Совершенствование форм государственно-частного партнерства в России

Филатов А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-2 (127), Январь 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Филатов А.В. Совершенствование форм государственно-частного партнерства в России // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 1. – С. 26-30.

Аннотация:
Необходимым и достаточным условием устойчивого развития экономики России является применение механизмов взаимодействия государства и бизнеса, обеспечивающее формирование эффективной экономической политики, повышение инвестиционной и инновационной активности, рост конкурентоспособности страны, а также развитие производственной и социальной инфраструктуры.

Ключевые слова: инновационная активность, государственно-частное партнерство, социальная инфраструктура, производственная инфраструктура



Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволит увеличить темпы роста валового внутреннего продукта, являющегося обобщающим индикатором силы экономики (или наоборот, ее слабости в периоды спадов), за счет повышения эффективности бюджетного сектора экономики, науки и образования с целью удовлетворения современных потребностей развития бизнеса и снижения издержек при реализации инфраструктурных проектов. Проблема развития инфраструктуры может быть успешно разрешена только при активном участии бизнеса в инвестиционном процессе, когда развитие инфраструктуры является не самоцелью, а реально способствует качественному изменению структуры экономики.

Альтернатива приватизации — государственно-частное партнерство

На сегодняшний день государство вполне может ограничиться созданием собственных корпораций, способных вытеснить частный бизнес за пределы страны, и при условии предоставления преференций они, несомненно, станут лучшими (и единственными). При реализации данного сценария исчезает конкуренция, что в конечном итоге аннулирует рост российской экономики. Рассматривая ГЧП именно как партнерство, а не навязывание условий, государство должно защищать конкурентоспособность частных компаний в мировом масштабе и создавать условия для развития бизнеса. В случае если частным компаниям невыгодно, а у государства не хватает средств на реализацию проектов, то стоит объединить усилия. Именно такой подход, основанный на опыте зарубежных стран, при переходе к постиндустриальному обществу обеспечит России осуществление схем ГЧП, необходимых стране для дальнейшего развития экономики [1].

Рядом зарубежных и отечественных компаний разработаны проекты осуществления ГЧП и ждут рассмотрения правительством. Электроэнергетика, машиностроение, авиация и другие сферы нуждаются в государственной поддержке не меньше, чем государство нуждается в инвестициях. Таким образом, в сфере развития инфраструктуры роль государства должна заключаться в постепенном превращении из саморегулирующегося поставщика инфраструктурных услуг и независимого регулятора в партнера бизнесу, действующего на равных с ним условиях. Эффективной альтернативой приватизации стратегических инфраструктурных сетей с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями могут стать используемые во всем мире различные формы ГЧП [2].

Формы государственно-частного партнерства

ГЧП может быть реализовано в различных формах:

контракты, заключаемые государством с частными компаниями: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России;

арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования, в качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату;

соглашения о разделе продукции (СРП). СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск» [4]. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела;

государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

— концессия. Это наиболее часто используемая за рубежом форма ГЧП при воплощении в жизнь крупных капиталоемких проектов. Концессия — это система отношений между государством (концедентом) и частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

Концессия и ее преимущества

Концессия является наиболее перспективной комплексной формой ГЧП за счет следующих преимуществ:

1) отношения, возникающие между государством и частным бизнесом при реализации ГЧП в форме концессии, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности;

2) частный бизнес обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, в чем заключается отличие концессий от совместных предприятий;

3) в рамках как законодательных норм, так и концессионного договора у государства остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов;

4) государство оставляет за собой права владения и пользования объектом своей собственности, делегируя концессионеру только право распоряжения ею.

Государственные стратегии и программы, основанные на использовании только бюджетных средств, не позволяют реализовывать масштабные стратегические проекты. Поэтому власти страны взяли курс на широкое привлечение частных инвестиций и быстрое развитие ГЧП.

Каких-либо дополнительных прав или гарантий частным инвесторам договор концессии не предоставляет, накладывая на них более существенные обязательства и риски по сравнению, например, с обычными договорами аренды. Неоспоримым преимуществом концессии является лишь удобство такой формы взаимоотношений благодаря комплексности регулирования. Основные параметры реализации инвестиционного проекта на условиях концессии объединены в едином договоре. Вопросы организации земельных отношений решены в рамках концессии, и урегулированы на период действия договора концессии.

На сегодняшний день в России существует ряд проектов, но не заключено ни одного крупного концессионного соглашения. Сложившееся положение дел объясняется, возможно, тем, что государство будет действовать последовательно, а значит, проблема заключается в длительности осуществления проектов и, возможно в том, что у бизнеса пока еще нет уверенности в завтрашнем дне.

Концессия представляется наиболее перспективной формой ГЧП, позволяющая сбалансировать финансовые возможности бизнеса (концессионеров) и контроль за соблюдением условий концессионного соглашения со стороны государства (концедента) с последующим возвратом объекта концессии концеденту.


Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:00:51