Детский отдых в России. История и перспективы развития
Прошунина А.В.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 24 (Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Прошунина А.В. Детский отдых в России. История и перспективы развития // Российское предпринимательство. – 2015. – Том 16. – № 24. – С. 4487-4494. – doi: 10.18334/rp.16.24.2148.
Аннотация:
В данной статье рассматривается история возникновения и развития детского отдыха как в России, так и за рубежом. Анализируется его возникновение и преобразование в течение времени в соответствии с изменениями в политических и экономических сферах государства. Также приводится классификация видов детского отдыха с указанием сильных и слабых сторон последних. Отмечается неполное законодательное регулирование данной сферы. Кроме того, вносятся предложения о совершенствовании законодательной базы. Данное исследование может заинтересовать как студентов экономических вузов, так и представителей органов законодательной инициативы.
Ключевые слова: детский отдых, перспективы развития, совершенствование законодательства, виды детского отдыха
Введение
Довольно часто мы слышим фразу «Дети – наше будущее», для многих из нас она стала настолько привычной, что мы не особо вдумываемся в ее смысл. Но значение ее глубоко. Каждый родитель хочет, чтобы ребенок добился в жизни больше, чем он сам. Каждый учитель желает, чтобы ученик был лучше него. Сегодня значимой задачей и перед страной, и перед родителями стоит воспитание моральной устойчивости, нравственности и внутренней духовности в наших детях. Будущее детей в них самих, а значит, в том, что получится дать ребенку в процессе формирования его как личности. Одной из составляющих частей данного процесса является детский отдых.
Как многие уже знают, впервые идея об организации детского досуга в летнее время посетила отставного английского полковника Бадена Пауля в начале ХХ века. Он долго изучал быт спартанцев, племен Африки, самураев, начал работать над книгой и вскоре решил проверить свои соображения на практике. После тщательного отбора была сформирована группа из 8 мальчиков, с которыми он отправился в восьмидневный поход на остров Браунси. Программа была очень насыщенная. Необходимость организации досуга детей ощущалась очень давно, но то, что в итоге предложил Баден Пауль, оказалось наиболее оптимальным. Вышедшая в свет его книга «Разведка для мальчиков» считается одной из самых читаемых в мире.
В России, учитывая нестабильную политическую обстановку, дискуссии по поводу организации государственной системы детского отдыха развернулись только в начале двадцатых годов двадцатого века. Главным идеологом стал первый замнаркома здравоохранения СССР З.П. Соловьев. Дети были его призванием, он делал все для здоровья детей и подростков. Именно по его инициативе после окончания гражданской войны были брошены значительные ресурсы для создания детских оздоровительных учреждений. Сердце его деятельности – знаменитый «Артек», детская здравница нового типа.
Но, как в любом новом деле, и здесь не обошлось без ошибок. Летние скаутские лагеря сразу не прижились, они просто не подходили по нагрузке для детей, которые пережили мировую и гражданскую войны, голод, разруху, эпидемии. З.П. Соловьев продолжал настаивать на необходимости создания комплексных детских оздоровительно-воспитательных учреждений. Большинство медицинских светил не поддерживали его: ведь оздоровительная работа предусматривает щадящий режим, а воспитательная влечет за собой сильные эмоциональные и физические нагрузки. Для того чтобы разрешить эти противоречия и был создан пионерский лагерь санаторного типа. Этому поспособствовало развитие пионерского движения. Одновременно развивалась и методика работы в структурах данного типа, в разработке которой принимал активное участие З.П. Соловьев. Система пионерских лагерей продолжала развиваться не одно десятилетие, претерпевая некоторые изменения, которые были неизбежны из-за изменений ситуации как в стране, так и в мире.
В 1925–30-ые годы основное внимание в лагерях уделялось выработке правил внутреннего распорядка с акцентом на оздоровительную работу, развитие навыков личной и общественной гигиены. Была введена должность пионервожатого, последние приезжали вместе с детьми на смену. Постоянных работников в лагерях не было. Они появляются позднее, только в конце двадцатых годов в штат вводят и методистов, и вожатых, и пр.
С тридцатых годов над оздоровительной составляющей детского отдыха начинает превалировать идеологическая направленность. Этому способствовали научные открытия, освоение Северного Ледовитого океана, героизм наших летчиков.
Большой урон развитию пионерских лагерей нанесла Великая Отечественная война, эти четыре года перечеркнули все, что создавалось не одно десятилетие.
