim-soyuznikom-rossii
Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015).
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о мерах по развитию торгово-экономического сотрудничества от 23 марта 2007 г. (2007). Бюллетень международных договоров, 6, 52-55.
Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании равных условий субъектам хозяйствования от 25 декабря 1998 г. (1999). Бюллетень международных договоров, 4, 57-61.
Указ Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 №255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (ред. от 17.03.2014).
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 20:15:26