Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в условиях малого города на муниципальном уровне

Пысина Н.В.1,2,3,4
1 Чайковский филиал
2 Пермского национального исследовательского
3 политехнического университета,
4 г. Чайковский

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 16, Номер 24 (Декабрь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:

Автор раскрывает основные положения законодательных актов поддержки развития малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне. Благодаря пополнению бюджетных средств за счет налоговых отчислений от предпринимательской деятельности органы исполнительной власти могут реализовывать проекты, программы развития муниципального образования. В статье приводятся динамика численности предприятий, их объемы производства, отражена экономическая отдача на примере статистического исследования г. Чайковский. Представленные исследовательские данные, позволяют понять, насколько важна поддержка малого и среднего предпринимательства, в условиях малого города. В статье также приведен уровень численности занятого населения за определенный период времени в связи с расширением предпринимательского сектора в различных сферах его деятельности.  

Данная статья позволяет исследователям отметить положительные и отрицательные моменты в системе роста и развития, разработать индивидуальную (для своего города) программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Представленные активные мероприятия для начинающих и действующих предпринимателей, разработанные совместно с предпринимательским сектором Чайковского муниципального района, дают возможность взять за основу некоторые из них и скорректировать в зависимости от цели исследователя.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, динамика развития, поддержка, субсидии, экономическая деятельность, субъекты малого предпринимательства



Введение

Малое предпринимательство – динамичная форма хозяйствования, которой присущи гибкость и умение чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне не менее важна, так как постепенно формирует средний класс, выступающий в современном обществе гарантом экономической стабильности (Махмудова, 2015).

В свою очередь, для эффективного экономического развития, а также функционирования малых предприятий на уровне муниципального образования все большее значение приобретает формирование благоприятного предпринимательского климата. Ведь важность развития предпринимательской среды приобретает актуальный характер, поскольку от процветания и эффективного функционирования данного сектора в экономике зависит благосостояние и занятость большинства населения города (Медков, 2014a; Медков, 2014b).

Для того чтобы создать «здоровую» конкуренцию в развитии предпринимательского сектора города, а также обеспечить развитие и занятость населения, необходимы определенные условия, которые, в свою очередь регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», суть которого заключается в установлении форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства. Кроме того, в данном Законе четко прописаны субъекты малого и среднего предпринимательства, в число которых входят:

- индивидуальные предприниматели;

- потребительские кооперативы;

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- коммерческие организации (за исключением муниципальных и унитарных предприятий) [1].

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются лица при выполнении ими следующих критериев:

1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до 15человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать:

а) микропредприятия – 120 млн рублей;

б) малые предприятия – 800 млн рублей;

в) средние предприятия – 2 млрд рублей [2].

На наш взгляд, четкое позиционирование субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их государственная поддержка, подкрепленная положениями соответствующих федеральных законов и постановлений правительства вполне обоснованы, так как позволяют, обеспечить условия для развития бизнес-активности территории.

Кроме того, благоприятное развитие малого и среднего предпринимательства, возможно в случае взаимодействия политических, социальных и экономических факторов, которые охватывают почти все направления осуществления бизнеса [3].

К числу задач в рамках данных факторов входят [4]:

1. В политическом аспекте – обеспечивать формирование среднего класса – основного гаранта политической и социальной стабильности общества.

2. В социальном аспекте – способствовать обеспечению материального благополучия населения и его занятости, культурному и духовному развитию, удовлетворению материальных потребностей через расширение рынка потребительских товаров и услуг.

3. В экономическом аспекте – увеличение валового регионального продукта, содействие развития конкурентной рыночной экономики, повышение доходов бюджета и внебюджетных фондов.

Реализация данных задач возможна при наличии благоприятных условий, которые определяются и регулируются органами государственной власти как на муниципальном и региональном уровне, так и на федеральном в отношении малого и среднего предпринимательства [5].

Таким образом, законодательное регулирование малого и среднего предпринимательства позволяет данным участникам сориентироваться в сфере бизнеса, и отлаженно функционировать.

Результаты исследования

Объектом данного исследования послужил город Чайковский Пермского края, в котором автором была рассмотрена система поддержки и развития малого и среднего предпринимательства.

Анализ статистических отчетов, официальных документов показывает, что за период с 2012 по 2014 гг. на территории города Чайковский наметилась тенденция к улучшению общей среды деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Данной положительной тенденции способствуют различные проекты, программы, ярмарки, круглые столы поддержки предпринимательской деятельности во всех сферах, а также субсидии, микрозаймы со стороны органов местного самоуправления, что является сильным подспорьем для начинающих предпринимателей. Уже представлены форумы, программы поддержки предпринимательства, такие как «Франчайзинг. Перспективы развития малого бизнеса», «Премия развития-2016», «Бизнес-леди», «Предприниматель года-2015», обучение по программе «Эффективное продвижение и результативные продажи» и так далее [6]. Так, например, на начало 2015 года, в Чайковском было выдано одиннадцать микрозаймов на общую сумму 4 млн 175 685 тысяч рублей.