После победы в ВОв развитие детских пионерских лагерь происходит с удвоенной силой. В основу развития легли довоенные традиции с учетом событий послевоенных лет. Оздоровительный процесс также не забывается, так как дети послевоенных лет проходят долгий период физического и морального восстановления.
Только после 60-ых годов оздоровительная работа отходит на второй план.
Проблемы в развитии детского отдыха начинаются после упразднения Всесоюзной пионерской организации, сменилась идеология и руководители, которые осуществляли непосредственное управление. Детские лагеря продолжали работать, постепенно приходя в упадок. Многим моим знакомым удалось побывать в лагерях Подмосковья в начале 90-ых годов. И если мы тогда еще не были избалованы комфортными условиями, то с досугом была просто беда, детям было нечем заняться. Многие ехали за определенными впечатлениями, так как лагерь по рассказам родителей представлял собой практически сказочное место. Возникла необходимость в глубоком анализе опыта, накопленного за предыдущие десятилетия, с разработкой новых педагогических технологий. Была практически полностью исключена идеологическая подоплека, детские базы отдыха теперь направлены непосредственно на развитие личности ребенка, также много внимания уделяется физкультуре и спорту.
Согласно «Положению о загородном пионерском лагере» от 1978 года, пионерский лагерь считался оздоровительным внешкольным учреждением, организуемым для пионеров и школьников советами и комитетами профсоюзов совместно с предприятиями, учреждениями, организациями на время зимних и летних каникул. На территории Советского Союза функционировало до 1100 пионерских лагерей и 540 выездных загородных детских садов и яслей. В связи с реорганизацией пионерской организации лагеря перестали финансировать, в этой связи произошло массовое закрытие.
Впоследствии базы были перекуплены частными лицами или организациями, далеко не все из них работают по назначению.
Только некоторые предприятия смогли материально обеспечить свои лагеря и определить педагогическую линию работы. Бывшие пионерские лагеря стали называть детскими оздоровительными лагерями, центрами, комплексами и т.д.
На сегодняшний день нет федерального закона, который бы регламентировал деятельность детских лагерей, комплексов, центров.
Теоретически можно провести разделение организации детского отдыха по различным критериям.
Прежде всего, это сфера экономической деятельности, которая осуществляется коммерческими и некоммерческими организациями (Папирян, 2010). Коммерческие организации на сегодняшний день, прежде всего, представлены туристическими фирмами, которые организуют различные поездки как на территории Российской Федерации, так и за рубежом. Деятельность организаций направлена на получение прибыли в условиях непростой рыночной конкуренции. Некоммерческие организации детского отдыха сегодня – государственные и муниципальные органы управления. Финансирование осуществляется за счет средств государственного или муниципального бюджета, спонсорских денежных средств, а также взносов родителей.
В довольно приличном состоянии находятся ведомственные детские лагеря: прекрасные условия, напоминающие пятизвездочные гостиницы Турции или Египта. Они мало чем напоминают палаты с выстроенными рядами коек с железными спинками. Развитая инфраструктура территории лагеря: бассейны, теннисные корты, картинг и пр. Недостатком является цена, если вы не сотрудник данного ведомства.
Также распространен смешанный тип: слияние государственных дотаций с инвестициями коммерческих организаций, возможен в форме союза.
В основу следующего критерия можно положить разделение по типу услуг:
- выездной отдых – путешествия граждан, проживающих постоянно на территории Российской Федерации, по другим странам;
- внутренний отдых – путешествия по Российской Федерации.
Также детский отдых может быть стационарным или мобильным. При стационарном отдыхе ребенок постоянно или длительное время находится на одном месте. Во втором случае происходят постоянное перемещение и смена местоположения.
К стационарным видам отдыха можно отнести программы по обмену школьниками, когда один ребенок или группа выезжает за рубеж. Данная программа очень эффективна и познавательна для изучения иностранного языка, культуры и наследия другого государства, а также семейного быта, так как чаще всего ребенок живет в семье.
Как отмечалось ранее, на сегодняшний день отсутствует федеральный закон, регулирующий детский отдых. Часть правил организации прописано в Типовом положении о детском оздоровительном лагере. В соответствии с последним основными целями деятельности лагеря являются обеспечение развития, отдыха и оздоровления детей в возрасте от 6 и до достижения ими 18 лет.
К детским лагерям как самостоятельному виду детского туризма можно отнести:
1. Детские лагеря, расположенные на территории стран СНГ, в частности Украины. Данные лагеря наиболее полно нашли отражение советских традиций: педагогические, спортивные основы, распорядок дня и пр.
2. Зарубежные детские лагеря, последние чаще всего организуются на базе отелей: Наиболее известные в Болгарии (ММЦ «Сердика», ММЦ «Альбатрос», ММЦ «Блэк-Си»), Греции («Fun Park Camp», «Kalyves Camp»), Словакии («Fun»», Союз»). Последние больше напоминают обычный отдых в отеле: дети получают питание, проживание и анимацию (Дурович, 2011).
3. Выездные лагеря, организаторами которых выступают российские туроператоры, школы и творческие коллективы. При данном виде арендуется определенная площадка, а именно отель небольшой звездности в Болгарии, Испании, Мальте, Финляндии, а также до последнего времени Египте и Турции. Данный вид отдыха не является приоритетным из-за высокой стоимости (Сысоева, 2009).
Подобные лагеря стали организовываться и спортивными школами, даже иногда небольшими секциями. Место проведения зависит от финансовых возможностей родителей. В последнее время активно использовался Крым (как в составе Украины, так и в составе России) в связи с наличием площадок и приемлемыми ценами. Основное время препровождения – тренировки, экскурсионные программы не многочисленны.
Все большие обороты на данный момент набирает обмен школьниками. Родоначальником такого детского отдыха по праву считаются США, которые впервые ввели данную практику в 1980–90-ые годы. Подобные поездки могут длиться от одной недели до одного года, наиболее распространенный интервал – один–два месяца.
Стоит вспомнить об еще одном виде стационарного выездного отдыха – экскурсии в один город. Чаще всего их организация приходится на осенне-весенние каникулы. Продолжительность от 5 до 10 дней. Направления самые разнообразные: Прага, Париж, Амстердам, Рим, Лондон, Вена, Венеция и др. Учитывая, что дети намного менее притязательны, чем взрослые, то их устроят и многоместные номера.
Что касается мобильного вида выездного отдыха, то к нему можно отнести экскурсионные поездки и туристические походы. Здесь чаще всего используется комбинированный транспорт: поезд и автобус, автобус и паром и пр. Задача подобных поездок – охватить как можно больше стран. Туры экономически выгодны, проживание в недорогих гостиницах, перемещение на автобусе. В туристических же походах дети приучаются работать в команде, готовить еду на костре, осваивают дайвинг, скалолазание. Подобный вид отдыха очень близок по духу к скаутским лагерям, которые так популярны в США.
Во внутреннем детском отдыхе также можно выделить свои подвиды:
- детские оздоровительные лагеря;
- санатории;
- спортивные и палаточные лагеря;
- походы и экскурсии.
Из них к стационарным видам детского внутреннего отдыха можно отнести:
- детские оздоровительные лагеря;
- санатории и экскурсионные поездки в один город.
Детский оздоровительный лагерь приходит на смену пионерскому в начале 1990-ых годов. Также данные лагеря стали получать разные направленности: языковая, спортивная и пр.
Санаторий же является, прежде всего, медицинским учреждением, задачей которого является лечение и профилактика различных заболеваний, а также общее оздоровление молодого организма. Большая часть санаториев на территории России принадлежит Министерству здравоохранения.
Также стоит обратить внимание на организацию лагерей дневного пребывания. Чаще всего они организуются на базе школ для детей, которые не каким-либо причинам не могут уехать на каникулах. Детям обеспечивается питанием, а также досугом, работают лагеря обычно в первую половину дня.
Заключение
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо отметить, что организация детского отдыха довольно разнообразна, представлена различными формами. Проблем же можно выделить также несколько:
1. Отсутствие четкого законодательного регулирования: детский отдых требует принятие специального закона, который бы закрепил основные понятия, сформулировал бы все требования к организации детского отдыха, а также меры ответственности в случае каких-либо нарушений. Действующие типовые положения являются как бы макетом к более развернутому документу. Классификацию детского отдыха можно было бы тогда проводить, основываясь именно на законодательном закреплении.
2. Большое количество организаций, занимающихся детским отдыхом. В данном случае потребитель теряется между большим количеством предложений. Необходимо создание развернутой базы с данными всех организаций и предложениями последних.
3. Организация детского отдыха должна быть отнесена к лицензируемым видам деятельности. Большое количество поездок организуется туристическими фирмами. С 2007 года туристическая деятельность больше не относится к лицензируемым видам деятельности. Но для обеспечения дополнительных гарантий необходимо введение лицензирования именно детского отдыха [1].
Наконец, необходимо развивать инфраструктуру детских лагерей на территории Российской Федерации, так как на данный момент приоритетными считаются зарубежные лагеря.
[1] Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99‑ФЗ.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 14:10:30