На начало прошлого года специалистами в сфере предпринимательства были безвозмездно проведены «круглые столы» по проблемам и системе организации малого и среднего предпринимательства, в которых приняло участие 1487 человек. Мы можем констатировать тот факт, что Чайковским муниципальным районом ведется активная, грамотная работа по системе развития малого и среднего предпринимательства.

Кроме того, результаты оценки динамики развития малого и среднего предпринимательства за период с 2012 по 2014 гг. указывают на поступательное расширение данного сектора экономики, что, в свою очередь, является благоприятным фактором развития города Чайковский.

Данные авторских исследований развития и поддержки малого и среднего предпринимательства свидетельствуют о том, что число малых предприятий за указанный отчётный период (2012–2014 гг.) возросло на 18,9 %, численность трудящегося населения, на данных предприятиях, превысила 129 тысяч человек. Динамика численности трудящихся выглядит следующим образом: 2014 год – (по сравнению с 2013 годом) малые предприятия обеспечили на 43,1 тысячи больше постоянных рабочих мест. При этом удельный вес работников в общей среднесписочной численности занятых увеличился до 13,9%, повысившись на 4,3 % по сравнению с показателем 2013 года.

Данная динамика свидетельствует о том, что происходит интенсивный рост и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Чайковский.

Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что в Чайковском муниципальном районе по состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано 2500 индивидуальных предпринимателей, около 700 имеют статус субъекта малого и среднего предпринимательства. По видам экономической деятельности малые предприятия представлены практически во всех секторах экономики, но большая доля предприятий малого и среднего предпринимательства развивается в сфере торговли (58%) [7]. Вторую позицию, по данным исследованиям, занимает промышленное производство – 17 %; третью – бытовые и транспортные услуги (17%), затем следует недвижимость с 9 %.

Можно констатировать факт, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, преобладает. Для города Чайковский данный процент в сфере торговли (58%), является достаточно высоким. Возникает противоречие, с одной стороны, достаточно большое предложение по широкой номенклатуре товаров, а с другой – сфера производства остается недостаточно развитой.

Социологический опрос, проведенный автором в 2014 г. совместно с бизнес-центром, среди предпринимателей города Чайковский, позволил разъяснить сложившуюся ситуацию: предлагать готовые решения населению (в виде торгового предложения либо посреднических услуг), гораздо легче и менее затратнее.

Если обратиться к истории развития города Чайковский, то можно отметить, что до 1998 года сфера производства была лидирующей и город «обслуживал» себя самостоятельно. На сегодняшний день существует большое количество зарегистрированных производственных или многоцелевых предприятий, занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Интерес, впрочем, представляет и динамика производства продукции малыми и средними предприятиями. В 2013 сумма денежных средств от произведенной в Чайковском продукции составляла 8834 тыс руб., в 2014 году уже 9908 тыс рублей [8]. То есть прирост произведенной продукции в стоимостном выражении составил за один год 1 млрд 074 тыс рублей. В 2014 году чистая прибыль промышленных малых и средних предприятий составила 191 млн 122 тысяч рублей. Что составляет 76% от консолидированной чистой прибыли субъектов малого и среднего предпринимательства.

Дополнительный рост показателей абсолютных и относительных эффективности и результативности развития и функционирования предприятий малого и среднего бизнеса на территории г. Чайковский обеспечивают различные семинары, такие как «Умник», «Старт», «Развитие», «Ты предприниматель»; ярмарки; мероприятия: «День работника торговли», «День предпринимателя», «Народные промыслы», а также положения программы развития предпринимательства на 2015–2020 гг. [9]

Заключение

1. Статистика роста численности занятых в предпринимательской деятельности, а также динамика производства продукции, подтверждает факт поддержки малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне в городе Чайковский.

2. Активная позиция Чайковского муниципального района создает благоприятные условия для роста и развития предпринимательской деятельности на всех уровнях функционирования, тем самым мотивируя жителей города к организации собственного дела.

3. Разработанные и предложенные программы, мероприятия, «круглые столы» для начинающих и действующих предпринимателей помогают им расти и развиваться, решая при этом ряд социальных, экономических, политических задач.

[1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[2] Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».

[3] Наумов, В.Н. (2010). Организация предпринимательства (Учебное пособие). – СПб: Питер. 384 с.

[4] Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации, от 01.01.01 г. на период 2016–2020 гг.

[5] Малый бизнес (2009). Учебное пособие. М.: КНОРУС. 336 с.

[6] Административный регламент предоставления субсидий, грантов и микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства.

[7] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

[9] Постановление Администрации Чайковского муниципального района от 08.12.2014 № 2213 «Об утверждении Порядка реализации мероприятий подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Чайковском муниципальном районе» программы «Экономическое развитие в Чайковском муниципальном районе на 2014–2020 год»; Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации, от 01.01.01 г. на период 2016–2020 гг.


Страница обновлена: 28.10.2024 в 12:44:12